Отуречивание Центральной Азии набирает оборот. Турция стремится реализовать проект выхода через Каспий в Казахстан, Узбекистан, Киргизию и Туркмению. Для этого используется инструментарий «мягкой силы», эксплуатирующий тюркское происхождение населения этих республик и идею создания макрорегионального объединения тюркоязычных государств (Великий Туран).
ОТГ – это инструмент Турции она в центре (и опосредованно инструмент Запада) для вытеснения России из Центральной Азии.
Экономическое сотрудничество — страны стремятся упростить торговлю, нарастить инвестиции и связать рынки Европы и Азии в обход традиционных маршрутов через Россию. Ключевой проект — Транскаспийский международный транспортный маршрут (Срединный коридор), соединяющий территории Китая и Европы в обход России.
Организация тюркских государств как фактор противодействия влиянию России и Китая.
Организация тюркских государств (ОТГ) за последние 15 лет превратилась из культурно-языкового клуба в заметный геополитический блок. Учреждённая 3 октября 2009 году как Совет сотрудничества тюркоязычных стран (Тюркский совет) и переименованная в ОТГ на стамбульском саммите 2021 года, она объединяет Турцию, Азербайджан, Казахстан, Киргизию и Узбекистан (Туркменистан и Венгрия имеют статус наблюдателей). ОТГ продвигает всестороннее сближение тюркоязычных государств – от экономики до культуры и политики – опираясь на общую этноязыковую идентичность. Такое объединение неизбежно влияет на баланс сил в Евразии. Многие аналитики отмечают, что укрепление «тюркского мира» формирует альтернативный центр силы, способный уменьшить доминирование Москвы в её интеграционных проектах (Евразийский экономический союз, ЕАЭС, и Организация Договора о коллективной безопасности, ОДКБ) и сдерживать экспансию Китая через инициативу «Один пояс, один путь» (ОПОП).
Ниже рассматриваются основные направления влияния ОТГ – экономические, военно-стратегические, культурные и политические – а также то, как США и Европейский союз (ЕС) реагируют на рост ОТГ.
Экономические аспекты: транспортные коридоры и торговля
Экономическое сотрудничество лежит в основе ОТГ с момента её создания. Страны организации стремятся упростить торговлю, нарастить инвестиции и связать рынки Европы и Азии в обход традиционных маршрутов через Россию. Ключевым проектом стал так называемый Средний коридор – транскаспийский маршрут, проходящий через территории государств ОТГ (Казахстан, Азербайджан, Турция) и соединяющий Китай с Европой минуя Россию.
Этот коридор рассматривается как альтернатива «северному» маршруту через РФ, значимость которого снизилась после событий 2022 года. В результате войны на Украине и санкций против РФ тюркский регион превратился в важный транзитный узел между Азией и Европой.
Европейский союз и международные финансовые институты поддержали развитие транскаспийской инфраструктуры: так, в 2024 году было выделено около 10 млрд евро на устойчивую транспортную связанность Центральной Азии, включая Казахстан.
ОТГ официально декларирует поддержку китайской инициативы ОПОП, но при этом стремится играть самостоятельную роль в региональной логистике. На саммите в Стамбуле (2021) члены союза договорились укреплять Восточно-Западный срединный коридор и координировать его с проектами ОПОП. Такая кооперация, по сути, дает тюркским странам коллективный рычаг влияния на условия транзита между Китаем и Европой. Наблюдатели отмечают, что благодаря совместным усилиям ОТГ может бросить вызов экономическому доминированию Пекина в Центральной Азии. Иными словами, государства Средней Азии в составе тюркского блока пытаются избежать избыточной зависимости от одного крупного партнера – будь то Россия или Китай – диверсифицируя торговые маршруты и источники инвестиций.
Кроме транспортных проектов, ОТГ создает и финансовые механизмы. В 2022 году было объявлено о формировании Тюркского инвестиционного фонда для поддержки малого и среднего бизнеса в странах участницах.
Совместные экономические инициативы укрепляют внутренние связи между тюркскими республиками и снижают потребность опираться на ресурсы евразийских структур, продвигаемых Москвой. Как отмечает российский политолог Дмитрий Олейник, экономические цели ОТГ в средней перспективе во многом совпадают с видением США и ЕС в регионе – в первую очередь это развитие Транскаспийского международного транспортного маршрута.
Западные страны заинтересованы в появлении новых маршрутов поставок энергоресурсов и товаров из Центральной Азии, которые не проходят через территорию России, что уменьшает влияние последней на региональную экономику. ЕС уже включил Средний коридор в повестку диалога с Центральной Азией и финансово содействует его реализации, видя в этом выгоду для своей энергетической безопасности и торговли.
Военно-стратегическое сотрудничество
Формально ОТГ не является военным союзом, однако военно-стратегические аспекты сотрудничества тюркских государств явно усилились. Прорывным моментом стала Вторая карабахская война 2020 года, в которой Азербайджан при решающей поддержке Турции (и Израиля) одержал победу над армянскими силами. Этот успех заметно поднял авторитет Анкары и сплотил тюркские страны вокруг идеи, что совместными усилиями они могут отстаивать свои интересы без оглядки на Москву.
Подписанная вскоре Шушинская декларация о союзничестве между Турцией и Азербайджаном (2021) закрепила военное партнерство, став моделью для дальнейшей интеграции в сфере безопасности.
В 2021 году, с преобразованием Тюркского совета в ОТГ, рамки сотрудничества расширились, и организация открыто заявила о намерении углублять политико-оборонительную координацию помимо экономики и культуры.
На практике Турция активно наращивает двусторонние военные связи с центральноазиатскими партнерами. За последнюю декаду Анкара заключила ряд соглашений о военно-техническом сотрудничестве, начала поставки современных видов вооружений (включая беспилотники) и обучение кадров для Казахстана, Узбекистана, Киргизии. Аналитики отмечают, что интенсивное сближение Турции с тюркскими республиками в сфере обороны может стать стратегическим плюсом для Запада в эпоху соревнования великих держав, если Запад будет не игнорировать, а поддерживать эти тенденции.
Фактически Турция – член НАТО – предоставляет альтернативу российскому оружию и военному обучению в регионе. Развитие турецкого оборонпрома и его экспансия на рынки Центральной Азии ведет к тому, что армии стран ОТГ могут со временем перейти на турецкие (по сути натовские) стандарты вооружений и подготовки. Уже сегодня Азербайджан фактически интегрируется в турецко-натовскую военную орбиту, и похожий вектор намечается у других.
В перспективе ОТГ способна эволюционировать в полноценный военно-политический блок.
Турция, несмотря на членство в НАТО, демонстрирует готовность создавать параллельные альянсы для защиты интересов тюркских стран. Примечательно, что неэффективность ОДКБ в разрешении конфликтов (например, пассивность ОДКБ во время пограничных столкновений Киргизии и Таджикистана или в нагорно-карабахском кризисе) только подталкивает тюркские государства к поиску иных гарантий безопасности. После начала войны на Украине и относительного ослабления российского влияния в регионе стало очевидно, что “никакой внешний гегемон не обеспечит безопасность, и тюркским странам придется во многом рассчитывать на самих себя”, в том числе через взаимную поддержку.
Такой вывод, сделанный экспертами, стимулирует поиск новых форм оборонного сотрудничества в рамках ОТГ. Пока это выражается в участившихся совместных учениях, консультациях спецслужб и тренировке офицеров стран Центральной Азии на базе турецких военных учебных заведений.
Турция позиционирует себя скорее “лидером, а не гегемоном” тюркского мира , поэтому она выстраивает партнерство аккуратно, чтобы не спровоцировать прямой конфликт интересов с Россией или Китаем. Тем не менее, сам факт появления альтернативного центра силы в сфере безопасности ослабляет монополию Москвы на военное влияние в постсоветской Центральной Азии.
Культурно-гуманитарная интеграция
Объединяющим фундаментом ОТГ служит общность языка, истории и культуры тюркских народов. В отличие от сугубо прагматичных объединений (ЕАЭС, ОДКБ или ШОС), тюркский проект во многом строится на идее единой цивилизационной идентичности. Идеи пантюркизма и «Туранизма» зародились еще в начале XX века и были подавлены в советское время, но после распада СССР вновь набрали популярность.
Современные правительства стран ОТГ осторожно относятся к крайностям этнонационализма, однако продвигают культурное возрождение: проводят фестивали, открывают школы и центры изучения тюркских языков, создают совместные исторические и образовательные проекты. В 2022 году при ОТГ заработала Комиссия по единому алфавиту для перехода на латинскую графику, что символизирует стремление тюркских республик уйти от советского (кириллического) наследия и приблизиться к турецкому языковому пространству. Например, Узбекистан уже практически завершил смену алфавита с кириллицы на латиницу – шаг, который стал символом дистанцирования от российского влияния и укрепления связей с тюркским миром. Казахстан также реализует поэтапный переход на латиницу к концу десятилетия, мотивируя это вопросами национальной идентичности и удобства интеграции в глобальное информационное пространство.
ПОМИМО ЯЗЫКА, ВАЖНЫМ НАПРАВЛЕНИЕМ СТАЛО РЕЛИГИОЗНО-ГУМАНИТАРНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО.
Большинство стран ОТГ – мусульманские, поэтому организация создала Совет религиозных лидеров тюркского мира, который координирует усилия в борьбе с экстремизмом и исламофобией . Продвижение умеренных религиозных проектов под эгидой Турции может стать одной из приоритетных сфер, полагают наблюдатели.
Турецкое влияние в религиозно-культурной сфере (через фонды, образовательные программы, сериалы, СМИ) способствует формированию в Центральной Азии позитивного образа «тюркской семьи» народов, альтернативного прежней советской общности. Если Москва традиционно делала упор на сохранение русскоязычного пространства и православной культуры, зачастую прибегая к давлению (например, против «излишней» дерусификации), то Анкара предлагает более привлекательную «мягкую силу» на основе добровольного сближения языков и традиций.
Как отмечают эксперты, в Узбекистане, Казахстане и Киргизии периодически обостряется конкуренция между местной и русской идентичностью, и на этом фоне ОТГ предлагает позитивную идеологию тюркского единства взамен российских попыток удержать влияние.
Таким образом, культурно-гуманитарная интеграция через ОТГ постепенно сокращает влияние России как «культурного старшего брата» в постсоветской Средней Азии. Укрепляется осознание самостоятельной тюркской идентичности, связывающей страны региона скорее друг с другом и с Турцией, чем с Россией. Это мягко подрывает основы «русского мира» в Центральной Азии и создает предпосылки для более независимой внешней политики этих государств.
Геополитические последствия и баланс с Россией и Китаем
Расширение влияния ОТГ неминуемо сказалось на отношениях тюркских стран с двумя большими соседями – Россией и Китаем. Хотя официально ОТГ заверяет, что не стремится бросать вызов кому-либо, усиление интеграции тюркских государств представляет стратегический вызов для Москвы и Пекина. Дело в том, что Россия традиционно рассматривала Центральную Азию и Кавказ как сферу своего преимущественного влияния. Китай же в последние десятилетия вложил значительные ресурсы в экономическое проникновение в регион через ОПОП. Появление же сплоченного блока стран, способных координировать внешнюю политику и экономику, ограничивает возможности и того, и другого гиганта доминировать в регионе.
Европейский союз во многом разделяет подход США, хотя и с некоторыми оговорками. Для Брюсселя тюркские страны Центральной Азии – важные партнеры в энергетической сфере (Казахстан – крупный экспортер нефти, Туркменистан – газа) и транзите из Китая. После 2022 года ЕС ускоренно выстраивает стратегию взаимодействия с регионами, ранее считавшимися «зоной влияния» России. В октябре 2022 г. прошёл первый саммит «ЕС – Центральная Азия» в Астане, где была заявлена поддержка суверенитета среднеазиатских республик и объявлено о программах по развитию транспортных коридоров. Евросоюз заинтересован в успехе Среднего коридора:
Организации тюркских государств (ОТГ) на состоявшемся в турецкой Бурсе заседании приняли решение:
1. Единая культура.
О создании в структуре ОТГ специальной комиссии по переходу на общий алфавит и «достижению языкового единства тюркских государств».
Утвердили единые школьные учебники «Общая тюркская история», «Общая тюркская литература», «География тюркского мира». Цель этих новшеств — «просветить школьников об общих исторических и культурных ценностях тюрков, начиная с древности», также предмет «История религии».
Трактовка взаимоотношений мусульманского населения среднеазиатских постсоветских республик с Россией, можно судить по учебникам истории, переполненным описаниями «российского колониализма» и борьбы с ним местного населения.
2. Создание пантюркистской
Олимпиады, или т. н. Всемирных игр кочевников.
3. Турецкая платежная система.
Поскольку новая система будет турецкой, турки будут контролировать все транзакции, совершаемые внутри нее, и обладать полной базой данных, включая персональные данные участников.
4. Единая пантюркистскую армия.
Турция также активно внедряет в республики Средней Азии свои военные стандарты и образцы вооружений. Обеспечивая приведение обучения по программам в военных школах как у Национального университета обороны Турции. Покупка турецкого вооружения.
5. Обмен разведывательной информацией между странами панктюрского мира.
6. Выдвижением соответствующих
управленческих кадров. Протурецких «Серых волков» («Бозкурт»).
7. Зона свободной торговли, в
которой все правила устанавливают и регулируют Турки.
Политический расклад в Турции.
Политические предпочтения в Турции примерно такие 50% исламисты во главе с Эрдоганом, 25% Кемалисты сторонники светской республики, 12% партия нацменшинств (курды, армяне и т.д.), 10% звериные националисты пантюркисты (серые волки оттуда). Моя знакомая поддерживает кемалистов. Говорит что дошло уже до того что если ты выходишь в юбке а не полностью покрытая в черном на тебя косятся. Что все начиналось что ну если кто хочет пусть это носит, а сейчас уже косятся и чем дальше тем больше и она уже не верит что Турцию что то чем полная исламизация может ждать.
Турецкий язык
Выяснилось, что у турок не было своего языка, население Османской империи говорило на смеси из арабских, персидских и тюркских слов. Ататюрком было создано Турецкое лингвистическое общество, которое по крупицам конструировало слова из тюркских корней и создало алфавит, основанный на латинице.
Язык вводился насильно под лозунгом «Гражданин, говори по-турецки!», все остальные языки были запрещены и гражданам ничего не оставалось как заговорить по-турецки.
В своих выступления Владимир Вольфович Жириновский говорил следующее:
Турция хотела вступить в Европу, но ее туда не принимают. Европа ее боиться! 70 лет назад в Турции было населения 17 миллионов, а сейчас их 86 миллионов. Армия Турецкая самая сильная в блоке НАТО милионная армия. У немцев 300 000 и немцы уже не солдаты. Турецкие солдаты основа сухопутных войск НАТО. Через 30 лет по прогнозам турок станет 150 миллионов. Это самое мощное на сегодня государство. Сами они сильно сплоченуные все. Они сомнут Армению, чтобы полностью соединиться с Азербайджаном.
Создадут Великое турецкое государство - Туран. У них язык сплачивает! Турецкий язык это азербайджанцы, туркмены, узбеки, киргизы, казахи, татары, башкиры, их всех вместе это 200 миллионов. Если всех собрать Турция, Азербайджан, Узбекистан, Казахстан, Киргизия, у нас Горный Алтай, Хакасия до Красноярска, Красноярский край там вот где река Енисей, есть енисейско-архонские надписи на тюрском языке. Там жили древние тюрки.
Все офицеры армии узбекской, туркменской, казахской, киргизской, все проходят обучение в военных училищах Турции на турецком и натовском вооружений. Они планируют единую армию. Военный союз тюркоязычных стран и народов. Представляете что тогда будет? Россия не сможет свою военную силу использовать. Армия у них будет 10 милионная. Ну и в конце концов многомилионная армия тюрок может начать вторжение в китайский тюркистан и разорвать Китай. Вот их голубая мечта.
Турция преследует свои цели по захвату центральной азии и они успешно реализуются. Местные элиты центральной азии находят выгоду в этом подчинении Турции. Им обещали большие инвестиции. Турция получила технологии НАТО (БПЛА, бронеавтомобили, бронированные катера, в планах создание своего атомного подводного флота и прочее) и военные программы обучения у западных органов и финансирование военных программ от США президентом Трампом. Она стала самодостаточной и начала коллонизацию тюрского мира. Тем самым она стабилизирует свою экономику.
Турецкий проект (Великий Туран или Туран) получил поддержку Запада. Запад и Турция заходит в регион под предлогом развития транзита (напоминая о больших запасах полезных ископаемых в Средней Азии, интересующих западные страны), а ЕС даже пообещал вложить €10 млрд в эти планы.
Он деклорирует ОТГ уже стала новой реальностью, с которой России и Китаю приходится считаться. Тюркские государства теперь выступают более согласованно и проводят блоковую политику стратегической автономии – стараясь не зависеть ни от «оси» Москва–Пекин, ни исключительно от Запада. Такой курс повышает их ценность как самостоятельного игрока в многополярной игре, что в долгосрочном плане ограничивает возможности внешних центров силы диктовать свои условия.
Схватка с Китаем чужими руками это в стиле запада.
Вот список стран и республик, по населению:
1. Турция: 85 664 944
2. Узбекистан: 37 873 515
3. Казахстан: 20 821 791
4. Азербайджан: 10 239 940
5. Туркменистан: 7 629 174
6. Кыргызстан: 7 281 800
7. Башкортостан: 4 038 151
8. Татарстан: 4 019 606
9. Хакасия: 525 557
10. Горный Алтай: 210 765
11. Синьцзян-Уйгурского автономного района Китая — 25 852 345 человек
Таким образом, общая численность населения указанных субъектов составляет 204 177 888.
И Турция ещё приписывает в союзники Пакистан 245 833 318 человек. Государство у которого есть ядерное оружие.
Итого возможный союз Турана:
450 011 206 человек.