Недавно, ученые под руководством Николя Янга из Колумбийского университета официально заявили, что климат в Гренландии всегда был очень холодным, и ледники были задолго до появления у гренландских берегов первых скандинавов.
Но так ли это на самом деле? Можно ли доверять подобным исследованиям?
Что гадать! Давайте обратимся к письменным свидетельствам прошлого.
Для начала немного истории. Вот что пишет А́дам Олеа́рий, немецкий путешественник и географ XVII века в своей книге «Путешествие Галштинского посольства в Московью и Персию» о Гренландии:
«Еще в 1389 году Гренландия практически не имела льда и снега. К ней свободно плавали исландские и норвежские корабли, свободно выходили на берег и вели торговлю. Но уже к 1586 году многие корабли, посланные из Дании для торговли, так и не смогли подойти к берегу Гренландии из-за толстых льдов».
Это же подтверждает и итальянский философ конца XV века Джованни Понтано, собирающий многочисленные сведения мореплавателей о Гренландии. Он писал, что«Мореплавание в цветущий и райский уголок Гренландии не представляло вплоть до конца 15 века никакой сложности». По словам очевидцев, в Гренландии было довольно тепло. Много растительности. На всем побережье имелись многочисленные и удобные безо льдов для судоходства бухты. Но, в 16 веке все резко изменилось.
«Почему еще каких-то пару сотен лет в Гренландии было довольно тепло, а теперь климат резко изменился? И откуда в настоящее время в Гренландии появилось так много снега и больших ледяных глыб?» - спрашивает в своей книге всё тот же известный немецкий географ.
Так же давайте посмотрим, что еще рассказывает о Гренландии все тот же А́дам Олеа́рий.
Европейцами Гренландия была открыта в 982 году, когда на остров высадились норвежские викинги под руководством Эрика Торвальдсона Рыжего, который из-за кровной мести был вынужден покинуть Исландию. Так как земля в том месте, где он пристал к ней, была вся покрыта превосходной зеленой травой, цветущими лугами и обширными лесами, то он и дал ей название Гренландия, то есть «зеленая земля».
Вскоре викинги вдоль всего юго-западного побережья Гренландии быстро построили богатые каменные и деревянные поселения с монастырями.
Развалины некоторых построек даже сегодня можно найти среди каменистых полей, покрытых ледником и поросших скудным мхом. Первые века колонизации Гренландии были годами ее процветания. Население страны достигло почти 3000 человек. Причем для своего существования оно использовало в основном богатые местные ресурсы.
Норвежский монах Арнгрим Иона, в 1389 году оставил запись, что в Гренландии был построен каменный город Гарде, в котором находился даже епископ.
Последние достоверные сообщения о благополучном походе торговых европейских кораблей в Гренландию и возвращении их оттуда, дошли до нас в 1410 году. Торговцы отмечают, что в начале 15 века, в Гренландии, все еще довольно хорошо. Строятся города и храмы, население растет. Гренландия еще в зелени, развивается и процветает. Довольно теплый климат, толстых льдов на побережье и вечного холода, практически нет. Короче, все прекрасно, как в Европе!
Но в начале 16 века вся Европа дружно, почему-то резко забывает о Гренландии и полностью перестает не только торговать с ней, но и вообще посещать её.
От многих мореплавателей, проходивших мимо Гренландии в середине 16 века, стали поступать тревожные сообщения, что все берега Гренландии покрылись настолько высокими, неприступными льдами, что даже пришвартоваться к берегу уже не представлялось возможным.
А к 17 веку, кроме жалкой кучки туземцев, живущих на уровне первобытного строя, там уже никого не было, - пишет все тот же немецкий путешественник Адам Олеарий. Далее все тот же Адам Олеарий продолжает.
Про Гренландию вспомнили лишь в середине 17 века, когда новым датским королем стал Фредерик III.
В 1654 году он организовал новое путешествие к берегам Гренландии. Моряки увидели страну, состоящую только из скал и высоких гор, покрытых толстым снегом, а весь берег занесен был непроходимым толстым льдом. Никакой зелени и деревьев уже не было, только очень маленького роста дикари в тюленях шкурах бегали по заснеженному берегу и махали руками.
Так куда делись высокие, светловолосые потомки древних викингов в Гренландии?
Почти все исследователи выдвигают версию, что основной причиной исчезновения богатых норвежских колоний в Гренландии было наступление, так называемого «малого ледникового периода», конца 15, начала 16 века. Так есть этому хоть какое-то подтверждение? Оказывается, есть!
Для начала, я обратил внимание на состояние средневековых захоронений в Гренландии и погребения в них тел, которые дают много подсказок об изменении климата в прошлые века. Судите сами.
В самых ранних средневековых захоронениях 10-15 века были найдены добротные погребения, сделанные из очень хорошего леса и на большой глубине. Но человеческие останки в этих древних гробах полностью истлели, что говорит о довольно теплом климате того периода. Это подтверждается также тем, что местами гробы проросли мелкими корешками растений, которые уже не встретишь в современной Гренландии. То есть, земля прогревалась на большую глубину, даже в 15 веке.
А вот в более поздних захоронениях 16 века глубоких захоронений уже нет. Умерших викинги просто заворачивали в саван, укладывали прямо на землю и обкладывали сверху камнями. И тела в этих захоронениях 16 века сохранились почти идеально. И виной всему – вечная мерзлота. Выкопать глубокие ямы для захоронений уже не представлялось возможным.
Изучение, хорошо сохранившихся останков викингов из захоронений конца 16 века показало, что все викинги с детства серьезно болели и умирали, в основном, в молодом возрасте. На костях обнаружены следы цинги, рахита и сколиоза. Вывод опять очевиден. Последние переселенцы страдали от отсутствия элементарных витаминов и уже крайне плохо питались.
То есть, до 16 века, все было хорошо, население Гренландии стремительно увеличивалось, процветало, а потом в начале 16 века – резко голод, страшные болезни и массовое вымирание всего населения острова.
Так что же произошло?
Я склоняюсь к версии резкого изменения климата, особенно в северных широтах, то есть произошел малый ледниковый период в начале 16 века.
Вы спросите, а есть ли какие-нибудь подтверждения этой версии? Да, есть и много!
Для примера, в немецких анналах, то есть немецких хрониках, за первую половину 16 века сказано, что «Вся земля тряслась и содрогалась от сильных ударов. Потом все города Европы накрыла страшная, гигантская волна, которая смыла многие поселения с лица земли и превратила города в руины».
А далее, вообще песня!
«В Вене посреди лета неожиданно наступил такой жуткий мороз, что местные жители, не успевшие спрятаться в жилищах, мгновенно замерзали на месте и умирали. По всей округе окаменевшие птицы падали с неба как камни. Жизнь в городах и селениях на несколько месяцев прекратилась. Огромное количество людей буквально умерло от холода. На многие года в Европе исчезла почти вся живность».
Тоже самое, мы читаем в польских и римских хрониках.
Заметьте, в начале 16 века страшные катаклизмы, землетрясения, потопы и холод практически мгновенно возникли из ниоткуда и почти на всех просторах мира. От жуткого холода, посреди лета, люди мгновенно замерзали и превращались в статуи. Всадники мгновенно замерзали вместе с лошадьми в пути. Погибли почти все деревья.
Теперь понятно, почему норвежская власть перестала в 16 века посылать к берегам Гренландии торговые суда. Понятно, почему прекратилась жизнь на том острове. Страшное похолодание в Гренландии истребило, буквально заморозило всех потомков викингов. А тех немногих из выживших, полуголодных, измученных и больных, вскоре истребили коренные эскимосы, которые были более приспособлены к суровому климату. А опустевшие города и селения быстро пришли в упадок и разрушились.
К тому же Европа в 16 веке сама находилась в опустошенном и буквально разрушенном состоянии и ничем не могла помочь вымирающему поселению Гренландии.
Так можно ли доверять ученым, которые уверяют нас, что Гренландия всегда была покрыта льдами и снегом, с глубокой древности? Выбор за вами!
На этом я заканчиваю. Спасибо за внимание! Не забывайте подписываться на мой канал и ставить лайки! Вам не сложно, а мне приятно!