Найти в Дзене
Самара-ГИС

«КультОтрыв»: можно ли сыграть в прятки с действительностью?

Представьте: вы идете по улице и видите мужчину в строгом костюме, но его лицо скрыто за яблоком. Звучит как начало абсурдного анекдота, но это реальность. Это картина Рене Магритта – «Сын Человеческий».

Искусствовед Маруся Машкова в рамках эксклюзивного сетевого проекта «КультОтрыв» расскажет о сюрреализме и о том, как много всего может спрятаться за фруктом.

Рене Магритт – бельгийский художник, который часто ставит перед зрителем вопросы о восприятии и переосмысливает то, что кажется очевидным. С помощью этой картины он играет с желанием понять, что перед нами за человек. При этом намеренно прячет то, что поможет это выяснить. Художник намекает нам: «Это не человек, это сын человеческий».

Яблоко в картине имеет много разных интерпретаций. С одной стороны, оно напоминает нам о библейском грехопадении, как намек на знание и запретное. Есть версия, что Магритт хотел нарисовать автопортрет, но у него не получилось скопировать собственное лицо. На полотне яблоко закрывает его, а значит и лишает индивидуальности. Таким образом, автопортрет видоизменился и приобрел таинственность и безликость.

Религиозный подтекст картины усиливается и ее названием. Это обозначение любого смертного человека из Библии. Оно подчеркивает, что на картине – не конкретная личность, а образ каждого из нас.

А как вы понимаете эту картину? Что символизирует яблоко перед лицом этого мужчины?