Найти в Дзене

О мини-сериале "Анна Павлова" (реж. Эмиль Лотяну, 1983 год)

На просмотр ушло всё-таки 2 пары выходных, сериал по времени довольно длительный, но зато было просто не оторваться. Если бы можно было выделить побольше времени и не отвлекаться на другие дела, я бы на целый день отключилась бы от мира и смотрела бы в своё удовольствие.

Ощущения, конечно, невероятные. Если хотите снова или впервые влюбиться в балет, вам сюда. И, несмотря на немного пафосные, патетические речи (всё-таки фильм советский, не то чтобы удивительно), сериал очень красивый, искусство танца просто нереальное. Правда, некоторые костюмы и сама балетная техника показались мне более современными и откровенными, чем они были в начале 20 века. Хотя, кто знает, там как раз и началась мода на откровенность, появились Мата Хари и Айседора Дункан, но всё-таки они были птицами совершенно иного полёта.

Я увидела историю настоящего трудоголика, невероятной, сильной и жертвенной женщины, которую не останавливали ни судороги, ни боль, ни возраст, ни страх перед пустыми залами в периоды экономического кризиса. Но вот смерть, и смерть не самая логичная, остановила. Столько лет бороться со всеми невзгодами и препятствиями, чтобы доконала обыкновенная (но, естественно, запущенная до серьёзных осложнений) простуда?.. Не понимаю. И ведь можно было выбрать операцию, жизнь, даже если бы больше не было возможности танцевать, можно было перенести энергию на что-то другое. Преподавание, консультации, любая причастность к танцевальному миру, из которого такую великую балерину никто бы не выгнал! Да и кто знает, возможно, организм восстановился бы настолько, что появилась бы возможность и танцевать. Но в реальности, конечно, было немного по-другому. По данным Википедии (Алисе передаю привет) там просто поздно спохватились, а от подозрений доктора отмахнулись. И вышло то, что вышло. Разумеется, это в любом случае ужасно и нелепо, так быстро и внезапно умереть. Очень и очень жаль.

Сцены, которые произвели впечатление:

1. Маленький Фокин учит Аню стоять на ночках - "Умри, но встань!".

Что сказать, все мы с чего-то начинаем. С рыданиями, непониманием, болью и страхом, что ничего не получится. И всем нам нужен в своё время такой мотиватор Фокин, который напомнит нам, ради чего, собственно, мы боремся. Вот уж и правда - умри, но встань!

2. Встреча с Камилем Сен-Сансом (ох, и неудобно получилось!).

Ну, тут классический анекдот. Анна думала, что ей аккомпанирует обыкновенный музыкант, грубовато вносила правки в его игру, а оказалось, это тот самый композитор, который в своё время вдохновил Фокина и её, разумеется на миниатюру "Умирающий лебедь".

3. "У меня осталось ещё шестнадцать тактов... Восемь..."

Сцена великого преодоления. Балерина боролась с судорогами в ногах, лёжа на кушетке за кулисами и отсчитывая такты перед её выходом. Потом резко вскакивает и летит на сцену, как ни в чём не бывало. Абсолютнейшая жесть и моё почтение.

4. "Мадам танцует, я танцую за ней, и вместе с ней все взлетаем в НЕБО!"

Это цитата от дирижёра и снова о правках в музыке от великой балерины. Видимо, у неё было бесподобное чутьё в танце и она была уверена, что музыка должна идти вслед за танцем, а не наоборот. Интересное и прекрасное мышление. Самое забавное, что все дирижёры и музыканты покорно склоняли голову перед этой уверенностью.

5. "У неё с залом свои счёты. Она будет сражаться с ним одна".

Эту фразу произнёс один из коллег Анны Павловой, кажется, в разговоре с Дягилевым. Ну тут, думаю, и так понятно, что речь идёт о всепоглощающем трудоголизме великой балерины.

6. "Третьего биса им не видать!"

Вспомнила ещё сцену с Вацлавом Нижинским, которого всё-таки практически вытащили морально на этот третий бис. Может послужить жутким напоминанием, что балет - это не столько красота и грация, сколько мучительная и опустошающая работа. Иногда даже каторга, если хотите.

Делитесь в комментариях своими мыслями о балерине и, если смотрели, о сериале. Нравится ли вам балет? Какие значимые фигуры из этого грандиозного мира вдохновляют вас больше всего?