Найти в Дзене

Николай I и Пушкин

Существует множество домыслов и негативных мнений об отношении Николая I к Александру Сергеевичу Пушкину.  У поэта были непростые отношения с властью в период правления Александра I, а также существовали не доброжелатели среди светского общества, но отношения с новым императором Николаем I у Пушкина сложились в какой-то мере даже дружеские.  Дочь Николая I великая княжна Ольга Николаевна писала об отношении императорской семьи к творчеству поэта: «Мы заучивали его стихи из «Полтавы», «Бахчисарайского фонтана» и «Бориса Годунова», мы буквально глотали его последнее произведение «Капитанская дочка», которое печаталось в «Современнике»… Папа освободил Пушкина от всякого контроля цензуры. Он сам читал его рукописи. Ничто не должно было стеснять дух этого гения, в заблуждениях которого Папа никогда не находил ничего иного, кроме горения мятущейся души». Первая личная встреча Пушкина и императора состоялась в Москве в 1826 году. Пушкин намеревался наладить отношения с властью и вернуться из

Существует множество домыслов и негативных мнений об отношении Николая I к Александру Сергеевичу Пушкину. 

А. С. Пушкин. Источник: Яндекс картинки
А. С. Пушкин. Источник: Яндекс картинки

У поэта были непростые отношения с властью в период правления Александра I, а также существовали не доброжелатели среди светского общества, но отношения с новым императором Николаем I у Пушкина сложились в какой-то мере даже дружеские. 

Дочь Николая I великая княжна Ольга Николаевна писала об отношении императорской семьи к творчеству поэта: «Мы заучивали его стихи из «Полтавы», «Бахчисарайского фонтана» и «Бориса Годунова», мы буквально глотали его последнее произведение «Капитанская дочка», которое печаталось в «Современнике»… Папа освободил Пушкина от всякого контроля цензуры. Он сам читал его рукописи. Ничто не должно было стеснять дух этого гения, в заблуждениях которого Папа никогда не находил ничего иного, кроме горения мятущейся души».

Первая личная встреча Пушкина и императора состоялась в Москве в 1826 году. Пушкин намеревался наладить отношения с властью и вернуться из ссылки. Поэт отправил письмо Царю: «Ныне с надеждой на великодушие Вашего Императорского Величества, с истинным раскаянием и твердым намерением не противоречить моим  мнениями общепринятому порядку (в чем готов обязаться подпискою и честным словом) решился я прибегнуть к Вашему Императорскому Величеству со всеподданнейшею моею просьбою». 

Николай I. Источник: Яндекс картинки
Николай I. Источник: Яндекс картинки

Пушкин хотел вернуться из «Болдино» в Петербург или Москву.

Николай I приказал привезти поэта в Москву, где Царь был по случаю своей коронации. Император принял поэта в личных апартаментах, где после длительного разговора сказал: «Я позволяю Вам жить, где хотите, пиши и пиши, я буду твоим цензором».

Граф Д. Г. Блудов, вспоминал слова Государя, который говорил о той беседе с Александром Сергеевичем: «Знаешь, что я ныне долго говорил с умнейшим человеком России!»

Император был крайне великодушен к поэту, чем поражал многих и вызывал неудовольствие в свете. 

Когда Пушкин сделал предложение Наталье Гончаровой, то мать невесты готова была дать соглашение на брак лишь после того, как писатель подтвердит свою политическую благонадежность. Пушкин написал письмо Бекнкендорфу, но фактически императору. Через некоторое время он получил ответ, где говорилось: «Его Величество Император, в совершенном отеческом попечении о вас, <…>; никакая полиция не получала распоряжения следить за вами…». 

Пушкин ответил: «В глубине души я всегда в должной мере оценивал благожелательность, чисто отеческую, которую проявлял ко мне Его Величество».

Наталья Гончарова. Источник: Яндекс картинки
Наталья Гончарова. Источник: Яндекс картинки

Симпатии Царя распространялись в отношении Пушкина во всем и в 1833 году Николай I пожаловал поэту звание камер-юнкера, придворный чин, который получали обычно в молодом возрасте. Пушкину на тот момент было 34 года. 

Пушкиноведы писали об этом, как об унизительном факте в биографии Александра Сергеевича, сам же поэт говорил об этом так: «Государь имел намерение меня отличить, а не сделать смешным». В дневнике это событие Пушкин отметил так: «1 января 1834 года. Третьего дня я пожалован в камер- юнкеры (что довольно неприлично моим летам). Но Двору хотелось, чтобы Наталья Николаевна танцевала в Аничковом… Меня спрашивали, доволен ли я моим камер-юнкерством? Доволен, потому что Государь имел намерение отличить меня, а не сделать смешным, - а по мне, хоть в камер-пажи, только б не заставили меня учиться французским вокабулам и арифметике». А также поэт вспоминал: «Великий князь намедни поздравил меня в театре: «Покорнейше благодарю, Ваше Высочество: до сих пор все надо мной смеялись, вы первый меня поздравили».

Государь руководствовался тем, что Пушкин получил придворное звание и определенный статус, имел право без особого приглашения посещать придворные балы, ну и самое главное - получать материальное вознограждение. 

Когда состоялась дуэль Пушкина с Дантесом, Государь был омрачен этим известием. Смерть Пушкина была настоящим ударом для него. 

Великая княжна Ольга Николаевна в своих мемуарах писала так: «Папа был совершенно убит, и с ним вместе вся Россия; смерть Пушкина была всеобщим горем. Папа послал умирающему собственноручно написанные слова утешения и обещал ему защиту и заботу о его жене и детях. Он благословлял Папа и умер настоящим христианином на руках своей жены. Мама плакала….». В. А. Жуковский вспоминал о горе императора: «С тех пор как я его видел и слышал во время агонии Пушкина и после смерти, когда он в разговоре со мной отвернулся, чтобы утереть слезы, я чувствую к нему глубокую нежность».

Спустя время, Николай I не забыл о тех, кто обрек поэта на смерть, затянув в сети грязных интриг. Дантес был разжалован и под охранной выслан из России, его дядю барона Геккерена, который «сводничал Дантесу» также выпроводил на родину в Голландию. 

P.S.

Николай I после смерти Пушкина писал барону М. А. Корфу: «Под конец жизни Пушкина, встречаясь очень часто с его женой, которую я искренне любили теперь люблю, как очень хорошую и добрую женщину, я как-то разговорился с ней о коммеражах (сплетнях), которым ее красота подвергает ее в обществе; я посоветовал ей быть осторожной и беречь свою репутацию, сколько для самой, столько и для счастья мужа, при известной его ревности. Она, верно, рассказала об этом мужу, потому что, встретят где-то со мной, он стал меня благодарить за добрые советы его жене. «разве ты мог ожидать от меня другого? - спросил я его. «Не только мог, но, признаюсь откровенно, я и вас самих подозревал в ухаживаниях за моей женой».

Наталья Николаевна, не только не была любовницей Николая I, но она оставалась своему мужу верной женой.  

Автор: Даша Т.

Используемые источники:

Мемуары великой княгини Ольги Николаевны Романовы, королевы Вюртенбергской «Сон юности. Записки дочери императора Николая I». 

А. Бозонов «Император Николай I”.  Изд.: Вече. 2024 г.