Найти в Дзене

К.М. Джусоев. «Христос моя сила, Бог и Господь — честная Церковь. И газ в пол!»

— У вас прекрасное имя Сармат (в крещении Константин). Что оно означает? — Для многих это не только название боевика, известного в разных вариациях на российском телевидении, но в том числе и название стратегического баллистического оружия (улыбается). Но, прежде всего, это имя святого. Есть такой преподобный Сармат, ученик прп. Антония Великого. С другой стороны, это имя, в моем понимании, является таким этнонимом народности — Сарматы, Аланы, Скифы. Учитывая, что осетины являются их потомками, то вот это имя, наравне с именем Алан, действительно отражает этническую принадлежность. — Какой элемент осетинской культуры и традиций для вас особенно важен и почему? — Я думаю, что один из главных — это глубинная христоцентричность, несмотря на дискуссии о религиозности осетинского народа. Уважение к старшим, и это пересекается с христианской этикой, которую, к сожалению, мы часто забываем. Еще я бы отметил гостеприимство, тепло и храбрость, которой иногда лично мне не хватает, как человеку в

— У вас прекрасное имя Сармат (в крещении Константин). Что оно означает?

— Для многих это не только название боевика, известного в разных вариациях на российском телевидении, но в том числе и название стратегического баллистического оружия (улыбается). Но, прежде всего, это имя святого. Есть такой преподобный Сармат, ученик прп. Антония Великого. С другой стороны, это имя, в моем понимании, является таким этнонимом народности — Сарматы, Аланы, Скифы. Учитывая, что осетины являются их потомками, то вот это имя, наравне с именем Алан, действительно отражает этническую принадлежность.

— Какой элемент осетинской культуры и традиций для вас особенно важен и почему?

— Я думаю, что один из главных — это глубинная христоцентричность, несмотря на дискуссии о религиозности осетинского народа. Уважение к старшим, и это пересекается с христианской этикой, которую, к сожалению, мы часто забываем. Еще я бы отметил гостеприимство, тепло и храбрость, которой иногда лично мне не хватает, как человеку верующему. Я смотрю на людей неверующих, атеистов, они ведут себя намного более уверенно без Бога, чем я, зная Его.

— В свое время Вы учились в Одесской семинарии. Скучаете ли Вы по этому городу?

— Конечно, всегда. Это родное для меня место. Начиная с прекрасного моря и воздуха, наполненного ароматом акации, и, конечно же, обитель — Свято-Успенский Одесский Патриарший монастырь, родная духовная школа, здесь я формировался. Молюсь с сокрушением сердца и уповаю на милость Божию.

— Почему вы решили вести авторский Telegram-канал, как пришла эта идея?

— Наверное, отчасти это связано с моей родословной. Мой отец, уже почивший, в свое время был режиссером довольно-таки известным, особенно в Осетии. Плюс сыграло роль то, что я знаю многих людей, вижу их таланты. Бывает сложно каждый раз представлять какого-то своего друга, либо о нем рассказывать. Проще сделать интервью с ним. Ну и еще, мой канал, особенно в Telegram, наверное, самый сложный для восприятия, поэтому у меня не так много подписчиков, не все понимают, чему он посвящен. На самом деле, это мой дневник, в определенном смысле моя отдушина. Здесь я транслирую свои переживания, воспоминания, моменты жизни на широкую аудиторию. Мне это нравится.

— Сложно ли совмещать преподавательскую деятельность с ведением блога и съемками для социальных сетей?

— Как говорит Святейший Патриарх Кирилл, вопрос не в количестве послушаний, а в их осмысленности и мотивации. Конечно, бывает сложно, учитывая, что для ведения любого медиа-канала необходимы ресурсы не только внутренние, моральные, но и материальные. Иногда бывает сложно выдавать стабильный результат, постоянно быть в тренде. И все-таки, учитывая, что это для души, я получаю больше удовольствия, чем испытываю сложности.

— Какая съемка ролика на YouTube-канале запомнилась вам больше остальных?

— Наверное, интервью с отцом Дмитрием Рощиным. Учитывая его авторитет, харизму и имея ввиду дискуссии, возникающие у нас в некоторых вопросах. Например, про то, как священнику необходимо зарабатывать. Эта тема актуальна, ее не часто обсуждают открыто, она сложная. Но вот именно мнение отца Дмитрия, причем, со мной во многом несозвучное, прозвучало так, как имеет место быть, не просто словом, но и делом.

— Какой ваш любимый фильм и чем он вас заинтересовал?

— О кино можно рассуждать бесконечно, приводя в пример самые разные фильмы, от масштабных фэнтези, таких как «Властелин колец», до исторических драм: «Царство небесное» и «Гладиатор». Однако, лично мне особенно близок фильм Ридли Скотта «Царство небесное». В нем главный герой демонстрирует стремление к искуплению и проявляет выдающиеся моральные качества: мужество, самоотверженность и отсутствие жажды власти. Его поступки, контрастирующие с громкими словами, в том числе и со стороны духовенства, являют собой пример истинного христианина.

— Почему важно изучать историю древней Церкви в рамках семинарского образования?

— Кроме того, что человеку необходимы знания, особенно тем, кто выбирает путь служения в Церкви, важно быть образованным, произнося проповеди, ведь в них они опираются на те или иные догматы. А история Церкви в себе объединяет и патрологию, и догматическое богословие, ибо оно формировалось в историческом процессе. С другой стороны, необходимо все-таки акцентировать внимание на жизни Церкви живой, помня, что Церковь — организм, который существует вопреки, а не благодаря.

— Сравнивая подходы, чем отличается Ваша методика преподавания истории Церкви от аналогов в российских вузах?

— Мне сложно судить за все российские высшие образовательные учреждения. Необходимо учиться, совершенствовать свои навыки, изучать опыт ведущих вузов нашей страны. В своей практике преподавания я опираюсь на ценные рекомендации Учебного комитета Русской Православной Церкви. Я стараюсь также давать медийный материал, в идеале погружать студентов в чтение источников. Классическое образование, безусловно, важно, но современные педагоги должны учитывать новые технологии и тенденции (ИИ), необходимо осмыслить их реальную пользу и потенциальные недостатки в образовательном процессе.

— Какие главные препятствия возникают у студентов при изучении предмета и как их можно преодолеть?

— Одно из главных препятствий — лень, как бы это банально не звучало. Задача педагога найти подход к каждому студенту. Это очень сложно, требует немало усилий и внимания. Тем более при изучении истории Церкви, где много времени нужно потратить на изучение дополнительного материала — погрузиться в источники, языковую среду, а не просто прочесть хрестоматийные материалы. Поэтому, залог успеха педагога — в индивидуальном подходе.

— Что значит термин «каноническое сознание» применительно к раннему христианскому периоду?

— Термин актуален и сейчас. Это понимание важности оставаться в рамках Церкви. Начиная с первых веков, формируются различные религиозные группы, отклонения от истины, те, кто, к примеру, считал, что брак неприемлем. И св. апостол Павел подчеркивал важность единства во Христе, прежде всего. Ну и заканчивая, конечно же, многими ересями. На мой взгляд, это очень важно, когда человек, несмотря на многие сложности, тяжелые болезни, остается верным своему епископу, Церкви. При этом, вдохновением может служить пример св. Максима Исповедника, который говорил, если останется один во всей Церкви, будет знать, что он — в истине, и будет ее придерживаться. Благодаря таким людям Церковь сохранила свою святость и каноничность.

— Какие три ключевых факта, события или лица, по-Вашему, определяют развитие Церкви в первом тысячелетии?

— Наше интервью происходит в июле, поэтому это, конечно, деятельность св. апостолов, особенно св. ап. Павла, его послания, миссионерская деятельность. Деятельность апологетов. Меня поражает их подход, как они во II веке, будучи представителями гонимой Церкви, особенно при Марке Аврелии, казалось бы, просвещенном императоре, находили силу и волю, чтобы стать образованными людьми и стараться на языке современности говорить об этом с языческим миром. Мне кажется, они сыграли важную роль, повлияли на отношение будущих поколений к Церкви, расположив общество к принятию Христа. В заложенный ими фундамент, благодатную почву, св. императором Константином и было посеяно семя, когда он принимает решение о свободе христианства, и в последующем происходит интеграция Римской империи в систему христианских ценностей. Вот эти три фактора — апостольский период, период апологетов и время правления св. императора Константина.

— Насколько велика роль отдельных деятелей древности для понимания путей развития церковной традиции?

— Я думаю, история определяется прежде всего промыслом Божиим, роль отдельных личностей — тоже в Его воле. И говоря о персонах, снова назову св. апостола Павла. Мы видим, как Сам Христос обращается именно к нему, человеку, который Его гнал. Важную роль сыграл также св. император Константин, также уже упомянутый, либо, например, свт. Афанасий Великий, который положил столько сил на борьбу с арианством, находясь в постоянных гонениях и ссылках. Невозможно переоценить роль многих личностей в истории Церкви.

— Какой период истории древней Церкви кажется вам сложным и почему?

— На мой взгляд, это период четвертого века, когда Церковь стала законной. Но после св. Константина Великого к власти пришел один из его наследников, Констанций, который активно поддерживал ариан. И вот этот период, казалось бы, свободный для Церкви, но при этом очень сложный, когда большинство в Константинополе были арианами.

Вспомним свт. Григория Богослова, он был один вопреки, гоним, побиваем. Также это касается святого Максима Исповедника, который фактически один выступал против ереси монофелитства. Кроме того, это периоды иконоборчества. Лишь голоса немногих, святого Иоанна Дамаскина, прп. Федора Студита, доносились вопреки. Они боролись против иконоборчества. Это были самые сложные периоды, когда опасность возникала не извне, а изнутри.

— Способна ли современная наука менять традиционные представления о ранней истории Церкви?

— Да, иногда происходят такие открытия. Даже если мы возьмем XIX век, время расцвета отечественного изучения истории древней Церкви. Лебедев, Скабаланович и многие другие фигуры, их можно долго перечислять. Тоже переосмысляли какие-то факты истории, которые мы знаем. Но все-таки главное — Христос, Он остается всегда неизменен. И открытия становятся второстепенными, так как ведут нас к главному — ко Христу. Это всегда необходимо помнить.

— Ваша рекомендация студентам по подготовке к экзамену по истории Древней Церкви?

— Я считаю, необходимо воспринимать историю, особенно историю Церкви, не просто как сухую науку, либо перечень дат, имен и названий, а как именно жизнь Церкви, жизнь людей, которые в ней были, с их переживаниями, болью, радостью во Христе.

— Какие перспективы ожидают выпускников вашего курса в дальнейшем образовании и профессиональной деятельности?

— Сейчас один из лучших периодов в истории духовного образования, когда есть огромный выбор учебных учреждений от Дальнего Востока до центральных регионов, таких как Москва и Санкт-Петербург. Причем ребята могут получить аккредитованное образование по профилю теологии. Они могут продолжить свое обучение в светском вузе, будь то направление психологии или светской истории. Возможностей реализовать себя сейчас гораздо больше в рамках Церкви.

Наша Николо-Угрешская духовная семинария, благодаря ректору и педагогам открывает возможности развития личностных качеств. Я думаю, что свобода, которая сейчас есть, очень ценный фактор. Но она вызывает иногда ступор, ибо наличие свободы требует ответственности. А ответственность не каждый готов взять и понести.

— Какие ваши пожелания и напутствия будущим пастырям Церкви?

— Я бы сказал и тем, кто в сане находится. Не бояться доверять Богу и действовать. Это касается и тех, кто планирует стать священником. Пускай даже это бывает иногда вопреки. Вопреки логике, вопреки здравому смыслу. Ибо порой, когда ты посмотришь внимательным взглядом, рациональным, на перспективу служения, ты можешь возмутиться или испугаться, но я желаю себе и всем, кто связывает себя с Церковью, сохранить этот огонь, не бояться обращаться к Богу. И сейчас скажу жаргонное, но определяющее мои мысли. Как говорится в одном ирмосе: «Христос моя сила, Бог и Господь, честная Церковь…». И Газ в пол!

Интервью провел студент 2-го курса бакалавриата Антоний Сигаев.