Найти в Дзене

Сказка: сначала воспитать — потом обучать

Почему сказка важнее, чем правила. И как взрослая няня может стать тем, кто не диктует — а ведёт «Человеку, не познавшему науку добра, любое знание — во вред».
Эта цитата, а не просто красивая фраза. Это основа курса Михаила Лепешкина, который мы совместно запускаем специально в Школе хороших нянь.
И это смысл, который меняет видение на некоторые моменты в воспитании. Многие думают, что воспитание — это чтоб был вежливый, аккуратный, послушный.
На самом деле воспитание это не про форму, а про основание – про то, на чём будет держаться личность ребёнка. Сначала — отношения, чувство безопасности и понимание: «Я тебе важен. Меня видят. Со мной считаются». Если ребёнок этого не чувствует — всё остальное мимо. Он может знать, что правильно, но не будет хотеть быть правильным.
Он может выучить буквы, но не будет понимать, зачем читать.
Он может делать «как надо» — но из страха, а не из внутреннего выбора. Психология называет это когнитивным перекосом. Когда информация есть — а опоры, на кото
Оглавление

Почему сказка важнее, чем правила. И как взрослая няня может стать тем, кто не диктует — а ведёт

«Человеку, не познавшему науку добра, любое знание — во вред».
Эта цитата, а не просто красивая фраза. Это основа курса Михаила Лепешкина, который мы совместно запускаем специально в Школе хороших нянь.
И это смысл, который меняет видение на некоторые моменты в воспитании.

Что значит «воспитать» до того, как учить

Многие думают, что воспитание — это чтоб был вежливый, аккуратный, послушный.
На самом деле воспитание это
не про форму, а про основание – про то, на чём будет держаться личность ребёнка.

Сначала — отношения, чувство безопасности и понимание: «Я тебе важен. Меня видят. Со мной считаются».

Если ребёнок этого не чувствует — всё остальное мимо.

Он может знать, что правильно, но не будет хотеть быть правильным.
Он может выучить буквы, но не будет понимать, зачем читать.
Он может делать «как надо» — но из страха, а не из внутреннего выбора.

Почему знание без воспитания — вред

Психология называет это когнитивным перекосом. Когда информация есть — а опоры, на которую её положить, нет.

-2

Ребёнок начинает:

  • тревожиться, что ошибётся, что не поймут, что «он не такой»;
  • адаптироваться любой ценой, чтобы не потерять любовь и контакт;
  • терять контакт с собой в угоду «как надо».

А ещё — становится зависимым от внешней оценки. Потому что внутри — пусто.

И это то, что мы видим потом в взрослых:
Женщина, которая боится сказать «нет».
Няня, которая всё делает, но чувствует себя пустым местом.
Мама, которая не может ни попросить, ни расслабиться.

Почему сказка — это не игра, а инструмент

Михаил говорит: «Сказка — это как шприц. Можно ввести лекарство, можно яд. Вопрос — что ты туда заложил».

-3

Всё просто:
Дети не думают словами, они думают образами.
Сказка — это форма, через которую ребёнок проживает чужой опыт как будто свой.

Когда он слышит про Кощея, про Иванушку, про волка и козлят — он учится думать, чувствовать, переживать.
И это не просто «о, как интересно». Это внутренняя работа психики.

Что происходит в голове ребёнка, когда он слушает сказку

С точки зрения психологии и нейрофизиологии, сказка:

  • активирует зоны эмоциональной эмпатии — ребёнок учится чувствовать «как другому»;
  • развивает рефлексию — он начинает делать выводы: «почему герой сделал так», «что из этого вышло»;
  • тренирует моральный компас — он чувствует: это несправедливо, это страшно, это радостно;
  • даёт внутреннюю модель действия — «а вот как можно выбрать», «а вот что значит быть смелым».
-4

И главное — всё это происходит без давления. Потому что это не «урок», а история.

Что происходит, если сказки нет

Ребёнок остаётся один на один с информацией, которую не может переварить.
Он сталкивается с жизнью, но не понимает, что с ней делать.
И начинает копировать — что видит

  • у взрослых, которые сами не умеют;
  • из мультиков, где нет смысла, только шум;
  • и – что страшнее – просто отстраняется и «уходит в себя».

Почему няня должна уметь быть сказкой

Мы привыкли, что няня — это про режим, порядок в игрушках и еду.
Но если няня умеет говорить сказкой — она становится
проводником.
Не диктатором, не служанкой, а взрослым, за которым хочется идти.

И это не про придумать 100 игр. Это про умение видеть суть, передавать смысл, слышать сердце ребёнка.

Если вас это трогает — вы в правильном месте.

Еще больше советов в моих соцсетях:

YouTube

Rutub

VK

Telegram для родителей

#няня #ищуняню #суперняня #работатьняней #агентствонянь #какнайтиняню #ОльгаЧечулина #Школахорошихнянь