Найти в Дзене
Joy-Pup - всё самое интересное!

— Это же наш семейный бизнес! — говорил брат, два года не платя мне за работу! Мой счёт «по-семейному» заставил его побледнеть

— Ты… ты что?! Какой счет?! Оля, ты в своем уме?! Мы же семья! — Олюнь, приветик! Не отвлекаю? Как там наш бизнес-проект? Ольга вздрогнула от бодрого голоса брата в трубке и с силой потерла уставшие глаза, отчего цифры на мониторе поплыли. За окном была суббота. Шикарный, солнечный выходной, когда нормальные люди едут на шашлыки, спят до обеда или просто валяются на диване с книжкой. Она же сидела, сгорбившись, за столом. Вокруг, как горы, громоздились стопки бумаг, которые Павел притащил ей вчера просто в пакете. — Привет, Паш. Разгребаю твой… кхм… архив, — ответила она. — Слушай, ну ты даешь. Я, конечно, все понимаю, но чек на букет для Светки ты зачем к расходам на стройматериалы приложил? И вот еще, шиномонтажка. Это что за «производственная необходимость»? В трубке послышался беззаботный смешок. — Ой, да брось ты эти мелочи! Попало случайно, наверно. Ты же у меня умница, разберешься! Для тебя это на пять минут, а я в этих бумажках вообще ноль, ты же знаешь. Вешаться можно. Ольга
Оглавление
— Ты… ты что?! Какой счет?! Оля, ты в своем уме?! Мы же семья!

1. «Ты же умница, разберешься!»

— Олюнь, приветик! Не отвлекаю? Как там наш бизнес-проект?

Ольга вздрогнула от бодрого голоса брата в трубке и с силой потерла уставшие глаза, отчего цифры на мониторе поплыли. За окном была суббота.

Шикарный, солнечный выходной, когда нормальные люди едут на шашлыки, спят до обеда или просто валяются на диване с книжкой.

Она же сидела, сгорбившись, за столом. Вокруг, как горы, громоздились стопки бумаг, которые Павел притащил ей вчера просто в пакете.

— Привет, Паш. Разгребаю твой… кхм… архив, — ответила она. — Слушай, ну ты даешь. Я, конечно, все понимаю, но чек на букет для Светки ты зачем к расходам на стройматериалы приложил? И вот еще, шиномонтажка. Это что за «производственная необходимость»?

-2

В трубке послышался беззаботный смешок.

— Ой, да брось ты эти мелочи! Попало случайно, наверно. Ты же у меня умница, разберешься! Для тебя это на пять минут, а я в этих бумажках вообще ноль, ты же знаешь. Вешаться можно.

Ольга глубоко вздохнула. Эти «пять минут» длились уже два года.

Ровно с тех пор, как ее младший брат Павел решил стать «бизнесменом» и открыл свою фирмочку по ремонту квартир.

– Олечка, сестренка, выручай! — канючил он тогда, сделав глаза как у кота из «Шрека». — Помоги на первых порах, по-семейному! Ты же бухгалтер от бога! Как только на ноги встану — сразу тебя озолочу!

«Первые поры» все тянулись и тянулись. А она, как последняя дура, каждые выходные тратила на то, чтобы превратить его хаос из пакета в стройный бухгалтерский отчет. Бесплатно.

— Паш, слушай, давай серьезно. Я так больше не могу, — решилась она. — Я на своей работе зашиваюсь всю неделю, а потом все выходные на твою фирму убиваю. Может, ты наймешь уже бухгалтера на полставки?

— Оль, ты чё начинаешь-то, а? — голос Павла тут же стал обиженным, как у ребенка, у которого отняли конфету.

— Зачем нам чужой человек в делах? Чтобы он в наших цифрах копался? Да ты что! Это же наш, семейный бизнес! Я тебе доверяю, как себе! Все же для нас, для семьи, стараюсь! Раскрутимся, купим тебе дачу, будешь там свои розочки сажать.

Ольга молча смотрела на гору бумаг. Ага, «для нас».

Только почему-то новенький автомобиль в прошлом месяце купил себе он. И в Турцию со своей Светкой летал он. А она получала только его бодрое «спасибо, сестренка!» и очередную порцию макулатуры.

— Ладно, Олюнь, я побежал, а то Светка меня уже пилит, мы в «Венецию» на стейки собрались, столик заказан. Ты там давай, не скучай! Целую!

Короткие гудки.

Ольга положила телефон на стол и обхватила голову руками. Семейный бизнес. Чтоб он провалился.

2. Последняя капля

Это решение, оно не так, чтобы раз — и пришло. Оно зрело долго, как больной зуб, который и болит, и вырвать страшно. А последней каплей стала дурацкая фотка в интернете.

Наступал самый ад для любого бухгалтера — годовой отчет. Ольга на своей основной работе сидела до ночи, а потом, как зомби, ехала в полупустом автобусе домой.

Там ее ждал второй раунд — папки брата. Глаза слипались, спина ныла так, что не разогнуться, а в голове вместо мыслей — только цифры, цифры, цифры.

Павел названивал каждый день, и голос его становился все более нетерпеливым.
— Ну что, Оль? Скоро там? У меня тут новый объект горит, деньги нужны, а у меня из-за твоих отчетов все стоит!

«Моих отчетов». Она криво усмехнулась.

В один из таких вечеров, чтобы хоть как-то отвлечься от тошноты, она зашла в соцсети. И тут же наткнулась на свежий пост Светланы, жены брата.

На фото — они с Пашей, счастливые, румяные, в обнимку на фоне заснеженных гор. А подпись гласила:

«Сбежали на пару дней от суеты в горы! Пашенька устроил мне сюрприз, сказал, что я заслужила отдых. Люблю моего бизнесмена!»

— Заслужила она, — прошептала Ольга экрану телефона. — А я, значит, не заслужила?

Она смотрела на их сияющие лица. На его дорогую горнолыжную куртку. На ее довольную улыбку. А потом перевела взгляд на свои руки. Уставшие, с обломанным ногтем и синим пятном от потекшей ручки на пальце.

И в этот момент она поняла, что ее терпение, которое он точил и использовал два года, наконец-то сточилось до самого основания. Вся ее сестринская любовь, вся ее дурацкая жалость к "младшенькому" просто стерлись в пыль.

-3

— Алло, Лен? Привет. Это я, — набрала она номер единственной подруги.

— Олька, привет! Ты чего так поздно? Случилось что?

— Случилось, Лен. Я дурой была.

— Так, не поняла. Что стряслось? Опять Пашка твой?

— Он самый. Сижу тут, его отчет годовой ковыряю, а они, прикинь, со Светкой в горах отдыхают. Она, видишь ли, «заслужила».

— Да ты что! Совсем оборзели! — возмутилась подруга. — Я тебе сколько раз говорила, Оль, гони его в шею! Или пусть платит!

— Вот я и звоню. Лен, ты же у нас кадровик. Скажи, сколько сейчас стоит бухгалтер на аутсорсе? Ну, для такой вот мелкой конторки.

— Ну, смотря какой объем… Но меньше тридцатки в месяц никто даже разговаривать не будет. А за годовой отчет еще и премию возьмут. Тысяч двадцать, не меньше. А что?

— Да так, — в голосе Ольги появились стальные нотки. — Статистику собираю. Спасибо, Лен, ты мне очень помогла.

Она положила трубку. Закрыла соцсеть. Открыла на компьютере пустой файл Excel.

И начала работать. Но это был уже не его отчет.

Это был ее счет.

Она скрупулезно, как и всегда, вносила данные. «Ведение бухгалтерии ИП, 24 месяца», «Работа в выходные дни, 8 часов. Ставка — двойной тариф», «Консультации по телефону в нерабочее время», «Подготовка квартальных отчетов», «Подготовка и сдача годового отчета за прошлый год» и так далее.

Строчка за строчкой. Месяц за месяцем. За два года. Рядом с каждым пунктом стояла сумма оплаты за ее труды.

Когда она нажала на кнопку «Итог», цифра, появившаяся внизу таблицы, заставила ее саму присвистнуть.

— Ничего себе «семейный бизнес», — сказала она в пустоту. — Неплохо я на брата поработала.

3. Семейный баланс

Судный день настал за день до сдачи годового отчета.

Павел метался по своему крошечному офису, где пахло краской и дешевым кофе, как зверь в клетке. Он то и дело хватал телефон.

— Ну где она?! Где ее носит?! Мне завтра все в налоговую нести! Она что, не понимает?! — кричал он в пустоту, отбрасывая телефон на стол.

Дверь открылась, и на пороге появилась Ольга. Спокойная, свежая, в новом бежевом пальто. Она не была похожа на замученного бухгалтера. Она была похожа на деловую женщину, которая знает себе цену.

— Олечка! Наконец-то! Фух, я уж думал, все, труба! — бросился он к ней. — Ну что, все готово? Давай сюда, я хоть гляну одним глазком!

Она молча прошла к столу и положила на него аккуратную синюю папку с надписью «Годовой отчет».

— Да, братик, все готово, — ее голос был ровным и тихим. — Я тут подумала над твоими словами. Это ведь наш, семейный бизнес.

— Ну конечно! Я ж всегда говорил! — обрадовался он, пытаясь выхватить папку.

Ольга мягко, но настойчиво придержала папку рукой.

— Так вот. Раз бизнес у нас семейный, то и подходить к нему надо по-семейному. Правильно? Пятьдесят на пятьдесят.

— Э-э-э… ну да, — не понял он, куда она клонит. — Все по-честному.

— Вот и я так думаю, — кивнула она. — Поэтому я, как совладелец, вношу свою долю трудом. А ты, как второй совладелец, вносишь свою долю деньгами. Все по-честному.

Она достала из сумочки аккуратно распечатанный лист и положила его поверх папки.

— Вот. Это счет за мои услуги. За два года. Как только оплатишь свою половину, я тут же внесу свою следующую долю — сдам этот отчет.

Лицо Павла вытянулось. Он недоверчиво уставился на лист бумаги. Потом на сестру. Его глаза забегали по строчкам, а лицо начало медленно наливаться краской.

-4

— Ты… ты что?! Какой счет?! Оля, ты в своем уме?! Мы же семья!

— Именно, — спокойно улыбнулась Ольга. — Семья. А это — наш семейный баланс. Все сходится, копейка в копейку. Я проверяла.

— Да ты… ты меня ограбить хочешь?! — он вскочил, ударив кулаком по столу так, что подпрыгнула кружка. — Я на тебя два года полагался, как на родного человека! А ты мне счет выставляешь?!

— А ты на меня два года не просто положился, Паша. Ты на мне ездил, — голос Ольги оставался спокойным, и от этого спокойствия он бесился еще больше. — Ты ездил на мне по выходным, по вечерам, в мои отпуска!

— Я бизнес строил! Для нас!

— Для нас?! — она впервые повысила голос. — Это когда ты Светке новую машину покупал, это было «для нас»?!

— Да что ты считаешь мои деньги?! Заработал — и потратил!

— Вот именно! — подхватила она. — Ты заработал. А я — работала. Так что будь добр, оплати мою работу!

Он схватил со стола счет, скомкал его и швырнул в угол.

— Да я… да я на тебя в суд подам за шантаж!

— Подавай, — пожала плечами Ольга. — Заодно и объяснишь в суде, почему у тебя два года неофициальный сотрудник работал. Налоговой это очень понравится.

— Дожились, родная сестра пытается последнюю шкуру содрать! А знаешь что? – он схватил со стола папку с отчетом. — Я это и без тебя сдам!

— Попробуй, — пожала плечами Ольга. — Только отчет подается в электронном виде с моей электронной подписью. Для налоговой это просто макулатура.

Павел замер. Он смотрел на нее, тяжело дыша. Он понял, что она продумала все. Все его крики, все его угрозы отскакивали от ее спокойствия, как горох от стены.

4. Итоги года

Брат смотрел на сестру, тяжело дыша. Его лицо начало меняться. Гнев уступал место чему-то другому — знакомому, заискивающему. Он перешел к тяжелой артиллерии – манипуляциям.

— Оля… сестренка… ну не надо так… — в голосе появились те самые плаксивые нотки, от которых у нее раньше сжималось сердце. — Ну мы же родные люди. Ну как ты можешь? Это же… это же подло!

— Подло? — спокойно переспросила Ольга. — Подло, Паша, — это звонить сестре каждый день и торопить с отчетом, пока ты со своей женой в горах отдыхаешь. Вот это — подло.

— Да это… это была всего пара дней! Отдохнуть! Я же не железный!

— Я тоже не железная, Паша. Только я почему-то не отдыхала. Я ночами сидела над твоими бумажками, чтобы ты мог спокойно тратить деньги.

Все житейские истории: здесь вы найдете сборник увлекательных и захватывающих рассказов нашего канала

Он понял, что этот аргумент не сработал. И зашел с другой стороны.

— Оль, ну пойми, у меня сейчас денег нет! Совсем! Ну откуда я тебе такую сумму возьму? Ты же меня под монастырь подводишь! У меня завтра срок сдачи!

— Не знаю, Паша, — она взяла со стола свою сумочку. — Продай машину. Возьми кредит. Ты же бизнесмен. Придумай что-нибудь.

Он открыл рот, чтобы снова закричать про семью, про долг, про совесть. Но слова застряли в горле. Он вдруг увидел перед собой не «сестренку Олю», которую можно было разжалобить.

Он увидел чужого, незнакомого человека. Профессионала, который выставил ему счет за работу.

-5

Брат безвольно опустился на стул и обхватил голову руками.

— Что же мне делать…

В маленьком офисе повисла тишина. И в этой тишине он впервые подводил настоящие, а не бумажные, итоги своего «бизнеса». Итоги были плачевными.

Он поднял на сестру затравленный взгляд.

— Хорошо. Я заплачу.

Ольга молча ждала.

Он подошел к старому металлическому сейфу в углу, долго ковырялся с ключом, открыл его и достал несколько толстых пачек денег, перетянутых резинками. Выручка, которую он держал «вчерную».

Он бросил пачки на стол перед Ольгой.

— Вот. Тут почти все. Остальное завтра переведу. Довольна?

Ольга спокойно, не торопясь, пересчитала деньги. Кивнула.

— Довольна.

Она взяла папку с отчетом, достала из сумочки ноутбук, подключила флешку с электронной подписью и за несколько минут отправила отчет в налоговую. Распечатала квитанцию.

— Все, — сказала она, убирая ноутбук. — Твой годовой отчет сдан.

Павел смотрел на нее исподлобья.

— И что теперь? Все?

— Все, — подтвердила она, собираясь уходить.

— Подожди, — вдруг сказал он.

Ольга остановилась у двери.

Он сидел, ссутулившись, и смотрел на пустой сейф. Он выглядел не как успешный бизнесмен, а как побитый щенок.

— Оль, — тихо сказал он, не поднимая головы. — А… а ты не могла бы и дальше вести мою бухгалтерию?

Ольга удивленно приподняла бровь.

— За деньги, — быстро добавил он. — Как положено. По договору. По твоей цене. Просто… я понял, что лучше тебя все равно никто не сделает.

Она смотрела на него несколько долгих секунд. На этого повзрослевшего за один час брата. И на ее губах появилась легкая, едва заметная улыбка.

— Я подумаю, — сказала она. — Присылай коммерческое предложение на почту. Я рассмотрю.

И вышла, оставив его одного — в тишине, с пустым сейфом и очень дорогим уроком, который он запомнит на всю жизнь.

Эта история о том, как важно вовремя сказать «стоп». А вам приходилось делать такой сложный выбор? Спасибо за то, что читаете, комментируете и ставите лайки!

Все житейские истории: здесь вы найдете сборник увлекательных и захватывающих рассказов нашего канала