Найти в Дзене
Принципы

Направленность и мотивы деятельности личности

❝ Ничто не делается просто так. Просто нам не всегда известны мотивы❞ Доктор Хаус (House M.D.)
Оглавление
❝ Ничто не делается просто так. Просто нам не всегда известны мотивы❞

Доктор Хаус (House M.D.)

Направленность и мотивы деятельности личности
Направленность и мотивы деятельности личности

Общие понятия

  • Направленность - ведущая характеристика личности.
  • Направленность - совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности и относительно независимых от наличной ситуации.
  • Нарпавленность известна также как: “динамическая тенденция” по С.Л.Рубинштейну, “смыслообразующий мотив” по А.Н.Леонтьеву, “доминирующее отношение” по В.Н. Мясищеву, “основная жизненная направленность” по Б.Г. Ананьеву, “динамическая организация сущностных сил человека” по А.С. Прангишвили.
  • Направленность личности всегда социально обусловлена и формируется в процессе воспитания.
  • Направленность - это установки, ставшие свойствами личности и проявляющиеся в таких формах, как влечение, желание, стремление, интерес, склонность, идеал, мировоззрение, убеждение. Причем в основе всех форм направленности лежат мотивы деятельности.
  • Влечение - это психическое состояние, выражающее недифференцированную, неосознанную или недостаточно осознанную потребность. Как правило, влечение является преходящим явлением, поскольку представленная в нем потребность либо угасает, либо осознается, превращаясь в желание.
  • Желание - это осознанная потребность и влечение к чему-либо вполне определенному. Желание, будучи достаточно осознанным, имеет побуждающую силу. Оно обостряет осознание цели будущего действие и построение его плана. Желание характеризуется осознание не только потребности, но и возможности путей ее удовлетворения.
  • Стремление - возникает тогда, когда в структуру желания включается волевой компонент. Стремление часто рассматривается в качестве вполне определенного побуждения к деятельности.
  • Интерес - это специфическая форма проявления познавательной потребности, обеспечивающая направленность личности на осознание целей деятельности и тем самым способствующая ориентировке личности в окружающей действительности. Субъективно интерес обнаруживается в эмоциональном тоне, сопровождающием процесс познания или внимание определенному объекту. Одной из наиболее существенных характеристик интереса является то, что при его удовлетворении он не угасает, а, наоборот, вызывает новые интересы, соответствующие более высокому уровню познавательной деятельности.
  • Интересы являются важнейшей побудительной силой к познанию окружающей действительности. Различают непосредственный интерес, вызываемый привлекательностью объекта, и опосредованный интерес к объекту как средству достижения целей деятельности.
  • Косвенной характеристикой осознанности потребностей, отражающихся в интересах, является устойчивость интересов, которая выражается в длительности их сохранения и в их интенсивности.
  • Широта и содержание интересов служат одной из наиболее ярких характеристик личности.
  • Склонность - это интерес + воля. Склонность характеризует направленность индивида на определенную деятельность. Основой склонности является глубокая устойчивая потребность индивида в той или иной деятельности, т.е. интерес к определенному виду деятельности. В основе склонности может выступать стремление совершенствовать умения и навыки, связанные с данной потребностью. Принято считать, что возникшая склонность может рассматриваться в качестве предпосылки развитию определенных способностей.
  • Идеал - это конкретизируемая в образе или представлении предметная цель склонности индивида, т.е. то, к чему он стремится, на что ориентируется. Идеалы человека могут выступать в качестве одной из наиболее значимых характеристик мировоззрения человека, т.е. его системы взглядов на объективный мир, на его место в нем, на его отношение к окружающей действительности и к самому себе. В мировоззрении отражаются не только идеалы, но и ценностные ориентации людей, их принципы познания и деятельности, их убеждения.
  • Убеждение - высшая форма направленности - это система мотивов личности побуждающих ее поступать в соответствии со своими взглядами, принципами, мировоззрением. В основе убеждений лежат осознанные потребности, которые побуждают личность действовать, формирует ее мотивацию к деятельности.
  • В поведении человека есть 2 функционально взаимосвязанные стороны: побудительная и регуляционная. По регуляции все описанные ранее психические процессы и состояния как раз этим и занимаются. При стимуляции или побуждении, обеспечивающих активизацию и направленность поведения, то имеется связь стимулов с мотивами и мотивацией.
  • Мотив - это побуждение к деятельности, связанные с удовлетворением потребности субъекта. Под мотивом также часто понимают причину, лежащую в основе выбора действий и поступков, совокупность внешних и внутренних условий, вызывающих активность субъекта.
  • Мотивация - представляет собой более широкое понятие, чем термин мотив. Слово “мотивация” используется в современной психологии в двояком смысле: как обоначающее систему факторов, детерминирующее поведение (сюда входят, в частности, потребности, мотивы, цели, намерения, стремления и многое другое), и как характеристика процесса, который стимулирует и поддерживает поведенческую активность на определенном уровне.
  • Чаще всего в научной литературе мотивация рассматривается как совокупность причин психологического характера, объясняющих поведение человека, его начало, направленность и активность.
  • Мотивацией объясняется причина поступков человека. Причем любая форма поведения может быть объяснена как внутренними (психологическими), так и внешними (обстоятельствами) причинами.
  • Внутренние факторы говорят о мотивах, потребностях, целях, намерениях, желаниях, интересах и т.п., а во внешних факторах - о стимулах, исходящих из сложившейся ситуации. Иногда все психологические факторы, которые как бы изнутри, от человека определяют его поведение, называют личностными диспозициями. Тогда соответственно говорят о диспозиционной и ситуационной мотивациях, как аналогах внутренней и внешней детерминации поведения.
  • Внутренняя (диспозиционная) и внешняя (ситуационная) мотивации взаимосвязаны. Диспозиции могут актуализироваться под влиянием определенной ситуации, а активизация определенных диспозиций (мотивов, потребностей) приводит к изменению восприятия субъектом ситуации. Его внимание в таком случае становится избирательным, и субъект предвязто воспринимает и оценивает ситуация исходя из актуальных интересов и потребностей. Поэтому любое действие человека рассматривают как двояко детерминированное: диспозиционно и ситуационно.
  • Сиюминутное поведение человека следует рассматривать не как реакция на определенные внутренние или внешние стимулы, а как результат непрерывного взаимодействия его диспозиций с ситуацией. Таким образом, мотивация человека может быть представлена как циклический процесс непрерывного взаимного воздействия и преобразования, в котором субъект действия и ситуация взаимно влияют друг на друга и результатом которого является реально наблюдаемое поведение. С этой точки зрения мотивация представляет собой процесс непрерывного выбора и принятия решений на основе взвешивания поведенческих альтернатив.
  • Мотив в отличие от мотивации - это то, что принадлежит самому субъекту поведения, является его устойчивым личностным свойством, изнутри побуждающим к совершению определенных действий. Мотивы могут быть осознанными или неосознанными. Основная роль в формировании направленности личности принадлежит осознанным мотивам.
  • Мотивы формируются из потребностей человека.
  • Потребность - это состояние нужды человека в определенных условиях жизни и деятельности или материальных объектах. Потребность, как и любое состояние личности, всегда связана с наличием у человека чувства удовлетворенности или неудовлетворенности. Потребности есть у всех живых существ, и этим живая природа отличается от неживой. Другим ее отличием, также связанным с потребностями, является избирательность реагирования живого именно на то, что составляет предмет потребностей, чего организму в данный момент не хватает. Потребность активизирует организм, стимулирует его поведение. направленное на поиск того, что требуется.
Пирамида потребностей (А.Маслоу, 1943 г.)
Пирамида потребностей (А.Маслоу, 1943 г.)

  • Количество и качество потребностей, которые имеют живые существа, зависит от уровня их организации, от образа и условий жизни, от места, занимаемого соответствующим организмом на эволюционной лестнице. Меньше всего потребностей у растений, которые имеют нужду только в определенных биохимических и физических условиях существования. Больше всего разнообразных потребностей у человека, которые кроме физических и органических потребностей обладает еще и духовными, социальными.
  • Социальные потребности выражаются в стремлении человека жить в обществе, взаимодействовать с другими людьми.
  • Основные характеристики человеческих потребностей - сила, периодичность возникновения и способ удовлетворения. Еще есть предметное содержание потребности, т.е. совокупность тех объектов материальной и духовной культуры, с помощью которых данная потребность может быть удовлетворена.
  • Цель - побуждающий к деятельности фактор. Целью называют осознаваемый результат, на достижение которого в данный момент направлено действие, связанное с деятельностью, удовлетворяющей актуализированную потребность. Если всю сферу осознанного поведения представить в виде своеобразной арены, на которой разворачивается красочный и многогранный спектакль человеческой жизни, и допустить, что наиболее ярко в данный момент освещено то место, которое должно приковывать к себе наибольшее внимание зрителя (самого субъекта), то это и будет цель. Цель есть то мотивационно-побудительное содержание сознания, которое воспринимается человеком как непосредственный и ближайший ожидаемый результат его деятельности. Цель является основным объектом внимания, который занимает определенный объем кратковременной и оперативной памяти; с ней связаны разворачивающийся в данный момент времени мыслительный процесс и большая часть всевозможных эмоциональных переживаний.
  • Цели различают на цель деятельности и жизненную цель. Человеку приходится выполнять в течение жизни множество разнообразных деятельностей, в каждой из которых реализуется определенная цель. Но цель любой отдельной деятельности раскрывает лишь какую-то одну сторону направленности личности, проявляющуюся в данной деятельности. Жизненная цель выступает в качестве обобщающего фактора всех частных целей, связанных с отдельными деятельностями. В то же время реализация каждой из целей деятельности есть частичная реализация общей жизненной цели личности.
  • С жизненными целями связан уровень достижений личности. В жизненных целях личности находит выражение сознавая ею “концепция собственного будущего”.
  • Осознание человек не только цели, но и реальности ее осуществления рассматривается как перспектива личности.
  • Состояние расстройства, подавленности, свойственное человеку, осознающему невозможность осуществления перспективы, называется фрустрацией. Это состояние возникает в тех случаях, когда человек на пути к достижению цели сталкивается с реально непреодолимыми препятствиями, барьерами или когда они воспринимаются как таковые.
  • Мотивационную сферу человека, с точки зрения ее развитости можно оценивать по следующим параметрам: широта, гибкость и иерархизированность.
  • Широта мотивационной сферы - это качественное разнообразие мотивационных факторов - диспозиций (мотивов), потребностей и целей. Чем больше у человека разнообразных мотивов, потребностей и целей, тем более развитой является его мотивационная сфера.
  • Гибкость мотивационной сферы - выражается в том, что для удовлетворения мотивационного побуждения более общего характера (более высокого уровня) может быть использовано больше разнообразных мотивационных побудителей более низкого уровня. Например, более гибкой является мотивационной сферы человека, который в зависимости от обстоятельство удовлетворения одного и того же мотива может использовать разнообразные средства, чем другой человек. Скажем, для одного индивида потребность в знаниях может быть удовлетворения только с помощью телевидения, радио и кино, а для другого средством удовлетворения также являются разнообразные книги, периодическая печать, общение с людьми. У последнего мотивационная сфера, по определению, будет более гибкой.
  • Широта и гибкость характеризуют мотивационную сферу человека по-разному. Широта - это разнообразие потенциального круга предметов, способных служить для данного человека средством удовлетворения актуальной потребности, а гибкость - это подвижность связей, существующими между разными уровнями иерархичиеской организации мотивационной сферы: между мотивами и потребностями, мотивами и целями, потребностями и целями.
  • Иерархизированность мотивов - выражается в большем количестве различий в силе и частоте актуализации мотивационных образований определенного уровня. Одни мотивы и цели сильнее других и возникают чаще; другие - слабее и актуализируются реже.

Теории мотиваций

  • Насчитывается несколько десятков теорий мотивации. Эти теории в процессе исторического развития находились между двумя философскими течениями: рационализм и иррационализм.
  • Рационализм до сер. 19 века рассматривал человека как уникальное существо особого рода, не имеющее ничего общего с животными. Считалось, что только человек наделен разумом, мышлением и сознанием, обладает волей и свободой выбора действий, а мотивационный источник человеческого поведения усматривался исключительно в разуме, сознании и воле человека.
  • Иррационализм как учение в основном рассматривал поведения животных. Сторонники данного учения исходили из утверждения, что поведение животного в отличие от человека несвободно, неразумно, управляется темными, неосознаваемыми силами, имеющими свои истоки в органических потребностях.
  • Историческое исследование проблемы мотивации приведено на рис. ниже. Предложена Д.Аткинсоном (1923-2003) и модифицирована Р.С. Немовым (1941 г.р.).
Историческое исследование проблемы мотивации (Р.С. Немов, 1998)
Историческое исследование проблемы мотивации (Р.С. Немов, 1998)

  • С 19 века и до настоящего времени теории мотиваций претерпели изменения, преимущественно связанные с пониманием психической деятельности человека и в первую очередь иерархии потребностей.
  • Основные общие положения теории мотивационных концепций к настоящему времени:
  • Создание единой универсальной теории мотивации, одинаково успешно объясняющей как поведение человека, так и животных в настоящее время невозможно.
  • Стремление снять напряжение как основной мотивационный источник целенаправленного поведения на уровне человека не работает, во всяком случае не является для него основным мотивационным принципом.
  • Человек не реактивен, а изначально активен. Поэтому принцип редукции напряжения для объяснения поведения человека неприемлем, а источники его активности следует искать в нем самом, в его психологии.
  • Наряду с ролью бессознательного существенную роль сознания человека играет в формировании его поведения.
  • Наряду с потребностями в “пирамиде Маслоу” имеют место быть специфические понятия, такие как “социальные потребности, мотивы” (Д.Макклелланд, Д.Аткинсон, Г.Хекхаузен), “жизненные цели” (К.Роджерс, Р.Мей), “когнитивные факторы” (Ю.Роттер, Г.Келли и др.).
  • Для исследования мотивации человека неприемлемы методы исследования причин поведения у животных. Поэтому необходимо разрабатывать соответствующие методики исследований мотивации подходящие только для человека.
  • Изучение мотивационной сферы человека активно продолжается и в наше время.

Развитие мотивационной сферы

  • Вопрос образования новых мотивов и развитии мотивационной сферы является одним из самых сложных и до конца не изученным.
  • Механизм превращения цели в мотив (сдвиг мотива на цель) - в процессе деятельности цель, к которой в силу определенных причин стремился человек, со временем сама становится самостоятельной побудительной силой, т.е. мотивом.
  • Мотив из-за которого мы стремимся к достижению цели, связан с удовлетворением определенных потребностей. Но со временем цель, которой мы стремились достичь, может превратиться в насущную потребность. Например, родители вначале стимулировали ребенка чтению книги покупкой игрушки. Однако в процессе чтения у ребенка возникает интерес к самой книге, и постепенно чтение книг может стать одной из основных его потребностей. Черный пример - “подсадить на наркотики”. Эти примеры поясняют механизмы развития мотивационной сферы человека за счет расширения количества потребностей.
  • Обратная сторона в сужении или замещении мотивационной сферы, когда ребенок ходит в спортивный кружок, его мотивирует поставленная цель, стать чемпионом города по заданному спорту. Но связываясь с “дворовой шпаной”, те предлагают новые цели в виде легкодоступных шалав, курева и бухла. Очень часто легкодоступные цели дворовой шпаны легко побеждают более сложные долгосрочные спортивные цели.
  • Самым существенным является то, что расширение количества потребностей, т.е. расширение перечня того, в чем нуждается человек, происходит в процессе его деятельности, в процессе его контакта с окружающей средой.
  • Интересы отражают прежде всего познавательные потребности человека. Поэтому, в отечественной психологии развитие мотивационной сферы рассматривается в единстве с общим развитием психики человека и особенно с познавательной сферой человека.
  • Первые проявления интереса наблюдаются у детей уже на первом году жизни, как только ребенок начинает ориентироваться в окружающем мире. На этом этапе развития ребенка чаще всего интересуют яркие, красочные предметы, незнакомые вещи, издаваемые предметами звуки. Ребенок не только испытывает удовольствие. воспринимая все это, но и требует, чтобы ему вновь и вновь показывали заинтересовавший его предмет, снова дали услышать вызвавшие у него интерес звуки. Он плачет и геодует, если его лишают возможности продолжать воспринимать то, что вызвало интерес.
  • Характерной чертой первых интересов ребенка является их крайняя неустойчивость и прикованность к наличному восприятию. Ребенок интересуется тем, что он воспринимает в данный момент. Он сердится и плачет, если что-либо заинтересовавшее его исчезло из поля зрения. Успокоить ребенка в этих случаях не представляет большого труда, - достаточно привлечь его внимание к чему-либо другому, как интерес к тому, что воспринималось им до этого, гаснет и заменяется новым.
  • По мере развития двигательной деятельности у ребенка все больше и больше проявляется интерес к самостоятельному выполнению действий, которыми он постепенно овладевает. Уже на первом году жизни ребенок обнаруживает, например, склонность многократно бросать на пол вещи, находящиеся у него в руке, - бросив взятую вещь, он требует, чтобы ее подняли и дали ему, но затем вновь бросает ее, снова требует ее возвращения к себе, снова бросает и т.д. Овладевая более сложными действиями, он также проявляет интерес к многократному повторению по вкладыванию одной вещи в другую и вновь вынимать ее.
  • С развитием речи и общения с окружающими, а также с расширением круга предметов и действий, с которыми знакомится ребенок, значительно расширяются его познавательные интересы. Ярким выражением их являются самые разнообразные вопросы, задаваемые детьми взрослым, начиная с вопроса: “Что это такое?” и кончая вопросами, относящимися к объяснению того, что воспринимается ребенком: “Почему у коровы рога?”, “Почему луна не падает на землю?”, “Почему трава зеленая?, “Куда девается молоко, когда мы его пьем?, “Откуда прилетает ветер?” - все эти вопросы, и многие им подобные, живо интересуют ребенка, и в возрасте 3-5 лет он настолько “засыпает” им взрослого, что весь этот период его жизни справедливо называют периодом вопросов.
  • Конец предшкольного и начало дошкольного возраста характеризуется возникновением интереса к игре, все более и более расширяющегося в течение всего дошкольного детства. Игра является ведущей деятельностью ребенка в этом возрасте, в ней развиваются разнообразные стороны его психической жизни, формируются многие важнейшие психологические качества его личности. Вместе с тем игра - это деятельность, наиболее привлекающая к себе ребенка, наиболее захватывающая его. Она стоит в центре его интересов, сама интересует его и, в свою очередь, отражает все другие интересы ребенка. Все, что интересует детей в окружающем их мире, в развертывающейся вокруг них жизни, обычно находит то или иное отражение в их играх.
  • Познавательные интересы дошкольников, направленные на познание реальной действительности, весьма широки. Ребенок-дошкольник подолгу наблюдает за тем, что привлекло его внимание из окружающего мира, много расспрашивает о том, что замечает вокруг себя. Однако, также как и в более раннем возрасте, его интересует все яркое, красочное, звучное. Особенно живой интерес вызывает у него все динамичное, движущееся, действующее, обнаруживающее заметные, ясно выраженные и в особенности неожиданные изменения.
  • Широко интересуясь реальной действительности, дети дошкольного возраста обнаруживают большой интерес и к фантастическим рассказам, в особенности к сказкам. Одну и ту же сказку дети-дошкольники готовы слушать по многу раз.
  • Конец дошкольного периода и начало школьного возраста характеризуются обычно появлением новых интересов у ребенка - интереса к учению, к школе. Как правило, его интересует сам процесс учения, возможность новой деятельности, которой ему предстоит заниматься, новые для него правила школьной жизни, новые обязанности, новые товарищи и школьные учителя. Но этот первоначальный интерес к школе носит недифференцированных характер. Начинающего школьника привлекают все виды работы в школе: он одинаково охотно пишет, читает, считает, выполняет поручения. Даже различные отметки, которые он получает, нередко вызывают у него в первые дни одинаковое к себе отношение. Например, известно, что некоторые дети, впервые пришедшие в школу, интересуются сначала не столько тем, какую отметку они получили, сколько их количеством.
  • С течением времени интерес к школе все более и более дифференцируется. Первоначально выделяются, как более интересные, отдельные учебные предметы. Так, одним школьников больше привлекает чтение или письмо, других - математика и др.
  • Наряду с учебными интересами, в этом возрасте возникают и некоторые новые, внешкольные интересы. Например, овладение грамотой создает предпосылки для возникновения интереса к внеклассному чтению, поэтому впервые появляются читательские интересы ребенка. В младшем школьном возрасте значителен интерес к “бытовой” литературе, к рассказам из жизни детей. Сказки все более и более теряют свою прелесть для ребенка. Часто школьник младших классов уже отказывает от них, подчеркивая, что он желает читать о том, что было “на самом деле”. К концу этого периода все больше выдвигается на передний план литература о путешествиях и приключениях, которая в подростковом возрасте вызывает к себе наибольший интерес, в особенности у мальчиков.
  • В ходе взросления интерес к играм подвергается значительным изменениям. В жизни школьника игра не занимает уже ведущего места, она уступает учению, которое становится на продолжительный срок ведущей деятельностью ребенка. Но интерес к игре все же остается, в особенности это характерно для младшего школьного возраста. При этом содержание игр существенно изменяется. “Ролевые игры” дошкольника отходят на задний план и вовсе исчезают. Больше всего школьника привлекают, с одной стороны, так называемые “настольные” или “компьютерные” игры, а с другой - подвижные игры, в которые с течением времени все больше и больше включается момент соревнования и зарождающийся, особенно у мальчиков, интерес к спортивным играм. Как на характерный для конца младшего школьного возраста интерес, который остается и в последующие годы, можно указать на коллекционирование некоторых предметов, в частности почтовых марок.
  • В подростковом возрасте происходят дальнейшие изменения в интересах школьников. Значительно расширяются и углубляются прежде всего интересы социально-политического плана. Ребенок начинает интересоваться не только текущими событиями, но и проявлять интерес к своему будущему, к тому, какое положение он займет в обществе. Подобное явление сопровождается расширением познавательных интересов подростка. Круг того, что интересует подростка и что он хочет узнать становится шире и рише. Причем часто познавательные интересы подростка обусловлены его планами на будущую деятельность.
  • Подростки, различаются по своим познавательным интересам, которые в этом возрасте становятся все более дифференцированными.
  • Юношеский возраст характеризуется дальнейшим развитием интересов, и прежде всего познавательных. Учащиеся старших классов начинают интересоваться уже определенными областями научного познания, стремятся к более глубоким и систематическим знаниям в интересующей их области.
  • В процессе дальнейшего развития и деятельности формирование интересов, как правило, не прекращается. С возрастом у человека наблюдается появление новых интересов. Однако этот процесс в значительной степени носит осознанный или даже плановый характер, поскольку эти интересы в значительной мере связаны с совершенствованием профессиональных навыков, развитием семейных отношений, а также с теми увлечениями, которые по той или иной причине не были реализованы в юношеском возрасте.
  • Формирование интересов и мотивов поведения ребенка не должно проходить спонтанно, вне контроля родителей или педагогов. Спонтанное развитие интересов ребенка в большинстве случаев обусловливает возможность появления у него негативных и даже пагубных интересов и привычек, например интереса к алкоголю или наркотикам. Вполне обоснованно возникает вопрос о том, как избежать формирования этих негативных интересов у ребенка. Конечно, единого “рецепта”, как этого избежать, нет. В каждом конкретном случае следует искать уникальный вариант. Тем не менее прослеживается одна общая закономерность, позволяющая говорить об обоснованности сложившихся в отечественной психологии теоретических взглядов на проблему развития мотивационной сферы человека. Эта закономерность заключается в том, что мотивы и интересы не возникают ниоткуда или из ничего. Вероятность возникновения интересов или мотивов поступков ребенка определяется той деятельностью, в которую он вовлечен, а также теми обязанностями, которые на него возложены дома или в школе.
  • Цели, к которым стремится человек, со временем могут стать мотивами ребенка. А стам мотивами, они в свою очередь, могут трансформироваться в личностные характеристики и свойства.

Мотивированное поведение как характеристика личности

  • В процессе взросления многие ведущие мотивы поведения со временем становятся настолько характерными для человека, что превращаются в черты его личности. К их числу следует отнести мотивацию достижения, мотивацию избегания неудачи, мотив власти, мотив оказания помощи другим людям (альтруизм), агрессивные мотивы поведения и др. Доминирующие мотивы становятся одной из основных характеристик личности, отражающейся на особенностях других личностных черт. Например, установлено, что у людей, ориентированный на успех, чаще преобладают реалистические, а у индивидов, ориентированных на избегание неудач, - нереалистические, завышенные или заниженные, самооценки.
  • От чего зависит самооценка? Уровень самооценки в значительной степени связан с удовлетворенностью или неудовлетворенностью человека собой, своей деятельностью, возникающей в результате достижения успеха или появления неудачи. Сочетание жизненных успехов и неудач, преобладание одного над другим постоянно формируют самооценку личности. В свою очередь, особенности самооценки личности выражаются в целях и общей направленности деятельности человека, поскольку в практической деятельности он, как правило, стремится к достижению таких результатов, которые согласуются с его самооценкой, способствуют ее укреплению.
  • С самооценкой личности тесно связан уровень притязаний. Под уровнем притязаний подразумевается результат, которого субъект рассчитывает достичь в ходе своей деятельности. Следует отметить, что существенные изменения в самооценке происходят в том случаем, когда сами успехи или неудачи связываются субъектом деятельности с наличием или отсутствием у него необходимых способностей.
  • Мотивы аффилиации (мотив стремления к общению) актуализируются и удовлетворяются только в общении людей. Мотив аффилиации обычно проявляется как стремление человека наладить добрые, эмоционально положительные взаимоотношения с людьми. Внутренне, или психологически, он выступает вв виде чувства привязанности, верности, а внешне - в общительности, в стремлении сотрудничать с другими людьми, постоянно находиться вместе с ними. Следует подчеркнуть, что отношения между людьми, построенные на основе аффилиации, как правило взаимны. Партнеры по общению, обладающие такими мотивами, не рассматривают друг друга как средство удовлетворения личных потребностей, не стремятся к доминированию друг над другом, а рассчитывают на равноправное сотрудничество. В результате удовлетворения мотива аффилиации между людьми складываются доверительные, открытые взаимоотношения, основанные на симпатиях и взаимопомощи.
  • Доминирование у человека мотива аффилиации порождает стиль общения с людьми, характеризующийся уверенности, непринужденностью, открытостью и смелостью.
  • Мотив отвержения, противоположный мотиву аффилиации, проявляется в боязни быть непринятым, отвергнутым значимыми для него людьми. Преобладание мотива отвержения ведет к неуверенности, скованности, неловкости, напряженности. Преобладание данного мотива создает препятствия на пути межличностного общения. Такие люди вызывают недоверие к себе, они одиноки, у них слабо развиты умения и навыки общения.
  • Мотив власти определяется как устойчивое и отчетливо выраженное стремление человека иметь власть над другими людьми. Г.Мюррей (1893-1988) дал такое определение этому мотиву: мотив власти - это склонность управлять социальным окружением, в том числе людьми, воздействовать на поведение других людей разнообразными способами, включая убеждение, принуждение, внушение, сдерживание, запрещение и т.п.
  • Мотив власти проявляется в том, чтобы побуждать других поступать в соответствии со своими интересами и потребностями, добиваться их расположения, сотрудничества, доказывать свою правоту, отстаивать собственную точку зрения, влиять, направлять, организовывать, руководить, надзирать, править, подчинять, властвовать, диктовать условия, судить, устанавливать законы, определять нормы и правил поведения, принимать за других решения, обязывающие их поступать определенным образом, уговаривать, отговаривать, наказывать, очаровывать, привлекать к себе внимание, иметь последователей.
  • Исследователь мотивации власти Д.Верофф (1957 г.р.), попытался определить психологическое содержание мотива власти. Он считает, что под мотивацией власти понимается стремление и способность получать удовлетворение от контроля над другими людьми. По его мнению, признаками наличия у человека мотива, или мотивации, власти являются выраженные эмоциональные переживания, связанные с удержанием или утратой психологического или поведенческого контроля над другими людьми. Другим признаком наличия у человека мотива власти является удовлетворение от победы над другим человеком в какой-либо деятельности или огорчение по поводу неудачи, а также нежелание подчиняться другим.
  • Люди, стремящиеся к власти над другими людьми, обладают особо выраженным мотивом власти. По своему происхождению, он, вероятно, связан со стремлением человека к превосходству над другими людьми. Первыми кто на это обратил внимание были неофрейдисты. Мотив власти был объявлен одним из главных мотивов человеческого социального поведения. Например, А.Адлер считал, что стремление к превосходству, совершенству и социальной власти компенсирует естественные недостатки людей, испытывающих так называемый комплекс неполноценности.
  • Э. Фромм (1900-1980) установил, что психологически власть одного человека над другими людьми подкрепляется несколькими способами. Первое, возможностью награждать и наказывать людей. Второе, способностью принуждать их к совершению определенных действий, в том числе с помощью системы правовых и моральных норм, дающих одним право управлять, а другим вменяющим в обязанность подчиняться авторитету, которым один челвоек обладает в глазах другого.
  • Просоциальные мотивы соответствуют просоциальному поведению. Под таким поведением понимают любые альтруистические действия человека, направленные на благополучие других людей, оказание им помощи. Эти формы поведения по своим особенностям разнообразны и располагаются в широком диапазоне от простой любезности до серьезной благотворительной помощи, оказываемой человеком другим людям, причем иногда с большим ущербом для себя, ценой самопожертвования. Некоторые психологи считают, что за таким поведением лежит особый мотив и называют его мотивом альтруизма (мотивом помощи, мотивом заботы о других людях).
  • Альтруистическое, или просоциальное, поведение чаще всего характеризуется как осуществляемое ради блага другого человека и без надежды на вознаграждение. Альтруистически мотивированное поведение в большей степени ведет к благополучию других людей, чем к благополучию того, кто его реализует. При альтруистической поведении акты заботы о других людях осуществляются по собственному убеждению человека, без какого бы то ни было расчета или давления со стороны. По смыслу такое поведение диаметрально противоположно агрессии.
  • Агрессия рассматривается как явление по своей сути противоположное альтруизму. В ходе изучения агрессивного поведения было высказано предположение, что этой формой поведения лежит особого рода мотив, получивший название “мотив агрессивности”. Агрессивными принято называть действия, наносящие человеку какой-либо ущерб: моральный, материальный или физический. Агрессивность всегда связана с намеренным причинением вреда другому человеку.
  • Отдельные психологические исследования показали, что у детей в период от 3 до 11 лет могут наблюдаться проявления агрессивности по отношению к сверстникам. В это время у многих детей наблюдается стремление к борьбе друг с другом. Причем агрессивные ответные действия как реакция на действия сверстников у мальчиков встречаются чаще, чем у девочек. В психологическое литературе подобное явление толкуется по-разному. Одни авторы в этом видят биологические причины, в том числе половую принадлежность. Другие считают, что проявление агрессивности у детей связано с принадлежностью к определенной социокультурной группе и особенностями семейного воспитания.
  • Обнаружено, что отцы детей, которым свойственна повышенная агрессивность, нередко сами не терпят проявлений агрессии у себя дома, но за его пределами разрешают и даже поощряют подобные действия своих детей, провоцируют и подкрепляют такое поведение. Образцами для подражания в агрессивном поведении очень часто являются сами родители. Ребенок, неоднократно подвергавшийся наказаниям, в конечном счете сам становится агрессивным.
  • Трудность в устранении агрессивного поведения заключается, что агрессор, обычно легко находит множество разумных оправданий своему поведению, полностью или отчасти снимая с себя вину. Типичные оправдания агрессоров по Альберту Бандура (1925-1988): 1. Объяснение, что совершенные им агрессивные действия не являются такими ужасными, какими кажутся на первый взгляд. 2. Идеологическое, религиозное оправдание. “Ради благородных целей”. 3. Отрицание своей личной ответственности за агрессивный акт. 4. Снятие части ответственности со ссылкой на обстоятельства или разделению вины и на других соучастников, в т.ч. выполнение чьего-либо приказа. 5. “Расчеловечивание” жертвы путем “доказательства” того, что она якобы заслуживает такого обращения. 6. Постепенное смягчение агрессором своей вины за счет нахождения новых аргументов и объяснений, оправдывающих его действия.
  • У человека есть 2 различные мотивационные тенденции, связанные с агрессивным поведением: тенденция к агрессии и к ее торможению.
  • Тенденция к агрессии - это склонность индивида оценивать многие ситуации и действия людей как угрожающие ему и стремление отреагировать на них собственными агрессивными действиями.
  • Тенденция к подавлению агрессии определяется как индивидуальная предрасположенность оценивать собственные агрессивные действия как нежелательные и неприятные, вызывающие сожаление и угрызения совести. Эта тенденция на уровне поведения ведет к подавлению, избеганию или осуждению агрессивных действий.
  • Сформированные в процессе жизни и деятельности мотивы ставшие привычными, или основными, отражаются на общем впечатлении, которое производит человек на окружающих, т.е. характеризуют личность в целом.