4.7.1. Л.П. Берия
Лаврентий Павлович Берия, член ЦК ВКП(б), член Президиума ЦИК и первый секретарь тбилисского горкома КП(б) Грузинской ССР, то есть человек, по долгу службы точно знакомый как с решением Политбюро об образовании расстрельных Троек, так и с приказом 00447. А кроме упомянутых формальных должностей и полномочий Лаврентий Павлович – ветеран большевистского движения Закавказья и старый друг Сталина.
В силу указанных формальных и неформальных обстоятельств Берия живо интересуется проведением БТ в Грузии, хочет и может повлиять на ход репрессий и потому пишет И.В. Сталину записку «О мерах по ускорению рассмотрения дел на антисоветские элементы»[1].
Записка написана 10 октября 1937 года, то есть Большой Террор уже набрал обороты; она начинается с кратких количественных данных о репрессиях; среди прочего Берия пишет, что Тройка в Грузии за последний год осудила 5 236 человек.
Но какая Тройка?
Далее Лаврентий Павлович сообщает, что тюрьмы Грузинской ССР перегружены и это создаёт препятствия для нормальной следственной работы: например, нет возможности подозреваемых по одному делу развести по разным камерам и лишить возможности общаться.
Причину перегрузки тюремных помещений ГрузССР Берия видит в чрезмерной затяжке в рассмотрении подготовленных для судебного разбирательства следственных дел, а в частности и в перегруженности выездной сессии Военной Коллегии Верховного суда СССР, обслуживающей целый ряд краев и областей.
Очень интересно! А про такой способ разгрузки тюрем, как массовые расстрелы безо всякого суда, Тройкой в административном порядке, Лаврентий Павлович не слышал?
Видимо не слышал, потому что в следующем абзаце он просит разрешить именно это:
«В связи с этим ЦК КП(б) Грузии просит разрешить передать на рассмотрение Специальной тройки, созданной в соответствии с директивой ЦК ВКП(б) дела на участников вскрытых НКВД ГССР:
1. Троцкистской террористической диверсионно-шпионской организации,
2. Террористической диверсионно-шпионской организации правых».
Из текста непонятно, то ли Берия просит издать директиву ЦК и создать эту Специальную тройку – но тогда её просто нет.
То ли Берия просит разрешить этой уже имеющейся Тройке заниматься именно шпионами-диверсантами – но тогда это не Тройка по приказу 00447, которая и так может и должна ускоренно обслуживать именно всевозможных шпионов-диверсантов согласно разделу I п. 5 означенного приказа.
Однако для нашего изложения нет никакой разницы между этими двумя вариантами, вывод из них всё равно один и тот же: Берия знал о работе милицейской Тройки Грузинской ССР, но он ничего не слышал о работе Тройки по приказу 00447.
4.7.2. Б.Д. Берман
Борис Давыдович Берман служил наркомом внутренних дел Белорусской ССР и в силу этого был главой белорусской Тройки НКВД. На эту должность он был назначен прямо с начала Большого Террора приказом 00447 30.08.1937 г., а снят с этой должности 22.05.1938 г.
03.04.1938 г. республиканский нарком Берман пишет союзному наркому Ежову «Докладную записку наркома внутренних дел БССР Б.Д. Бермана Н.И. Ежову о ликвидации последствий вредительства в сельском хозяйстве БССР»[2]: «Мне кажется, что борьба судебных органов с такого рода антисоветской агитацией, в которой пропагандируется сила и мощь поляков, которая сеет пропольские настроения и пораженчество, явно недостаточна. К решению этих вопросов в судах подходят формально, а не по существу.
В судах важно, что это квалифицируется как обычная антисоветская агитация. Считаю, что наряду с развертыванием доподлинной политической работы в селе, надо дать директиву судам об усилении репрессий за такого рода агитацию в пользу поляков. Укрепляя колхозы, надо беспощадно карать за агитацию в пользу польского фашизма».
Что, простите? Какие суды? Причём тут они вообще? Берман только к марту 1938 г.[3] силами своей Тройки безо всякого суда пострелял-посадил тысяч двадцать пять – и многих из них как раз за ту самую обычную, а равно и необычную антисоветскую агитацию. Кто-нибудь, прочтите Борису Давыдовичу приказ 00447 громко и с выражением, а то он не в курсе.
Нам могут возразить, что антисоветских агитаторов приходилось отправлять на суд, а не на Тройку, потому что к апрелю 1938 г. исполнение «троечного» приказа 00447 в Белоруссии прекратилось. Но это не так – о том говорит сводная таблица исполнения приказа 00447, составленная нашими уважаемыми оппонентами[4] - так что у Бермана не было ни малейшей необходимости выпрашивать у судов повышения наказания тем, кого без суда могла убить его собственная Тройка под его личным руководством.
Заключение и выводы по главе 4
Выводы из данной главы следуют простые и очевидные.
Никакого перекрестного подтверждения одних архивных документов другими в общем случае не наблюдается, документы противоречат друг другу по меньшей мере в тысячах случаев. А меж тем соответствие документов БТ друг другу было единственным подтверждением их подлинности, никаких других доказательств подлинности не существует.
Архивные документы разных лет противоречат друг другу в количестве расстрелянных.
Архивные документы регионов и центра противоречат друг другу – очень похоже, что их писали люди, никак между собой не контактировавшие, расхождение в цифрах репрессированных порой достигает нескольких раз.
Единых названий главных расстрельных инстанций БТ – «кулацкой» Тройки и Особой Тройки – просто не существует; хуже того – есть масса примеров, когда разные Тройки называются одинаково. Управление такой системой невозможно, поскольку невозможно указать на объект управления – за исключением одного-единственного случая: если объект управления был один. Тройка НКВД в реальности была только одна – «милицейская» - и потому было абсолютно всё равно, как её называть, слова «Тройка» в названии было полностью достаточно для идентификации инстанции.
В тысячах случаев «кулацкая» Тройка и Особая Тройка выносили наказание ниже минимального по приказам 00447, 00485, 00593 – это говорит о том, что документы этих расстрельных Троек создавали на основе документов инстанции, выносившей гораздо более мягкие приговоры. Эта инстанция – «милицейская» Тройка НКВД.
Мало того, от периода БТ сохранилось множество документов о том, что именно в это время происходило смягчение репрессивной политики по отношению к низам общества.
И, наконец, крупные региональные руководители – такие как Берия или Берман – оставили странные документы, плохо стыкующиеся с современными представлениями о БТ.
В целом гипотеза П.Г. Балаева о том, что документы расстрельных Троек НКВД («кулацкой» и Особой) изготовлены из документов «милицейской» Тройка НКВД, нашла очень широкое документальное подтверждение.
А утверждение наших уважаемых оппонентов о том, что архивные документы о БТ доказывают свою подлинность перекрестным подтверждением друг друга, наоборот, как-то не очень подтвердилось.
[1] https://www.alexanderyakovlev.org/fond/issues-doc/61223 АП РФ. Ф. 3. Оп. 58. Д. 212. Л. 137—139. Подлинник. Машинопись.
[2] https://istmat.org/node/35400
[3] https://istmat.org/node/14954
[4] https://djvu.online/file/0QCa6J5IlJtd9 с. 521