Найти в Дзене

Почему не удастся сдать ЕГЭ или ОГЭ используя "шаблоны"

Реклама от онлайн - школ или даже некоторых частных репетиторов пестрит обещаниями волшебных формул и шаблонов, пользуясь которыми ученик яко бы сможет решить любую задачу. Что скрывается за этим? Конечно же обман, рассчитанный на то, что большинству учеников, да и их родителям, реальные знания в головах учеников не нужны, им нужна "пилюля", решающая их проблему, будь то успеваемость в школе, поступление, олимпиада. В этом нацеленном на результат подходе нет ничего плохого, сама всегда стремлюсь максимально чётко выявить и поставить цель своим урокам, но путь достижения цели не менее важен. Что хорошего, если ребёнка натаскали на вступительный экзамен в топовую школу, а его знаний за предыдущие годы не достаточно, чтобы тянуть нагрузку в такой школе. Чем полезно всеми правдами и неправдами проходить отборы олимпиад, если без серьёзной, широкоплановой подготовки выиграть всё равно не удастся. Зачем платить, пусть даже небольшие деньги, тому, кто обещает Вам шаблон для ЕГЭ, если без ш

Сегодня хочется обсудить тему "шаблонов".

Реклама от онлайн - школ или даже некоторых частных репетиторов пестрит обещаниями волшебных формул и шаблонов, пользуясь которыми ученик яко бы сможет решить любую задачу.

Что скрывается за этим?

Конечно же обман, рассчитанный на то, что большинству учеников, да и их родителям, реальные знания в головах учеников не нужны, им нужна "пилюля", решающая их проблему, будь то успеваемость в школе, поступление, олимпиада. В этом нацеленном на результат подходе нет ничего плохого, сама всегда стремлюсь максимально чётко выявить и поставить цель своим урокам, но путь достижения цели не менее важен. Что хорошего, если ребёнка натаскали на вступительный экзамен в топовую школу, а его знаний за предыдущие годы не достаточно, чтобы тянуть нагрузку в такой школе. Чем полезно всеми правдами и неправдами проходить отборы олимпиад, если без серьёзной, широкоплановой подготовки выиграть всё равно не удастся. Зачем платить, пусть даже небольшие деньги, тому, кто обещает Вам шаблон для ЕГЭ, если без школьных знаний вы утонете в вузовской программе. Если бы я находилась в машине официального образования, я бы судила по уголовной статье всех, кто даёт детям шаблон.

Почему так строго?

Потому что шаблонное мышление формирует у ученика клиповость и лишает его шансов на успешную жизнь. Вот несколько примеров:

Инерциальные системы отсчёта существуют. Ускорение, с которым движется тело в инерциальной системе отсчёта, прямо пропорционально равнодействующей сил, действующих на это тело и обратно пропорционально массе этого тела. Векторная сумма сил, действующих на тело в инерциальной системе отсчёта, равна нулю, если тело движется прямолинейно и равномерно или покоится.

Вот 3 закона Ньютона, которые необходимо знать, формулировать и расшифровывать каждое слово в каждом предложении через определения этого слова, которое является неотъемлемой частью закона. Выпусти его - и получишь ущербную версию, в лучшем случае описывающую не все механические явления нерелятивистского мира, а в худшем - противоречащее явлениям заявление.

Что делают шаблонисты-учителя?

Они учат ребёнка двум вещам: "Эф равно эм а" и "Сила действия равна силе противодействия". И всё, парам-пара-пам! Ребёнок лишён науки, он не видит скрытых смыслов и даже не знает о их существовании, он не понимает сложных задач. И сколько труда нужно приложить мне, чтобы вытравить из него эти уродливые шаблоны, работающие на трёх задачах из тысячи.

Или в математике: в прошлом учебном году была поражена дважды, когда девочки 8 и 9 классов решали линейные уравнения через дискриминант. Формулы знать нужно, иногда лучше знать наизусть, чем три часа выводить, но и понимание необходимо: когда, в какой ситуации наиболее рационально использование формулы, закона или теоремы. И это не просто вкусовщина. Что нельзя что ли решить линейное уравнение дискриминантом? И по формуле Кардано-Феррари можно! Но зачем? Один одиннадцатиклассник, насмотревшись роликов популярных блогеров, сказал мне, что в школьной математике можно обойтись и без формулы Байеса, и я согласилась: можно. Но если в теории вероятностей есть законы, по которым мы складываем(или вычитаем) вероятности, а есть законы, по которым мы их перемножаем, разве не интересно, в каких случаях вероятности делятся? Мне интересно. Предпочитаю знать больше, чем меньше.

Или недавно подслушивала коллегу на уроке по информатике и программированию: зачем задачу по переводу из систем счисления решать строковыми методами, если можно обойтись интежерами? Действительно, а зачем? Прочь, шаблоны!

Сегодня они экономические задачи решают табличным способом, заполняя колонки по шаблону, а через пару лет входят во взрослую жизнь, думая, что ипотека под 20% - это всего сумму + 20% заплатить нужно.

И так во всём: будущие врачи считают, что им не нужны знания по физике, потом пополняют собственное кладбище; будущие юристы считают, что им не нужны знания по математике, потом можно поразиться отсутствием логики в судопроизводстве, будущие дизайнеры считают, что им не нужны глубокие знания по математике, и мы удивляемся, где же наша урбанистика, мода, специалисты по ит-архитектурам?

Пусто в головах, потому что там лишь узкие готовые шаблоны, и пустые люди получаются, неосознанные, глупые. Моё мнение - оно лично моё, и не претендует на единственную верность, потому приглашаю к конструктивному диалогу, хейтеров прошу отправляться в жупело огня.

НАШ ТЕЛЕГРАММ КАНАЛ 👇

МАТЕМАТИКА | ИНФОРМАТИКА | ФИЗИКА | ЕГЭ 2025 | РЕПЕТИТОРЫ | ОЛИМПИАДЫ |