Найти в Дзене

Почему нам трудно сказать "нет"

"Нет" — очень короткое слово, всего три буквы. Но почему подчас произнести его трудно и страшно? На самом деле между короткими словами "да" и "нет" находятся все переплетения наших отношений с миром. В переплетениях нет никакой логики. Есть что-то другое, важнее рациональных доводов и ценнее логических умозаключений. Три буквы, образующие слово "нет", скрывают наши глубинные страхи. Нам часто кажется, что сказать "нет", значит, сделать что-то плохое, даже запретное. "Я не хочу обидеть, не хочу оскорбить!" — объясняем мы причину нашего вечного согласия. Мы ведь интеллигентные, благородные, а главное, понимающие. Но не это главное! За страхом сказать "нет" скрывается нечто большее. На самом деле мы боимся разочаровать. Мы начинаем соглашаться, стараемся войти в положение, превозмогаем усталость, прячем раздражение, вытесняем агрессию... Мы боимся показать себе себя в своём настоящем обличии. Пока мы слепо соглашаемся, мы находимся в пространстве желания Другого. Мы соответствуем его ожи
 Марк Спейн "У окна"
Марк Спейн "У окна"

"Нет" — очень короткое слово, всего три буквы. Но почему подчас произнести его трудно и страшно?

На самом деле между короткими словами "да" и "нет" находятся все переплетения наших отношений с миром. В переплетениях нет никакой логики. Есть что-то другое, важнее рациональных доводов и ценнее логических умозаключений. Три буквы, образующие слово "нет", скрывают наши глубинные страхи. Нам часто кажется, что сказать "нет", значит, сделать что-то плохое, даже запретное. "Я не хочу обидеть, не хочу оскорбить!" — объясняем мы причину нашего вечного согласия. Мы ведь интеллигентные, благородные, а главное, понимающие. Но не это главное! За страхом сказать "нет" скрывается нечто большее.

На самом деле мы боимся разочаровать. Мы начинаем соглашаться, стараемся войти в положение, превозмогаем усталость, прячем раздражение, вытесняем агрессию... Мы боимся показать себе себя в своём настоящем обличии. Пока мы слепо соглашаемся, мы находимся в пространстве желания Другого. Мы соответствуем его ожиданиям. И часто отождествляем это пространство Другого с пространством любви. Пока я соответствую ожиданиям, я в пространстве любви, меня любят. Привет из детства!

Если нас все детство любили за послушание, то мы приспособились к такой любви. Послушание — это спокойствие, стабильность и определенность. Говорю "да" и нет тревоги. Всё понятно и ожидаемо. Психика пугается говорить "нет", так как это вызывают тревогу. Всё будет непонятным и неопределенным. Сказать "нет", значит, признать, что я другой, могу не оправдывать ожидания. А главное, отказ провозглашает, что я тоже имею желания.

"Нет" - это констатация, что мои желания и желания Другого не совпадают. В ситуации несовпадения я выбираю свои желания. И тогда я выпадаю в отдельность. Я вываливаюсь из пространства желания Другого. Все нормально, если у меня есть понятное и ценное для меня пространство моих желаний. Оно устойчивое и осознанное. А если оно эфемерное, непостоянное, возможно, заимствованное? Тогда сомнения неизбежны. А что, если я останусь в этом моем пространстве вечным одиноким бродягой? И кто меня там будет любить? Слово "нет" — это про тревогу и неопределённость, если мои желания непонятны и неустойчивы, а любовь жёстко привязана к желаниям Другого. Тогда мой отказ, несогласие — эта ситуация возможной потери, разрыва связи, расставания и страдания.

Андрей Подволоцкий "Красное молчание"
Андрей Подволоцкий "Красное молчание"

Сказать "нет" — это озвучить, что я не хочу, не могу, не буду. Но если за этим признанием нет внятного и бодрого "Я хочу! Я могу! Я буду", то образуется пустота. Именно эта пустота рождает стыд, вину и страх, потому что меня назовут плохим, эгоистичным и ужасным, а затем отвергнут. А это потеря любви, утрата чего-то очень важного для меня.

Если я набираюсь наглости и покидаю пространство желания Другого своим уверенным "нет", то я рискую быть изгнанным из этого поля, возможно, навсегда. И тогда где я, кто я и с кем я? Это тревожно, опасно, рискованно... А если есть негативный опыт, когда моё "нет" воспринималось как предательство, если любое несогласие, отказ сурово наказывались, то опасность возрастает в разы.

Если нет своего пространства желаний, а выработалась преданность чужим желаниям, то "нет" переживается не как ощущение свободы и утверждение себя, а как угроза связи, потеря отношений и любви. Я говорю "нет" и этим разрываю связь, инициирую опасный конфликт. Свобода в утверждении своего несогласия и отказа начинается не гордого или капризного слова "нет", а с устойчивого понимания своих желаний, ценностей и жизненных планов. Тогда появляется устойчивость, даже если есть опасность потерь.

Нам кажется, что наше "да" гарантирует спокойствие и стабильность отношений. Это логика не выдерживает натиска реальности. Наше "да" ничего не значит, если мы не умеем говорить "нет". Отношения возможны, если есть разница, есть разные пространства желаний. В этом случае возможна встреча. Отношения, близость, а тем более любовь возможны на границе двух пространств желаний. Здесь будет тревога, возможны конфликты и ссоры, но будет признание права на свободу в произнесении "да" и "нет" без страха.