Экономист Офер Маламуд провёл исследование, B ходе которого проанализировал и зафиксировал опыт двух групп выпускников колледжей: тех, кто после окончания учёбы специализировался в выбранной области, и тех, кто выбрал совершенно иную сферу.
Он обнаружил, что, хотя специалисты, как правило, зарабатывали больше в краткосрочной перспективе, те, кто выбрал другие области, быстро догоняли их и демонстрировали более высокую степень соответствия, то есть их работа лучше отвечала их истинным интересам.
Маламуд пришёл к выводу:
Преимущества от повышения степени соответствия... перевешивают значительную потерю навыков.
Изучение материала оказалось менее важным, чем познание самого себя.
(Range, 130).
Вывод Маламуда — очень хорошая новость для нашего счастья. Мало кто из нас в итоге занимается именно тем, что планировал или представлял себе.
Оказывается, исследование карьерных путей и областей деятельности является центральным преимуществом образования.
Например, математик Сатьян Девадосс составил карту карьерных исходов выпускников колледжа в зависимости от их основной специальности.
По ссылке, можно открыть интерактивную страницу на его веб-сайте.
Как вы можете видеть, с конкретными специальностями в колледже связан очень широкий спектр отраслей.
Это помогает подтвердить, что то, что человек изучает, не гарантирует, кем он будет работать.
Из этого мы можем извлечь два принципа:
- Наши интересы и то, что мы изучаем, не являются идеальными предсказателями карьерных и профессиональных результатов.
- Поиск — ключ к более высокому качеству соответствия и поиску удовлетворяющей работы.
Когда дело доходит до того, чтобы понять, чем вы хотите заниматься, стоит прислушаться к неочевидному совету писателя Дэвида Эпштейна:
Сначала действуйте, а потом думайте... Мы узнаем, кто мы есть, на практике, а не в теории.
(Range, 161).
Это хороший совет независимо от нашего возраста. Считаем ли мы себя универсалами или специалистами, наши карьерные пути в жизни редко приводят к ясным и предсказуемым результатам.
То, что мы изучаем в колледже, это несовершенный предсказатель того, чем мы будем заниматься на работе.
Подобно тому как меняются наши интересы, может измениться и та работа, которая нам подходит.
Будь мы молоды и только начинаем свой путь, или старше и обладаем большим опытом, способ найти значимую работу, соответствующую нашим увлечениям и интересам, заключается в том, чтобы познавать себя через опыт и адаптировать нашу ситуацию под свои интересы.
Список литературы
- Epstein, David. Range: Why Generalists Triumph in a Specialized World. Riverhead Books, 2019.
- Malamud, Ofer. "Breadth versus Depth: The Timing of Specialization in Higher Education." Labour (Rome, Italy), 24, no. 4 (2010), 39-390.
***
Бесплатно скачать русскую аудиокнигу по книге Дэвида Эпштейна: Range: Why Generalists Triumph in a Specialized World («Диапазон: почему универсалы преуспевают в мире специалистов»).
МОИ КОНТАКТЫ И РЕСУРСЫ
ДИАЛЕКТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
ОСНОВНЫЕ ИДЕИ АНАЛИЗИРУЕМОГО МАТЕРИАЛА
- В материале утверждается, что ранняя специализация в карьере, хотя и может принести больший доход в краткосрочной перспективе, в итоге уступает широкому поиску и исследованию различных сфер деятельности. Последний подход ведет к более высокому «качеству соответствия», то есть к работе, которая лучше отвечает подлинным интересам личности.
- Основным преимуществом образования и начального этапа карьеры признается не столько овладение конкретным материалом, сколько познание самого себя через практический опыт. Полученные в учебном заведении знания и специальность не являются точными предсказателями будущей профессиональной деятельности.
- Материал выдвигает тезис, что ключ к поиску удовлетворяющей работы — это постоянный поиск и практическая деятельность. Цитируется совет: «Сначала действуйте, а потом думайте». Утверждается, что человек познает себя и свои интересы через практику, а не через теоретические размышления.
- Эта закономерность универсальна и применима к людям любого возраста. Процесс поиска работы, соответствующей увлечениям и интересам, заключается в познании себя через опыт и адаптации своей деятельности к меняющимся интересам.
ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ МОМЕНТЫ (РАЦИОНАЛЬНОЕ ЗЕРНО С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ДИАЛЕКТИКИ)
- Наиболее ценной идеей в материале является интуитивное признание примата практики над теорией. Тезис «сначала действуйте, а потом думайте» и утверждение, что мы познаем себя «на практике, а не в теории», стихийно подходят к фундаментальному положению диалектического материализма о том, что познание и сознание возникают и развиваются на основе чувственно-предметной, преобразующей деятельности. Это верно отражает диалектический путь познания: от живого созерцания к абстрактному мышлению и от него к практике.
- В материале угадывается диалектика противоречия в виде противопоставления ранней узкой специализации и широкого поиска. Автор видит в этом конфликте движущую силу, которая приводит к более высокому результату — лучшему «качеству соответствия». Это является слабым отражением диалектического закона о том, что развитие происходит через борьбу противоположностей, ведущую к «снятию» противоречия на новом, более высоком уровне.
- Утверждение, что карьерные пути не являются прямыми и предсказуемыми, а интересы человека меняются, является стихийной критикой метафизического взгляда на личность как на нечто застывшее и неизменное. В этом прослеживается интуитивное понимание развития как сложного, нелинейного процесса, где личность находится в постоянном становлении и взаимодействии с миром.
ЗАМЕЧАНИЯ (КРИТИКА С МАТЕРИАЛИСТИЧЕСКИХ ПОЗИЦИЙ)
- Идеализм: Главный порок материала — отрыв сознания от бытия. Целью поиска провозглашается абстрактное «счастье» и соответствие работы «истинным интересам». Интересы и личность рассматриваются как нечто изначально данное, существующее в сознании, которое нужно лишь «открыть» или «познать». Игнорируется тот факт, что сознание, интересы и сама личность формируются общественным бытием, совокупностью общественных отношений. Вместо анализа материальных условий, определяющих деятельность человека, предлагается углубиться в самосознание.
- Метафизика: Противоречие между специализацией и широким поиском рассматривается вне развития и всеобщей связи. Оно представлено как внеисторическая проблема индивидуального выбора, а не как порождение конкретной общественно-экономической формации — капитализма с его укоренившимся разделением труда. Материал не вскрывает объективный источник этого противоречия, коренящийся в производственных отношениях, а потому и пути его разрешения видит лишь в сфере индивидуальной психологии и стратегии поведения.
- Индивидуализм: Материал полностью игнорирует классовый аспект труда. Возможность «искать себя», перебирая разные сферы деятельности, — это привилегия буржуазной и мелкобуржуазной интеллигенции. Для пролетариата, составляющего подавляющее большинство общества, труд является не способом самопознания, а вынужденной продажей своей рабочей силы для выживания. Понятие «карьерного пути» и «качества соответствия» — это сугубо буржуазные категории, маскирующие реальность эксплуатации и отчуждения труда, при которых рабочий отчужден и от процесса труда, и от его продукта, и от своей собственной человеческой сущности.
- Психологизация: Социальные противоречия капитализма — в первую очередь, отчуждение труда и уродующее человека разделение труда — подменяются личными психологическими проблемами. Неудовлетворенность работой трактуется не как следствие объективного положения рабочего в системе производства, а как результат неверного выбора, плохого «соответствия». Таким образом, вместо призыва к изменению объективных, материальных условий жизни, порождающих отчуждение, материал предлагает индивиду заняться «самопознанием» и «поиском», перекладывая ответственность с системы на личность.
РЕКОМЕНДАЦИИ (ПУТИ «СНЯТИЯ» ДЛЯ ДИАЛЕКТИЧЕСКОЙ ПОЗИТИВНОЙ ПСИХОЛОГИИ)
- Понятие «качество соответствия» должно быть «снято» путем перехода от субъективно-психологической трактовки («соответствие интересам») к объективному анализу соответствия способностей и подготовки человека потребностям общества, организованного на разумных, научных основаниях. Развитие личности должно рассматриваться не как поиск «своего места», а как гармоничное включение в коллективную преобразовательную деятельность.
- Принцип «познай себя» необходимо избавить от идеалистического налета и рассматривать формирование личности в неразрывной связи с конкретными историческими и социально-экономическими условиями. Задача научной психологии — не поиск абстрактной «самости», а анализ того, как общественное бытие определяет общественное (и индивидуальное) сознание, как в процессе труда и социальных отношений формируются характер, способности и мировоззрение человека.
- Рациональное зерно — примат практики — должно быть очищено от индивидуализма. Практика должна пониматься не как способ индивидуального карьерного поиска, а как общественно-историческая, преобразующая деятельность. Именно в процессе коллективного, сознательного изменения мира, а не индивидуального приспособления к нему, человек по-настоящему познает и мир, и себя как его активного, творческого субъекта.
ПРИМЕНЕНИЕ И «СНЯТИЕ» В КОММУНИСТИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ
- В условиях капитализма: Диалектико-материалистический анализ идей, изложенных в материале, служит орудием классового просвещения. Он помогает индивиду осознать, что его личная неудовлетворенность работой и карьерой, его метания между специализацией и «поиском себя» — это не его частная проблема, а проявление всеобщего отчуждения труда, имманентного капитализму. Такое осознание является шагом от ложного, индивидуалистического сознания к классовому самосознанию и переходу к революционной практике, направленной на уничтожение самих основ эксплуатации и отчуждения.
- В условиях коммунизма: Антагонистическое противоречие между узкой специализацией, навязанной разделением труда, и потребностью в гармоничном развитии личности, будет полностью «снято». Целью общества становится всестороннее развитие каждого индивида. Труд из средства выживания превращается в первую жизненную потребность, в творческий процесс. Исчезает противоположность между умственным и физическим трудом. Общество на научной основе создает условия для того, чтобы каждый человек мог пробовать себя в разных видах деятельности (земледелие, промышленность, наука, искусство), развивая все свои дарования на благо общества. «Поиск себя» из мучительной индивидуальной проблемы превращается в радостный, коллективно организованный процесс раскрытия безграничного человеческого потенциала.
ВЫВОДЫ
- Анализируемый материал содержит рациональное зерно, интуитивно указывая на примат практики в познании и на противоречивый характер профессионального развития. В этом его ограниченная положительная сторона.
- Однако в целом материал стоит на глубоко идеалистических, метафизических и индивидуалистических позициях. Он подменяет объективные социальные противоречия капиталистического общества (отчуждение труда, классовое неравенство) субъективными психологическими проблемами индивида, тем самым выполняя идеологическую функцию маскировки реальных общественных антагонизмов.
- Диалектико-материалистический подход вскрывает эту идеологическую подоплеку и «снимает» позитивные моменты материала, включая их в научную теорию о формировании личности в ходе классовой борьбы и построении коммунистического общества, где свободное и всестороннее развитие каждого станет условием свободного развития всех.
Продолжение следует...