Билл Бернетт и Дэйв Эванс дизайнеры, инженеры и преподаватели, которые обучают лучшим практикам и навыкам построения жизни, основанной на осмысленной работе, приносящей самореализацию и счастье.
В своей книге «Дизайн вашей жизни» (Designing Your Life) они пишут: «Хорошо спроектированная жизнь — это жизнь, в которой есть смысл. Это жизнь, в которой то, кто вы есть, во что вы верите и что вы делаете, составляет единое целое».
Обретение счастья в работе это не состояние, которого одним посчастливилось достичь, а другим не суждено обрести никогда. Это динамичный процесс экспериментирования. В книге Эванса и Бернетта выделяются пять ключевых установок, которые может развить в себе любой человек в поиске осмысленной работы и счастья.
- Будьте любознательны: поощряйте исследование. He отказывайтесь от возможности пробовать новое или расширять свои навыки.
- Пробуйте: отдавайте предпочтение действию, тестируйте и создавайте прототипы своих идей. Будь то большие или маленькие идеи, не позволяйте себе застревать в мечтах, так и не попытавшись их реализовать.
- Переосмысливайте проблемы: сделайте шаг назад и убедитесь, что вы решаете именно ту проблему. Не забывайте спрашивать себя: тот ли это «зефир»? Действительно ли вы ждёте или работаете над тем, чего по-настоящему хотите?
- Осознавайте, что это процесс: поймите, что иногда приходится отказываться от одних идей и экспериментов и заменять их другими. Обновление убеждений и прототипов это часть поиска решений.
- Прибегайте к радикальному сотрудничеству: сотрудничайте с другими, задавайте вопросы, ищите совета, находите правильные вопросы. Если вы не можете решить что-то самостоятельно, работайте с другими. Беседуйте с людьми, у которых есть интересующий вас опыт или понимание, необходимое для решения проблемы.
Поиск осмысленной работы и счастья
Серьёзным препятствием на нашем пути является то, что Бернетт и Эванс называют «дисфункциональными убеждениями». Это наши представления о себе или о ситуации, которые мешают нам двигаться вперёд, например, убеждение, что мы уже должны были точно понять, чем хотим заниматься в жизни, даже если такое ожидание нереалистично. В действительности мы можем переосмыслить эти убеждения путём генерации идей, то есть создания новых концепций.
Бернетт и Эванс показывают, что овладение этим навыком необходимо, поскольку мы редко выбираем первое попавшееся решение проблемы и делаем лучший выбор, когда у нас есть множество хороших идей (Designing Your Life, c. 69).
Профессор Лондонской школы бизнеса Эрминия Ибарра исследует, как люди приходят к новым идеям, создавая новую личностную идентичность И профессиональную жизнь. Её идеи основаны на принципе, что лучший способ узнать о себе и создать для себя новые возможности это «тестировать и учиться, а не планировать и внедрять» (Range, с. 163).
Исследования показывают, что мы не экспериментируем с новыми ролями и идеями, потому что застреваем в мышлении, ориентированном на выполнение задач, где главной целью является производительность. Но если мы сменим цель на опробование и тестирование нового, мы лучше поймём, что нам нравится и кем мы хотим стать.
Дэйв Эванс и Билл Бернетт красноречиво обобщают эту идею, говоря: «Пробуйте!»
Независимо от нашего возраста или положения, мы можем включиться в логику игры, взявшись за проект на работе, который нам интересен, но которым мы обычно не занимаемся. Мы генерируем идеи, когда создаём новые мысли. Отличный способ это сделать записаться на интересный нам курс, выпить кофе с человеком, чья работа нас восхищает, или отправиться в поездку, посвящённую обучению. Это может быть что-то столь же масштабное, как новая работа, или столь же незначительное, как новый рецепт.
Независимо от масштаба, люди, которые более гибки в своей карьере, чаще достигают своих целей и получают большее удовлетворение от жизни.
Список литературы
- Burnett, Bill, and Evans, Dave. Designing Your Life. Knopf, 2016.
- Ibarra, Herminia, and Petriglieri, Jennifer L. "Identity work and play." Journal of Organizational Change Management 23, no. 1 (2010): 10-25.
- Johnston, Claire S. "A Systematic Review of the Career Adaptability Literature and Future Outlook." Journal of Career Assessment 26, no. 1 (2018): 3-30.
Продолжение следует...
МОИ КОНТАКТЫ И РЕСУРСЫ
ДИАЛЕКТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
ОСНОВНЫЕ ИДЕИ АНАЛИЗИРУЕМОГО МАТЕРИАЛА
- Основная концепция материала заключается в том, что осмысленная и счастливая жизнь, в особенности профессиональная, не является статичным состоянием, а представляет собой динамичный процесс проектирования и экспериментирования.
- Для успешного «проектирования жизни» предлагается развить пять ключевых установок (образов мышления): любознательность (поощрение исследования), склонность к пробам (предпочтение действия и создания прототипов), переосмысление проблем (умение определять истинную проблему), осознание процессуальности (готовность отказываться от старых идей) и радикальное сотрудничество (поиск советов и совместная работа с другими).
- Главным препятствием на пути к осмысленной жизни называются «дисфункциональные убеждения» — внутренние представления индивида о себе и мире, которые мешают ему двигаться вперед (например, убеждение, что человек уже должен был определиться со своим жизненным путем).
- Преодоление этих препятствий возможно через активные действия: генерацию новых идей, практическое их тестирование и обучение в процессе («тестировать и учиться, а не планировать и внедрять»). Предлагается сместить фокус с цели на производительность на цель опробования нового, что позволяет лучше понять свои предпочтения.
ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ МОМЕНТЫ (РАЦИОНАЛЬНОЕ ЗЕРНО С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ДИАЛЕКТИКИ)
- Концепция «жизни как процесса» интуитивно приближается к диалектическому принципу развития. Рассматривая счастье и самореализацию не как статичное состояние, а как динамический процесс, материал отвергает метафизический взгляд на личность как на нечто застывшее и неизменное. В этом подходе угадывается понимание бытия как вечного движения и изменения.
- Призыв к действию, пробам и созданию «прототипов» своей жизни является стихийным приближением к диалектическому принципу единства теории и практики. Вместо чисто умозрительного планирования предлагается чувственно-предметная деятельность, в ходе которой субъект познает и себя, и объективные возможности. Это перекликается с пониманием того, что истинное знание достигается не в созерцании, а в активном взаимодействии субъекта с объектом.
- Установка на «переосмысление проблем» содержит в себе зачатки диалектического метода восхождения от явления к сущности. Задавая вопрос, является ли решаемая проблема истинной, автор призывает не останавливаться на поверхностном, непосредственном восприятии трудности, а стремиться к познанию ее более глубоких, сущностных оснований.
- Идея отказа от старых идей и «обновления убеждений» в ходе процесса является формой интуитивного понимания диалектического отрицания. Сталкиваясь с новыми данными практики («прототипирования»), старое убеждение («теория») отрицается, что ведет к возникновению нового, более адекватного понимания на более высоком уровне. В этом прослеживается спиралевидный характер развития познания.
ЗАМЕЧАНИЯ (КРИТИКА С МАТЕРИАЛИСТИЧЕСКИХ ПОЗИЦИЙ)
- Идеализм. Основной порок материала — отрыв сознания от бытия. Причина несчастья и отсутствия самореализации видится не в объективных материальных условиях, а в «дисфункциональных убеждениях» индивида. Таким образом, общественное бытие, определяющее общественное сознание, игнорируется. Решение проблемы предлагается искать в сфере сознания — через смену «образа мышления». Это классический идеалистический подход, при котором изменение мира подменяется изменением отношения к нему, а объективные противоречия — субъективными установками.
- Метафизика. Несмотря на акцент на «процессе», подход остается метафизическим, так как рассматривает индивида и общество вне их реальных противоречий и развития. Социально-экономическая система (капитализм) представляется как некий нейтральный, статичный фон, в рамках которого индивид может свободно «проектировать» свою жизнь. Игнорируется главное противоречие эпохи — противоречие между трудом и капиталом, и главный двигатель общественного развития — классовая борьба.
- Индивидуализм. Анализ полностью абстрагирован от классовой структуры общества. Советы вроде «записаться на курс» или «взяться за новый проект» предполагают уровень свободы, материального благополучия и мобильности, недоступный для пролетариата, объективные условия жизни которого определяются его положением в системе производственных отношений. Общество рассматривается не как совокупность классов с антагонистическими интересами, а как сумма атомизированных индивидов. Принцип партийности полностью игнорируется; данная концепция, по сути, обслуживает интересы буржуазии, предлагая иллюзию индивидуального решения системных проблем и отвлекая от коллективной борьбы.
- Психологизация. Социальные противоречия капитализма — отчуждение труда, эксплуатация, экономическая нестабильность — подменяются личными психологическими проблемами. Неудовлетворенность работой и жизнью трактуется не как закономерное следствие отчужденного труда, а как результат неверного «дизайна» и «дисфункциональных убеждений». Таким образом, ответственность за решение системных проблем перекладывается с общества на плечи отдельного индивида, которому предлагается «переосмыслить» свое положение, а не объективные условия, его породившие.
РЕКОМЕНДАЦИИ (ПУТИ «СНЯТИЯ» ДЛЯ ДИАЛЕКТИЧЕСКОЙ ПОЗИТИВНОЙ ПСИХОЛОГИИ)
- Необходимо перевести анализ психики в контекст конкретных историко-социальных условий. Вместо абстрактных «установок» следует изучать, как капиталистические производственные отношения формируют сознание, ценности и психологические проблемы человека. Понятие «счастья» и «смысла» должно быть проанализировано с классовых позиций.
- Понятие «дисфункциональных убеждений» должно быть «снято» через анализ их как формы ложного сознания, порождаемого господствующей буржуазной идеологией. Например, убеждение в необходимости индивидуального успеха любой ценой есть отражение законов капиталистической конкуренции.
- Практику «проектирования» и «экспериментирования» следует переориентировать с индивидуального приспособления к рынку на познание объективных противоречий действительности. Практическая деятельность должна быть направлена не на поиск «лучшей работы» в рамках отчужденного труда, а на участие в коллективной деятельности по преобразованию самих условий труда.
- «Радикальное сотрудничество» должно быть понято не как индивидуальный нетворкинг, а как пролетарская солидарность и организация. Задача состоит не в том, чтобы получить совет от успешного представителя буржуазии, а в том, чтобы совместно с товарищами по классу выработать стратегию коллективной борьбы.
ПРИМЕНЕНИЕ И «СНЯТИЕ» В КОММУНИСТИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ
- В условиях капитализма. Идеи материала могут быть использованы как начальный толчок для осознания классовых противоречий. Когда индивид, следуя советам, пытается «спроектировать» свою жизнь, он неизбежно сталкивается с объективными ограничениями, накладываемыми его классовым положением. Неудача в этом «проектировании» при правильном анализе ведет не к дальнейшим психологическим упражнениям, а к пониманию природы эксплуатации и необходимости перехода к классовой борьбе.
- Пример сопоставления подходов:
Буржуазный подход: Рабочий, неудовлетворенный монотонным трудом на конвейере, «переосмысляет проблему» и решает, что его «дисфункциональное убеждение» в том, что работа должна быть интересной. Он «пробует» новое хобби после работы, чтобы компенсировать неудовлетворенность.
Диалектический подход: Рабочий осознает свою неудовлетворенность как проявление отчуждения труда. Он вступает в «радикальное сотрудничество» с другими рабочими для организации профсоюза. Он «пробует» и «экспериментирует» с различными формами коллективной борьбы за улучшение условий труда и, в конечном счете, за уничтожение самой системы наемного труда. - В коммунистическом обществе. Антагонистические противоречия, делающие свободное «проектирование жизни» иллюзией, сняты. Уничтожено отчуждение труда. Проектирование жизни из индивидуальной борьбы за выживание превращается в сознательный, научный и коллективный процесс гармонизации личных склонностей с общественными потребностями. Противоречие между личным и общественным разрешается в интересах всестороннего и свободного развития каждой личности. «Экспериментирование» и «любознательность» становятся принципами творческого развития всего общества, направленного на решение неантагонистических противоречий, например, между обществом и природой.
ВЫВОДЫ
- Анализируемый материал содержит рациональные моменты, интуитивно отражающие диалектические принципы развития и единства теории и практики, однако в целом он стоит на идеалистических, метафизических и сугубо индивидуалистических позициях.
- Главный недостаток концепции — психологизация социальных проблем: объективные противоречия капиталистического общества (отчуждение, эксплуатация) сводятся к субъективным «дисфункциональным убеждениям» индивида, что является характерной чертой буржуазной идеологии.
- Диалектическое «снятие» данной концепции предполагает перенос акцента с индивидуального сознания на анализ объективных социально-экономических условий и преобразование индивидуалистического «проектирования жизни» в коллективную классовую борьбу за создание коммунистического общества, в котором свободное развитие каждого является условием свободного развития всех.