Уважаемые коллеги! Сегодня мы имеем возможность не без некоторого удовлетворения (будем честны) наблюдать за разгорающимся конфликтом между Илоном Маском и Дональдом Трампом, но, помимо получения чисто эстетического удовольствия, важно понять суть возникших противоречий, так как в них содержится ценный урок и для нас.
Если кто-то не следил, то Трамп, несколько позабыв о своих предвыборных обещаниях (благодаря которым он и заручился поддержкой Маска и соответствующей части американской элиты), продавил свой «большой и красивый закон» (Big Beautiful Bill, BBB), в котором реализуется увеличение потолка госдолга США на 5 трлн. долларов. В то время как Маск выступал и выступает за сокращение государственных расходов и считает, что дальнейший их рост нанесёт «огромный стратегический вред» США и поставит страну «на путь долгового рабства». В этом суть конфликта, если не вникать в детали. Но мы вникнем. А вникнув, обнаружим, что «красивый закон» предусматривает не только увеличение расходов, но и их существенное перераспределение при котором увеличивается финансирование:
- обороны (планируется рекордный бюджет Пентагона с объёмом свыше 1 трлн долларов);
- пограничного контроля;
- иммиграционной и таможенной полиции США.
В это же время сокращается финансирование:
- здравоохранения и социальной защиты;
- образования и науки;
- продовольственной помощи;
- экологических программ, включая т.н. «чистую энергию»;
-NASA.
Последний пункт и представляет для нас особый интерес, и выскажу предположение, что он внёс изрядный (если не определяющий) вклад в негодование Маска. Бюджет NASA сокращается на 25% — с 24,8 млрд долларов (2025) до 18,8 млрд долларов (2026). Это минимальное финансирование агентства с 1961 года (с учётом инфляции). Под нож попадают научные программы, в том числе такие знаковые как:
— «Juno» (изучение системы Юпитера — крупнейшего газового гиганта и его спутников);
— «New Horizons» (пролёт Плутона и исследование межзвёздного пространства);
— «Osiris-APEX» (исследование астероида (101955) Бенну; продолжающийся полёт к астероиду (99942) Apophis в рамках расширенной научной программы, который, судя по всему, останется незавершённым);
— «MAVEN» (исследование атмосферы Марса);
— «Mars Odyssey» (геологическое исследование и поиск минералов на Марсе);
— «DSCOVR» (наблюдение за Солнцем и Землёй).
Для американской (и не только) науки это не что иное, как катастрофа. Некоторые миссии, включая долгоживущие New Horizons, космические зонды OSIRIS-APEX, Lucy и Psyche — находятся в ключевых точках своей программы, и их отключение приведёт к безвозвратной потере данных. И хотя ещё остаются некоторые шансы отстоять часть программ, они, по мнению специалистов, тают с каждым днём. Чем-то ситуация напоминает решение немцев отключить свой новенький и совершенно исправный космический телескоп в рамках совместного с Россией проекта «Спектр-РГ» в 2022 году по политическим мотивам. Теперь Трамп отключает собственные аппараты, которым бы ещё работать и работать, мотивируя решение бюджетной экономией. Но это полбеды.
Вместе с перечисленным Трамп сокращает лунную программу «Артемида», которую сам и запускал в 2017 году. Тут его понять можно – американцы должны были высадиться на Луне ещё в 2024 году, но до сих пор построена только первая версия ракеты SLS, корабль Orion испытывает проблемы с термозащитным слоем, скафандров нет, посадочный корабль не готов. Зато израсходовано 80 млрд долларов (более половины стоимости программы «Аполлон» с учётом инфляции). Так что, жги дальше, Дональд. А вот что понять сложно – ликвидацию программы привлечения молодёжи в технические сферы (STEM). Плюс внутри самого NASA вдвое сокращается финансирование научного департамента — с 7,33 млрд долларов до 3,91 млрд долларов. Таким образом под сокращение попадает 5500 сотрудников агентства (33% персонала).
В связи с этим многие средства массовой информации пишут, что всё происходящее – успешный успех для Илона Маска, который должен навербовать себе дешёвой (от безысходности) квалифицированной рабочей силы из NASA и упрочнить своё лидерство. Только почему-то сам Маск энтузиазма не проявляет и пишет, что Трамп «раздаёт подачки отраслям прошлого, нанося при этом серьёзный ущерб отраслям будущего». А на самом деле не только отраслям будущего, но и бизнесу самого Маска, который привык быть потребителем бесплатных для него результатов государственной американской фундаментальной науки. И никакие выгоды от вербовки дополнительного персонала (SpaceX не резиновая!) не компенсируют стратегические риски перекрытия канала для подсоса новых знаний. Да и кто сказал, что уволенные устремятся именно в SpaceX?
Это действительно проблема, но не только Маска, а всей страны, ибо над ней нависло «Проклятье кукурузника». Сегодня ты пускаешь под откос фундаментальную науку и перестаёшь вовлекать в неё молодёжь, завтра – теряешь инженерную школу и зависишь от иностранных технологий. Знакомо? Маск хорошо изучил опыт перестройки в СССР и на заре своего бизнеса даже посещал Россию, пытаясь купить у нас несколько конверсионных космических ракет. Тогда ему не хватило знаний российской специфики, и поэтому он уехал ни с чем, но сам факт того, что он всерьёз рассчитывал купить ракеты, так как видел, что наша отрасль лежит в пыли, говорит о его понимании тенденций. Потому он так нервничает сейчас, видя, что США свернули на скользкую дорожку.
Казалось бы, при чём тут Россия? Хотелось бы пофантазировать на тему хантинга топовых специалистов NASA, но не будем предаваться иллюзиям – бюджет «Роскосмоса» не позволит, да и сами специалисты (разве что за редким исключением) едва ли горят желанием попасть под санкции за сотрудничество с Россией. Мало что светит им в Европе (там тоже стратегический фокус на рост военных расходов, а не на науку) и в Китае (где иностранцы не могут работать в действительно важных проектах). Поэтому, скорее всего, насовцы с разной степенью успеха рассосутся по рынку, пытаясь применить свои знания в других отраслях (как у нас в 90-е доктора наук уходили в лучшем случае в банки, в худшем – торговать бананами на рынке). Настоящая ирония судьбы! Зато мы в режиме реального времени наблюдаем деконструкцию популярного мифа о том, что:
- частный бизнес может эффективно решать все задачи, в том числе государственного уровня (нет, бизнес, в т.ч. Маска, не может заниматься фундаментальными проектами с окупаемостью инвестиций в десятки лет, инвесторы не одобрят);
- частный бизнес может сам обеспечивать себя кадрами (нет, даже у SpaceX нет достаточного бюджета, поэтому она сосала кадры из университетов, которые финансировались NASA).
Не знаю, является ли решение Трампа попыткой насолить Маску и показать его неспособность успешно функционировать без государственной поддержки (пусть и опосредованной). Но вольно или невольно он попал в больное место. Будем запасаться попкорном и продолжать наблюдать, делая важные для нас выводы.
И, кстати, есть ещё один вывод, который, уверен, наиболее понятен российскому государственному аппарату – никаких «талантливых бизнесменов» подпускать к рычагам власти нельзя даже на пушечный выстрел и уже тем более вскармливать их в политических целях. Собственно говоря, это было понятно ещё после «марша Пригожина», но теперь тезис получил дополнительное актуальное подтверждение. Поэтому все, кто пытался в России последние годы разыграть карту «русского Илона Маска», жёстко просчитались и их потолок – выступления на пленарных сессиях федеральных мероприятий, а также обыгрывание спущенной сверху «повесточки» в обмен на символические бонусы. По чистому совпадению сегодня, когда я пишу эти строки, сообщается о том, что ФНС подала в Арбитражный суд заявление о признании банкротом АО «СР Спейс» (SR Space). Той самой, что позиционировалась как «русская Space X», а её владелец как «русский Илон Маск» (моё интервью с ним можно посмотреть здесь). Печально, но таковы правила.
Теперь, чтобы не заканчивать на грустной ноте, пару слов о перспективах. То, что США и Европа начинают вваливать триллионы в военную сферу, в ущерб иным, в том числе фундаментальным направлениям, в то время как мы, напротив, готовимся к сокращению оборонных расходов для стабилизации макроэкономических показателей, создаёт уникальную ситуацию и шанс для России. Но об этом в одном из следующих материалов. Сегодня я отправляюсь на «Иннопром», чтобы привезти вам самые интересные и радующие сюжеты, поэтому увидимся в субботу в видео-формате.