🧩 В нас живут три основные части (по транзактному анализу):
- Ребёнок
- Родитель
- Взрослый
👧 1. Ребёнок
Это наши эмоции, желания, спонтанность, капризы, страхи, уязвимость, импульсы.
У него есть 2 главных состояния:
🌩 Капризный или Раненный Ребёнок:
- «Меня не любят»
- «Я ничего не хочу!»
- «Все плохие»
- «Я обижусь и уйду!»
🧠 Это часть, которая не умеет регулировать эмоции. Она живёт реакциями из детства.
В отношениях проявляется так:
- дует губы, молчит, устраивает молчаливую обиду;
- избегает разговоров, пассивная агрессия;
- резко уходит и возвращается — как в вашей ситуации;
- требует внимания, жалости, спасения.
🌈 Свободный Ребёнок:
- живой, творческий, радостный;
- умеет просить, смеяться, танцевать, быть игривым;
- умеет говорить «я хочу» без стыда.
🪄 Наша задача — возвращать именно к этому Ребёнку. А не застревать в капризах.
🧓 2. Родитель
Это то, как нас воспитывали. Мы впитали эти фразы, оценки, запреты и часто сами себя так начинаем критиковать.
Он тоже бывает разный:
❗️ Критикующий Родитель:
- «Ты опять всё испортила»
- «Сколько можно ныть?»
- «Ты слишком чувствительная»
- «Ты сама виновата»
Это жесткий внутренний голос, который давит, стыдит, пугает.
Часто это голос родителей, учителей, общества.
В отношениях проявляется так:
- обвиняет партнёра: «Ты что, не мужик?», «Ты не можешь даже…»
- поучает, как надо;
- считает, что лучше всех знает, как правильно.
💞 Поддерживающий Родитель:
- «Я рядом»
- «Ты имеешь право ошибаться»
- «Ты заслуживаешь любви»
Этому Родителю нужно учиться: это то, как ты сейчас можешь сама быть себе мамой.
👩🦳 3. Взрослый
Это центр осознанности. Он:
- задаёт вопросы;
- не впадает в крайности;
- может выдерживать эмоции;
- может сказать: «Сейчас я злюсь, но я не разрушу, а скажу об этом»;
- умеет видеть реальность, а не фантазии из обид.
💡 Взрослый умеет быть в диалоге, а не в войне. И он помогает Ребёнку не скатиться в истерику, а Родителю — не раздавить.
🛠 Как это работает в отношениях?
Представь, что в паре:
- Ты в Капризном Ребёнке — требуешь, обижаешься, хлопаешь дверью.
- А он — в Критикующем Родителе: давит, говорит «вечно ты ноешь», обвиняет.
🎭 Результат: двое маленьких испуганных людей ругаются, мечтая о любви, но делают больно друг другу.
🔄 Что делать:
- Узнавать, в какой роли ты сейчас находишься
– Кто во мне сейчас говорит: Ребёнок? Родитель? Взрослый? - Переключаться во Взрослого
– Что я на самом деле чувствую?
– Что я хочу?
– Что будет здоровым действием сейчас? - Развивать Поддерживающего Родителя
– Быть себе мамой, которая не стыдит, а говорит: "Ты имеешь право на чувства. Я с тобой."
«Кто управляет твоими отношениями?»
📌 Шаг 1: Осознай, какая роль у тебя доминирует
Оцени результаты теста: какой блок набрал больше всего баллов?
- 🔹 Ребёнок — если ты часто в обиде, тревоге, нуждаешься в одобрении и спасении.
- 🔹 Критикующий Родитель — если осуждаешь, оцениваешь, хочешь «переделать» другого.
- 🔹 Взрослый — если умеешь осознавать себя и партнёра, договариваться, не впадаешь в крайности.
🪞 Шаг 2: Внутренний диалог (заполни письменно)
- Когда я в Ребёнке, я чаще всего…
(Опиши поведение, мысли, телесные ощущения.) - Когда включается Критикующий Родитель, я…
(Что ты говоришь? Куда направляешь раздражение?) - Когда я во Взрослой, я могу…
(Какие реакции? Как разговариваешь с партнёром? Что происходит с эмоциями?)
🌀 Шаг 3: Переключение ролей — упражнения
1. 🔄 Из Ребёнка → во Взрослого:
- Закрой глаза и почувствуй тело. Спроси себя: «Чего я на самом деле хочу сейчас, кроме внимания?»
- Сделай 10 медленных вдохов и выдохов. Представь, как ты взрослая, спокойная, уверенная.
- Напиши письмо от взрослой себя маленькой: «Я рядом. Я тебя понимаю. Но мы больше не будем просить любовь через страдание. Я могу сама о себе позаботиться».
2. 🔄 Из Критикующего Родителя → во Взрослого:
- Задай себе вопрос: «Я сейчас хочу быть правой или счастливой?»
- Напиши список качеств, за которые ты можешь искренне поблагодарить партнёра.
- Произнеси вслух: «Он — другой. У него может быть своя правда. Я могу быть в диалоге, не в борьбе».
💎 Шаг 4: Упражнение на каждый день
📘 Рефлексия вечером (3–5 минут):
- В каких моментах я была в Ребёнке?
- Где включалась как Родитель?
- Когда я смогла быть Взрослой?
- Что помогло удержаться в зрелом состоянии?
📍Совет: можно делать это в отдельном блокноте, вести как «дневник взрослой женщины».
🎯 Шаг 5: Микро-действия для Взрослой позиции
- Говорить: «Мне важно...» вместо «Ты всегда...»
- Дышать, прежде чем ответить.
- Говорить о своих чувствах и потребностях без претензий.
- Отстаивать границы спокойно: «Я не готова к такому тону», «Мне нужно время подумать».