Найти в Дзене

О, Преславная Мати Христа Бога нашего, даруй нам премудрость и разум

Добрый день, дорогие! Узнали в заголовке статьи слова из тропаря? Да, да, именно так учащиеся и их родители обращаются к Богородице с молитвой пред ее образом «Прибавление ума». Именно перед этой иконой предстоят они с молитвой к Богоматери, как к источнику высшей мудрости и разума. Просят о многом и, конечно, о «прибавлении ума», о даровании помощи в учении, а также о духовном просвещении и помощи в воспитании детей. Вот он этот образ☝️ Особенный и легко узнаваемый. Спутать с другими сложно. Необычная иконография и удивительная история возникновения. Иконография образа сложилась в XVI веке. Она напоминает нам западные гравюры и иконы со сложной символикой. Но большая часть сохранившихся икон «Прибавление ума» относится к более позднему времени, к XVIII-XIX векам. На этих образах Пресвятая Дева и Младенец изображаются с царскими венцами на главах. Рассмотрите образ внимательно: Младенец благословляет правой рукой, в левой Его руке держава - символ царской власти. Отличительная ос

Добрый день, дорогие! Узнали в заголовке статьи слова из тропаря?

Да, да, именно так учащиеся и их родители обращаются к Богородице с молитвой пред ее образом «Прибавление ума». Именно перед этой иконой предстоят они с молитвой к Богоматери, как к источнику высшей мудрости и разума.

Просят о многом и, конечно, о «прибавлении ума», о даровании помощи в учении, а также о духовном просвещении и помощи в воспитании детей.

Фотография автора
Фотография автора

Вот он этот образ☝️

Особенный и легко узнаваемый. Спутать с другими сложно. Необычная иконография и удивительная история возникновения.

Иконография образа сложилась в XVI веке. Она напоминает нам западные гравюры и иконы со сложной символикой. Но большая часть сохранившихся икон «Прибавление ума» относится к более позднему времени, к XVIII-XIX векам.

На этих образах Пресвятая Дева и Младенец изображаются с царскими венцами на главах.

Рассмотрите образ внимательно: Младенец благословляет правой рукой, в левой Его руке держава - символ царской власти. Отличительная особенность образа - это непривычные нашему взгляду, своеобразные одеяния. Божия Матерь облачена вместе с Богомладенцем в длинный плащ. Его именуют далматик. Он богатого, красного цвета, ярко расшит золотыми крестами и украшен драгоценными камнями.

В верхних углах иконы изображены неугасимые лампады с языками пламени.

Пречистая Дева изображена на фоне звездного неба, открывающегося под аркой портала. К Ней подлетают Ангелы с зажженными свечами, над Их главами три Серафима, в подножии Херувим с распростертыми крыльями. Внизу виднеется город. Это символ Горнего Иерусалима.

Фотография автора
Фотография автора

Сохранилось старинное предание об образе. Верить ему или нет? Это Вы решите для себя сами, но оно настолько реалистично, что у меня лично сомнений не возникает. Итак, в предании том говорится, что во времена, после перемен введенных патриархом Никоном, жил в Москве один благочестивый человек, по профессии иконописец. Он много читал книг церковных до этих перемен и после. То есть те книги, что были исправлены патриархом Никоном и сопоставлял их с не исправленными. Начитавшись тех и других источников, он много размышлял: будет ли он прав пред Богом и каким книгам нужно следовать ему, чтобы спастись?

Вот так размышляя и долго думая, он так и не решил этот вопрос и сошел с ума. Когда возвращалось к нему сознание, он молился Божией Матери, чтобы Она возвратила ему разум. По его молитве последовало ему видение Божией Матери. Она заповедала ему написать образ в том виде, как Она явилась ему, и молиться пред ним, и обещала, что если он исполнит это, будет здоров.

После видения, когда возвращалось к нему сознание и прояснялся рассудок, он вновь и вновь принимался писать образ Богородицы. Но так как видение было кратко, то он забывал, как писать образ. И он вновь молился Богоматери и продолжал писать образ. Таким образом он и написал икону. И, конечно, назвал ее «Прибавление ума».

Это лишь предание. А как было на самом деле? Человеческий ум пытливый и вот в начале XX века русский исследователь Андрей Александрович Титов установил, что прототипом иконы Божией Матери «Прибавление ума» послужила статуя Богоматери из города Лорето в Италии. Было найдено и указание на первообраз академиком Никодимом Павловичем Кондаковым:

«Изображение этой иконы появилось на Руси, очевидно, с XVI века. В Лорето находится Святой домик или Святая хижина, где помещается образ Богоматери. Этот образ сделан целиком из кедрового дерева, покрытого сплошь бриллиантовыми ривьерами и жемчужными нитками. Изображение Богоматери, в общем сходно с иконой «Прибавление ума», которая западного происхождения, только переделана на «московский манер».

Вот так было развенчано кроссовое предание о возникновении этого прекрасного образа. Далее, уже в конце XX столетия выводы А.А Титова получили новые подтверждения трудами многих итальянских историков, археологов и искусствоведов. И сегодня паломники к Святому Дому в Лорето могут приобрести такую же картонную иконку «Прибавление ума», какая продается в московских православных церковных лавках. Али только под итальянской иконкой добавлена подпись: «Богоматерь Лоретская. Русская икона XVIII века. Старославянская надпись гласит: "Икона Пресвятой Матери Божией, Пречистой Девы Марии, называемая Ключ мудрости».

Самая древняя из известных икон Божией Матери «Прибавление ума» находится в нашей стране в Ярославской области в Покровском храме города Романов-Борисоглебск (Тутаев). Пока лично попасть туда автор статьи не смогла. Это только в планах.

-3

Также пред образом часто молятся о вразумлении заблуждающихся и о даровании житейской мудрости. На жизненном пути без мудрого наставления Богородицы нам приходится тяжко.

-4