Идея о том, что новозеландские фильмы могут иметь успех во всём мире, стала набирать популярность в 1980-х и 1990-х годах, после создания Новозеландской комиссии по кинематографии и выхода таких самобытных фильмов, как «Пианино» (1993) Джейн Кэмпион, «Небесные создания» (1994) Питера Джексона и «Когда-то были воинами» (1994) Ли Тамахори.
Работа (1984)
Режиссер: Винсент Уорд
Фильм «Работа» стал первым новозеландским фильмом, участвовавшим в Каннском кинофестивале. Это мрачное видение взросления молодой девушки в условиях природной изоляции и отчуждении на фоне пейзажей навеянных немецким экспрессионизмом. И как только вы погружаетесь фильм, вы уже не можете отвести взгляд ни на секунду.
Главной героине по имени Тосс около 12 лет и она вот-вот станет женщиной. Она живёт с отцом, матерью и дедушкой на ферме, окруженной суровыми новозеландскими холмами. Отец вскоре погибает, пытаясь спасти овцу, упавшую в ущелье. После этой трагедии мать Тосс, бывшая балерина, решает продать ферму. Однако у дедушки другие планы, и он нанимает на работу охотника. Смерть отца и появление нового мужчины сразу же вызывают у Тосс странные переживания и сексуальное влечение к охотнику, особенно после того, как между ним и ее матерью разгорается роман. Зритель наблюдает, как молодая девушка пытается справиться с этими новыми эмоциями, которые неожиданно нахлынули на нее.
Атмосфера фильма мрачная, даже можно сказать зловещая, как будто где-то таится страшная опасность. И хотя зритель чувствует эту опасность, но он не знает, в чём именно она заключается. Секс и смерть, а также резко контрастирующие с ними пасторальные образы, настолько тесно переплетены, что почти каждый кадр, кажется, несёт в себе двойной смысл.
В бесчисленном множестве фильмов затрагивалась тема взросления молодой женщины, но в фильме «Работа» режиссер настолько глубоко погрузился в эту тему, что нашел нечто поразительно неожиданное.
Тихая Земля (1985)
Режиссер: Джефф Мерфи
«Тихая земля» первый в истории новозеландский научно-фантастический фильм, который получил самые хвалебные отзывы критиков. Картина раскрывает экзистенциальную тему «человека в одиночестве» в условиях апокалипсиса.
Однажды генетик Зак Хобсон просыпается и обнаруживает, что часы остановились, а все люди исчезли и возможно он единственный оставшиеся человек в мире. Причина апокалипсиса неясна, но вероятно это связано с экспериментами в его лаборатории. Спустя неделю, когда его разум приходит в норму, он встречает двух выживших и между ними возникает своеобразный любовный треугольник.
Это мрачная картина отчуждения, неуверенного мужского соперничества и вселенского беспокойства, но фильм в большей степени посвящен исследованию навязчивой, невыносимой природы одиночества (постоянной темы для островного государства и психики его переселенцев), чем ярким технологическим эффектам.
«Пианино» (1992)
Режиссер: Джейн Кэмпион
«Пианино» — проникновенный, мощный и необычайно красивый фильм рассказывающий историю шотландки XIX века, которую по желанию отца отправляют в глухое новозеландское поселение, чтобы она стала женой человека, которого она никогда не видела.
Женщину зовут Ада, и, как мы узнаём из её краткого рассказа, она отказывается произносить хоть слово с шестилетнего возраста, когда она просто решила прекратить устный диалог с внешним миром. Однако Ада не считает себя немой. Нежно поглаживая клавиши, она говорит, что её пианино это её голос. За исключением своей маленькой дочери Флоры, Ада превыше всего ценит своё пианино. Кажется, ничто другое не имеет значения: ни её одиночество в этом отдалённом, полуцивилизованном поселении, ни проливные дожди, ни пугающие местное племя маори, живущих по соседству. Ада неподвижно сидит за инструментом и, кажется, погружается в глубокое, блаженное единение со своей музыкой, которая льется из-под ее пальцев с виртуозностью певчей птицы. Фортепиано для нее не просто способ расслабиться или отвлечься, это ее опора, ее жизнь.
Когда она с дочерью приезжает в свой новый дом, её новый муж Стюарт решает, что пианино слишком тяжёлое, чтобы нести его вглубь острова, и его придётся оставить на пляже. Он не понимает, что для Ады значит пианино, и продаёт его угрожающего вида колонисту по имени Бэйнс. Но Бэйнс выдвигает одно требование: он хочет брать уроки музыки. Чтобы вернуть себе пианино, Ада соглашается и это приводит к разрушительной страсти.
«Пианино» — мрачный, атмосферный фильм, который, как и другие работы режиссера, передает суть с помощью намеков и подтекста, нежели с помощью прямых высказываний. Актерская игра также исключительно выразительна и детализирована. Но на каком-то более глубоком уровне она остается загадочной. Особенно это касается актрисы сыгравшей роль Ады, которая, не произнеся ни слова, сумела сыграть самую трогательную роль в своей карьере.
Небесные создания (1994)
Режиссер: Питер Джексон
От культового малобюджетного сплэттера («Инопланетное рагу» 1987 года) до эпической фэнтезийной франшизы-блокбастера («Властелин колец»), через остроумный мета-псевдодокументальный фильм, высмеивающий новаторский дух новозеландцев («Забытые киноленты» 1995 года), — значение разносторонней карьеры Питера Джексона для формирования национального кинематографа невозможно переоценить. «Небесные создания», пожалуй, его лучшая работа.
Сексуальная истерия, которая толкает двух 15-летних школьниц на убийство, является предметом этого дико гипнотического триллера, основанного на реальном случае, потрясший Новую Зеландию в 1954 году. Режиссер Питер Джексон показывает завораживающую историю об одержимости, охватившей Полин Паркер и ее английскую подругу Джульет Хьюм.
Когда-то были воинами (1994)
Режиссёр: Ли Тамахори
Фильм «Когда-то были воинами», снятый по роману Алана Даффа и под руководством Ли Тамахори, стал культурным феноменом и самым кассовым фильмом в истории Новой Зеландии на тот момент. В центре сюжета Бет которая живёт в тесном муниципальном доме со своим пьющим мужем Джейком «Массом» Хеке и их детьми. В конце концов она находит выход из порочного круга насилия и жестокого обращения после череды событий, которые приводят к разрушительной семейной трагедии.
Эта душераздирающая драма шокировала зрителей жестоким изображением домашнего насилия (распространённой социальной проблемы в Новой Зеландии). В ней исследуется влияние колониализма на культурное бесправие маори, а также бедность, проблемы с зависимостью и членство в бандах, которые возникли у тех, кто был насильно оторван от общины и традиций. Фильм вызвал широкий общественный резонанс, несмотря на то, что его эффектная демонстрация насилия, которое он призван осудить, стала предметом пристального внимания.
Оседлавший кита (2002)
Режиссёр: Ники Каро
Фильм «Оседлавший кита», снятый по книге влиятельного новозеландского писателя Вити Ихимаэры, вышедшей в 1987 году, и срежиссированный Ники Каро в 2002, получил восторженные отзывы как вдохновляющая, лиричная драма о взрослении. 12-летняя девочка-маори из прибрежной деревни Пай, чья мать и брат-близнец умерли при родах, мечтает стать вождём племени Нгати Канохи. Её дедушка, придерживающийся строгих патриархальных убеждений, настаивает на том, что эта роль предназначена только для сына, потомка Паикеа, который, согласно мифологии, приплыл на ките с острова Хаваики. Пай, которая чувствует единение с природой, полна решимости заявить о своём праве возглавить общину, и массовый выброс китов на берег кажется ей знаком и возможностью.
Фильм Каро — это тонкий взгляд на традиции как на источник силы и чувства принадлежности к общине, но в то же время и на ограничения. Кейша Касл-Хьюз в свои 13 лет стала самой юной номинанткой на «Оскар» за лучшую женскую роль за свою непринуждённую игру.
Реальные упыри (2014)
Режиссёры: Тайка Вайтити и Джемейн Клемент
«Две машины, одна ночь» (2003) Тайки Вайтити, одна из его самых первых режиссёрских работ, в которой подростки встречаются на парковке у паба, остаётся одним из самых известных короткометражных фильмов Новой Зеландии. Сейчас у Вайтити успешная карьера в Голливуде, но больше всего его любят на родине за фильмы, в основе которых лежит специфический новозеландский юмор, например, такой как фильме «Реальные упыри», сценарий и режиссура которого так же принадлежат Джемейну Клементу, автору музыкально-комедийного сериала «Полёт Конкордов» (2007–2009).
Фильм игриво сочетает в себе две излюбленные темы новозеландского кинематографа: неловкость от совместного проживания и комичную банальность и абсурдность ужасов. Четверо вампиров, пришедших из разных веков, пытаются наладить быт в пригороде Веллингтона. Фильм снят в жанре псевдодокументалистики: съёмочная группа следит за приключениями кровососов (двоих из них играют Вайтити и Клемент), которые сталкиваются со стаей оборотней.
Наслаждайтесь фильмами! И до скорых встреч!