Найти в Дзене
В ЖИЗНИ И В КИНО

Воровали по расписанию: на скамье подсудимых 16 человек и все они лишились свободы

Реальное уголовное дело из архивов ОБХСС СССР. Олимпийский 1980-й год. В столице нашей Родины советские и иностранные атлеты сражаются за медали и устанавливают рекорды, а в далеком Иркутске проходит судебный процесс над расхитителями социалистической собственности. На скамье подсудимых 16 человек, и каждого из них ждет самое суровое наказание. Иркутская область, город Черемхово, где в то время проживало 77 тыс. человек. Сегодня – около 53 тыс. жителей. Экономика представлена добычей угля и огнеупорных глин, различными производственными предприятиями. А железнодорожная станция в городе является важным логистическим узлом Восточно-Сибирской железной дороги. Именно в Черемховском вагонном депо и образовалась, почти стихийно, необычная преступная группа. Нарушать закон стали не матерые уголовники, а сами работники предприятия. Ранее не судимые, с большим стажем, некоторые члены КПСС и ВЛКСМ, передовики производства, примерные семьянины. Основные фигуранты уголовного дела — осмотрщик вагон

Реальное уголовное дело из архивов ОБХСС СССР.

Олимпийский 1980-й год. В столице нашей Родины советские и иностранные атлеты сражаются за медали и устанавливают рекорды, а в далеком Иркутске проходит судебный процесс над расхитителями социалистической собственности.

На скамье подсудимых 16 человек, и каждого из них ждет самое суровое наказание.

Советская милиция в 1980 г. Фото из открытых источников
Советская милиция в 1980 г. Фото из открытых источников

Иркутская область, город Черемхово, где в то время проживало 77 тыс. человек. Сегодня – около 53 тыс. жителей. Экономика представлена добычей угля и огнеупорных глин, различными производственными предприятиями. А железнодорожная станция в городе является важным логистическим узлом Восточно-Сибирской железной дороги.

Именно в Черемховском вагонном депо и образовалась, почти стихийно, необычная преступная группа. Нарушать закон стали не матерые уголовники, а сами работники предприятия. Ранее не судимые, с большим стажем, некоторые члены КПСС и ВЛКСМ, передовики производства, примерные семьянины.

Основные фигуранты уголовного дела — осмотрщик вагонов Борис Никонов и слесарь Василий Бушуев. Они, как выяснилось в ходе следствия, не только прилежно выполняли свои служебные обязанности (оба были на Доске почета), но и активно участвовали в хищениях, вербовали подельников, превращая рабочие смены в налёты на товарные контейнеры.

А началось все с того, что однажды эти двое заметили на перроне неизвестного, тащившего бухту электропровода. Явно краденую, вытащенную из какого-то грузового вагона, стоящего на станции Черемхово.

Вместо того чтобы задержать злоумышленника и вызвать милицию, Никонов и Бушуев заставили его продать им за три рубля 780 метров провода. Уже вечером бухта была перепродана с наценкой в 10 раз. На суде оба подсудимых железнодорожника будут каяться, что именно этот случай сбил их «с пути истинного», именно тогда их «бес попутал»…

Осознав, что охрана стоявших на станции вагонов организована из рук вон плохо, два «комбинатора» сами стали вскрывать пломбы и расхищать грузы. Следствие установит ровно 90 преступных эпизодов за 3 неполных месяца. Подсчитанный ущерб – 27 830 рублей, но часть украденных предметов, изъятых при обысках, оценить так и не смогли, ибо не удалось установить, кто был хозяином грузов.

Город Черемхово и его жители в 1980 г. Фото из открытых источников
Город Черемхово и его жители в 1980 г. Фото из открытых источников

Хищения происходили в ночные смены, воровали, словно по расписанию. Вагонами не воровали, брали по чуть-чуть. Во-первых, чтобы безопасно вынести похищенное из депо, а во-вторых, надеялись, что получатели грузов не будут поднимать шум и идти в милицию из-за украденных нескольких предметов. Спишут и забудут.

Хватали первое, что попадалось под руку. И сразу бежать и прятать «добычу» до окончания смены. Военизированная охрана на станции регулярно обходила составы и отцепленные вагоны.

Вот примеры из похождений банды, отмеченные в уголовном деле.

Однажды Никонов, взяв в помощь другого осмотрщика по фамилии Дмитриев, вскрыли вдвоем вагон, отправленный на Дальний Восток Курским обувным производственным объединением. Каждый взял по три коробки женских босоножек, не более. Одну пару, каждый из воришек подарил своей жене, остальное продали по знакомым за бесценок.

Еще в одну из ночных смен Никонов, Бушуев и ставший их постоянным подельником только что вернувшийся из армии молодой осмотрщик по фамилии Черных вскрыли контейнер с импортными вещами. Вынесли шесть свитеров и четыре платья общей стоимостью 620 рублей.

Самый крупный улов был, когда к этой троице присоединились еще два слесаря из смены Бушуева - Михаил Карпин и Алексей Паршин. Пятеро мужчин похитили из одного контейнера пять шуб на сумму 1888 рублей — весьма существенный ущерб для того времени.

Когда подворачивалась возможность, участники преступной группы действовали и в одиночку. Так Никонов успел «пополнить гардероб» на 11 пар мужских туфель, а Бушуев проявил особый гастрономический интерес, украв 90 банок сгущённого молока.

Самое интересное, что расчет преступников «быть незамеченными» почти оправдался.

Город Черемхово и его жители в 1980 г. Фото из открытых источников
Город Черемхово и его жители в 1980 г. Фото из открытых источников

Ни на курские босоножки, ни на 90 банок сгущенки, ни на украденные однажды три мотка капроновых веревок (Никонов и его коллега по смене Москвичев так и не смогли объяснить, зачем их взяли) заявлений в милицию от грузополучателей или грузоотправителей так и не поступило. Потери благополучно списали, и только в ходе следствия, когда сами сотрудники ОБХСС оповестили об установлении факта преступления, «пострадавшие» из разных регионов стали писать заявления и подсчитывать ущерб.

А поначалу претензии к Восточно-Сибирской дороге предъявили только владельцы шуб и некоторых дорогих импортных вещей. Пришлось возмещать, так как железная дорога несла ответственность за доставку грузов в целости и сохранности. А, значит, пострадало государство!

Следствие установило: в преступную деятельность были втянуты не менее 16 железнодорожников. У кого-то был всего один доказанный эпизод, у других - Никонова, Бушуева, Черных, Карпина и Москвичева – десятки выходов на «дело». Из закромов арестованных воришек и у их родственников извлекали самые разнообразные товары:

джинсы, куртки, брюки, платья, обувь, шторы и гардины, настольные лампы, тапочки, будильники, колбасы, консервы, игрушки, женское и постельное белье…

В доме молодого осмотрщика Черных изъяли 14 наборов разноцветных пластилинов из ГДР, у Никонова и Карпина – выключатели для профессионального электрощитового оборудования, которым они так и не смогли найти применения. Среди необычной добычи – волейбольные мячи, пластмассовые пряжки для ремней и даже коробка, в которой оказались упакованы 40 опасных бритв, их поделили между собой Никонов, Бушуев и еще один участник по фамилии Денисенок.

Дело рассматривал Иркутский областной суд. Всем 16-ти подсудимым вменялась стать 89 УК РСФСР «Хищение государственного или общественного имущества, совершенное путем кражи» группой лиц по предварительному сговору. У некоторых добавилось «совершенное в крупных размерах». А это, между прочим, до 15 лет заключения.

Коллегия по уголовным делам вынесла обвинительный приговор…

Город Черемхово и его жители в 1980 г. Фото из открытых источников
Город Черемхово и его жители в 1980 г. Фото из открытых источников

Борис Никонов был признан организатором преступной группы (хотя, как такой ее все-таки не было) и получил девять лет лишения свободы в колонии строго режима. Также его исключили из КПСС.

Ближайшие сообщники — Бушуев, Карпин и Москвичев — по восемь лет «строгача». И полгода не проработавший в депо, кандидат в комсорги предприятия Черных уехал на зону на 6 лет общего режима, навсегда расставшись с комсомольским значком. Паршин, у которого установили всего два эпизода, «заработал» 3,5 года общего режима. Все потому, что украденные в первый раз шубы, а второй раз джинсы, потянули в итоге на 2505 рублей ущерба, а это уже «крупный размер». Всем в приговоре добавили конфискацию имущества.

В то время государство не скупилось на сроки для тех, кто хапает «народное добро»!

Остальные 11 соучастников, у которых доказали несколько эпизодов и незначительный ущерб, «отделались» сроками заключения от 1,5 до 3 лет лишения свободы в колонии общего режима без конфискации.

Сели в итоге все!

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: