Найти в Дзене

Топ-3 зданий Петербурга, которые изменились до неузнаваемости.

Дома - это язык, на котором с нами говорит город. И иногда внешний вид зданий говорит об ушедших эпохах больше, чем факты учебников. Сегодня мы увидим, как менялись эпохи на примере перестройки трёх зданий Петербурга. «Город строится, что-то состарится, что-то оспорится» - цитата из классики. Первая половина XX века была эпохой великих перемен. Особенно это заметно в нашей стране. Ещё более заметно в Петербурге, который за 10 лет с 1914 по 1924 сменил три имени: Санкт-Петербург - Петроград - Ленинград. Менялись и дома. На карте: https://yandex.ru/maps/-/CHsIRByk Братья Башкировы, заработавшие огромное состояние на мукомольном производстве в Самаре, искали способы приумножить капиталы. Решение было выбрано нетривиальное: они заказывают у знаменитого архитектора Сергея Гингера проект скейтинг-ринга. Катание на роликах тогда (шёл 1910 год) обретало всё большую популярность у богатой публики столицы Империи. Тем удивительнее, что, построенный на самом модном тогда Каменноостровском проспек
Оглавление

Дома - это язык, на котором с нами говорит город. И иногда внешний вид зданий говорит об ушедших эпохах больше, чем факты учебников. Сегодня мы увидим, как менялись эпохи на примере перестройки трёх зданий Петербурга.

«Город строится, что-то состарится, что-то оспорится» - цитата из классики.

Первая половина XX века была эпохой великих перемен. Особенно это заметно в нашей стране. Ещё более заметно в Петербурге, который за 10 лет с 1914 по 1924 сменил три имени: Санкт-Петербург - Петроград - Ленинград. Менялись и дома.

1. Спортинг-палас - ДК Промкооперации (ДК Ленсовета).

На карте: https://yandex.ru/maps/-/CHsIRByk

Братья Башкировы, заработавшие огромное состояние на мукомольном производстве в Самаре, искали способы приумножить капиталы. Решение было выбрано нетривиальное: они заказывают у знаменитого архитектора Сергея Гингера проект скейтинг-ринга. Катание на роликах тогда (шёл 1910 год) обретало всё большую популярность у богатой публики столицы Империи. Тем удивительнее, что, построенный на самом модном тогда Каменноостровском проспекте спортивный дворец, «не выстрелил».

"Спортинг-палас" А. И. Башкирова, 1911 г.
"Спортинг-палас" А. И. Башкирова, 1911 г.
Спортинг-палас внутри, 1910 – 1911 гг.
Спортинг-палас внутри, 1910 – 1911 гг.
Спортинг-палас А. И. Башкирова, 1913 – 1914 гг.
Спортинг-палас А. И. Башкирова, 1913 – 1914 гг.

После революции здание пришло в запустение. Апогеем этого стала «кошачья фабрика» в стенах бывшего Спортинг-паласа: беспризорники отлавливали бродячих котов, которых затем пускали на шкурки, а потом продавали.

Кстати, подписывайтесь на мой канал в Telegram: https://t.me/nbrzh

В 1930 году здание решают перестроить. Часть снести, а вот скейтинг-ринг сохранить, переделав в зрительный зал на 2200 человек. Такую сложную и нестандартную задачу доверили архитекторам Евгению Левинсону и Оскару Мунцу. И справились они блестяще. Помимо зала, дом культуры объединил под одной крышей кинотеатр, лекционные и танцевальные залы, библиотеку и другие многочисленные клубные помещения.

ДК имени Ленсовета в 1957 году.
ДК имени Ленсовета в 1957 году.

Кому-то эта мысль покажется крамольной, но вместо пусть и красивого, но довольно вторичного здания Спортинг-Паласа Левинсон и Мунц создали настоящий шедевр конструктивизма. И это при том, что в том виде, в каком они его задумывали, реализовать проект им, к сожалению, не дали.

Нереализованный проект ДК Промкооперации (ДК Ленсовета).
Нереализованный проект ДК Промкооперации (ДК Ленсовета).

2. Немецкая реформатская церковь - Дворец культуры работников связи.

На карте: https://yandex.ru/maps/-/CHsIRAyu

Немецкая реформаторская церковь была построена в 1862-1865 годах по проекту архитектора Герольда Боссе в стиле псевдоготики (также можно встретить версии о романо-готическом стиле). Важная архитектурная доминанта была высоко оценена, как обычными горожанами, так и профессионалами. В журнале «Зодчий» её называли одним лучших сооружений Петербурга, отмечая выдержанность, благородство, простоту и грациозность постройки.

Реформатская церковь, 1890 – 1893 гг.
Реформатская церковь, 1890 – 1893 гг.
Реформатская церковь, 1909 – 1914 гг.
Реформатская церковь, 1909 – 1914 гг.

Советские руководители Ленинграда так не считали, и в 1930-х её полностью перестроили. И если конструктивизм ДК Ленсовета из прошлого пункта это бесспорный шедевр, здесь уже возникают вопросы.

Начало перестройки Немецкой Реформатской церкви в 1932 году.
Начало перестройки Немецкой Реформатской церкви в 1932 году.
Клуб профсоюза работников связи в 1938 году.
Клуб профсоюза работников связи в 1938 году.
ДК Связи на набережной Мойки, 1986 – 1989 гг.
ДК Связи на набережной Мойки, 1986 – 1989 гг.

3. Церковь преподобного Алексия Человека Божия - Завод «Измеритель».

На карте: https://yandex.ru/maps/-/CHsIvQ-5

Отец архитектора Германа Гримма - Давид Гримм - был руководителем стройки реформаторской церкви из предыдущего пункта. И если отец был одним из создателей неорусского стиля в архитектуре, то сын стал мастером модерна, при этом смело вплетая в революционные модерновые решения черты традиционной русской архитектуры (присмотритесь к музею Суворова на Кирочной 43).

Церковь преподобного Алексия Человека Божия (1906 - 1911) - это уникальный пример православного храма, исполненного в модерне. Модерновых кирх в Ленобласти немало. А вот православных храмов в этом стиле на всю страну можно пересчитать по пальцам.

Церковь преподобного Алексия Человека Божия, 1911 - 1930 гг.
Церковь преподобного Алексия Человека Божия, 1911 - 1930 гг.
Храм преподобного Алексия, человека Божия ,1909 – 1913 гг.
Храм преподобного Алексия, человека Божия ,1909 – 1913 гг.

Но снова 1930-е. Очередное решение о перестройке. Однако наш список составлен не хаотичным образом. Первый пункт был перестройкой удачной. Второй - скорее, неудачной. Здесь же - вопрос невероятно сложный.

Завод «Измеритель» в 1985 году.
Завод «Измеритель» в 1985 году.
Завод «Измеритель», 1996 год.
Завод «Измеритель», 1996 год.

И сложен он из-за личности архитектора, на которого была возложена задача перестройки. Демьян Фомичёв - это настоящий self-made man. Родившись в маленькой деревне в Костромской губернии, он ушел во главе бригады плотников односельчан в Петербург, где окончил школу, которая готовила техников-архитекторов. А впоследствие поступит и в Высшее художественное училище при Императорской Академии художеств.

До революции он будет много строить в Петербурге, в основном в главном стиле той эпохи - модерн. А когда эпоха сменится, сумеет перестроиться сам.

Было ли ему в радость, перестраивать уникальную церковь? Думается, нет. Но и возможности отказаться тоже не было. Всё, что он мог сделать, - выполнить задачу так, чтобы у принимающих не возникло ни вопросов, ни претензий, но при этом сохранить всё, что возможно сохранить. И Демьян Галактионович справился.

А здесь можно увидеть Топ самых высоких исторических зданий Петербурга!

Ставьте лайки, оставляйте комментарии - это будет лучшей благодарностью, если вам нравится то, что я делаю!

Подписывайтесь на мой канал в Telegram: https://t.me/nbrzh