Найти в Дзене
Галерея

Оземпик, глисты и голые женщины: что такое «бьюти-хоррор»

Кинематограф, как и любой вид искусства, всегда был не просто инструментом для рассказа интересных историй, но и инструментом выражения мнения автора о тенденциях современного ему общества. К примеру, острая для современного общества тема бодипозитива, пластических операций и экстремального похудения нашла отражение в новом поджанре фильмов ужасов, популярном среди зрителей и критиков. Названия у этого течения ещё нет, однако в интернете за ним плотно закрепилось название «бьюти-хорроры». «Бьюти-хоррор» - это, как следует из названия, хоррор, связанный с красотой, в котором особое внимание уделяется теме физической и эмоциональной деградации женщины, пошедшей на поводу у токсичного общества, физическим изменениям и эмоциональным травмам. Этот поджанр часто содержит в себе элементы боди-хоррора, где главным объектом страха и исследования является человеческое тело. Бьюти-хорроры характерезуют гротескное изображение различных бьюти-процедур, например, пластических операций, и психических

Кинематограф, как и любой вид искусства, всегда был не просто инструментом для рассказа интересных историй, но и инструментом выражения мнения автора о тенденциях современного ему общества.

К примеру, острая для современного общества тема бодипозитива, пластических операций и экстремального похудения нашла отражение в новом поджанре фильмов ужасов, популярном среди зрителей и критиков. Названия у этого течения ещё нет, однако в интернете за ним плотно закрепилось название «бьюти-хорроры».

«Бьюти-хоррор» - это, как следует из названия, хоррор, связанный с красотой, в котором особое внимание уделяется теме физической и эмоциональной деградации женщины, пошедшей на поводу у токсичного общества, физическим изменениям и эмоциональным травмам. Этот поджанр часто содержит в себе элементы боди-хоррора, где главным объектом страха и исследования является человеческое тело.

Бьюти-хорроры характерезуют гротескное изображение различных бьюти-процедур, например, пластических операций, и психических расстройств, вызываемых токсичными стандартами красоты (анорексия, дисморфофобия и так далее).

Говоря о ярких примерах бьюти-хорроров, можно вспомнить нашумевший фильм «Субстанция».

-2

Картина с Дэми Мур в главной роли повествует о стареющей телеведущей, которая, дабы сохранить свою карьеру, вводит себе таинственное вещество, создающее её более молодую и идеальную версию в исполнении неподражаемой Маргарет Куолли. Фильм не стесняется элементов боди-хоррора, французская девушка-режиссёр Кароли Фаржа продолжает идею французской волны боди-хорроров, которая началась в семидесятых годах пошлого века и закончилась в девяностых известной картиной «Мученицы». Легко считывается аллегория на скандально известное средство для похудения – оземпик. Однако, не смотря на смелость и, с позволения сказать, пошлость в иллюстрации трансформаций героини, «Субстанция» как будто боится говорить конкретно, пряча свой манифест о правах женщин за толстым слоем чёрного юмора и литрами искусственной крови. Считывается ли тут влияние американских студий или страх перед обществом, не готовым к такому яркому проявлению феминизма в кино, правду знает только сама Кароли Фаржа.

-3

Гораздо больших успехов в жанре бьюти-хоррора добились норвежские коллеги. Недавно вышедший в российский прокат фильм «Гадкая сестра» , являющийся рителлингом популярной истории о Золушке от лица её «уродливой» сестры, показал ужас бесконечной погони за красотой без метафор и напускного гламура. Концепция фильма – мрачная сказка о стандартах красоты. Эмилия Блихфельд, режиссёр картины, иронизирует над желанием девушек достичь идеала конвенциальной красоты и над тем, к чему это стремление может привести. Как и «Субстанция», норвежская картина иллюстрирует тенденции современного кинематографа. Оба фильма – постмодернистское высказывание с аллюзиями на фильмы 80ых годов. Операторская работа, цветокор и постановка кадров в обоих фильмах отсылает зрителей к классическим ромкомам конца прошлого века, что в случае «Гадкой сестры» делает акцент на наивном и романтичном характере главной героини. Эльвира добра и внушаема, любящая саму мысль о любви и готовая пойти на всё ради неё. С точки зрения канонов боди-хоррора, картина интересна тем, что в отличие от остальных представителей этого жанра, например, той же самой «Субстанции», в ней не происходит каких-либо мутаций – всё в рамках возможностей эстетической хирургии прошлых столетий.

-4

Формально фильм делится на две части – смешная и игривая сказка, а затем сверхнатуралистичный боди-хоррор. Как и в случае с «Субстанцией», фильм граничит с чёрной комедией, чередование натурализма и гротеска только увеличивает как ужас, так и смех.

Главная героиня «Гадкой сестры», Эльвира, довольно миловидная, но совершенно не вписывающаяся в стандарты красоты современного ей общества, девушка. В отличие от «Субстанции», картина Эмилии Блихфельд, не скрываясь за метафорами, показывает бьюти-процедуры. Эльвира глотает ленточных червей, чтобы похудеть, делает ринопластику, пришивает ресницы прямо к веку и, в финале картины, по заветам братьев Гримм, отрубает себе пальцы ног, чтобы втиснуться в туфельку.

В финале обеих картин главные героини остаются ни с чем. Финал «Золушки» известен всем, принц выбирает прекрасную незнакомку в серебристом платье, а «уродливая» сестра остаётся ни с чем. А в случае с «Субстанцией», финал также очевиден: обмануть время и остаться в здравом рассудке невозможно, в погоне за красотой Элизабет, как и Эльвира, теряет себя, что заканчивается крайне плачевно.

-5

Главным вопросом жанра бьюти-хоррора остаётся превосходство души человека над его внешней оболочкой. НА фоне ярких образов и гротескных сцен зрителоь получает возможность осмыслить собственные представления о красоте, переосмыслить свои приоритеты. Бьюти-хоррор становится не просто жанром, а отражением современного общества, в котором на кону стоит не только внешность, но и душевное здоровье.

Автор: Мария Волкова