Найти в Дзене
РАСФОКУС

«Грузу 200» — 18 лет: что вы могли не знать о фильме?

14 июня исполнилось 18 лет с момента выхода одного из самых противоречивых фильмов Алексея Балабанова — «Груз 200». У фильма сложная и интересная история съёмок и проката. Что осталось за кадром? Спецвыпуск в честь совершеннолетия фильма. Сценарий кинокартины Алексей Октябринович вынашивал целых 10 лет. Многие актёры отказывались сниматься, кинотеатры боялись «Груза 200» как огня, а на телевидении фильм пытались, как сказали бы сегодня, — «отменить». Несмотря на неприятие, впоследствии «Груз 200» стал одним из культовых фильмов Балабанова. Представляем вам несколько интересных фактов о ленте. Сергей Маковецкий и роль профессора Известно, что один из знаковых актёров для Балабановских фильмов отказался сниматься в «Грузе 200» в роли профессора Артёма. Более того, в телефонном разговоре об этом фильме Маковецкий сказал: «Леша, я не хочу, чтобы ты это снимал». Тем не менее, Сергей Васильевич озвучил персонажа, и его тембр голоса узнаётся с первых кадров фильма. Как же так вышло? Макове
Постер к фильму «Груз 200»
Постер к фильму «Груз 200»

14 июня исполнилось 18 лет с момента выхода одного из самых противоречивых фильмов Алексея Балабанова — «Груз 200». У фильма сложная и интересная история съёмок и проката. Что осталось за кадром? Спецвыпуск в честь совершеннолетия фильма.

Сценарий кинокартины Алексей Октябринович вынашивал целых 10 лет. Многие актёры отказывались сниматься, кинотеатры боялись «Груза 200» как огня, а на телевидении фильм пытались, как сказали бы сегодня, — «отменить». Несмотря на неприятие, впоследствии «Груз 200» стал одним из культовых фильмов Балабанова. Представляем вам несколько интересных фактов о ленте.

Сергей Маковецкий и роль профессора

Фото: © «Новый очаг»
Фото: © «Новый очаг»

Известно, что один из знаковых актёров для Балабановских фильмов отказался сниматься в «Грузе 200» в роли профессора Артёма. Более того, в телефонном разговоре об этом фильме Маковецкий сказал:

«Леша, я не хочу, чтобы ты это снимал».

Тем не менее, Сергей Васильевич озвучил персонажа, и его тембр голоса узнаётся с первых кадров фильма. Как же так вышло?

Маковецкий после разговора с Балабановым резко передумал и всё-таки решил согласиться на предложение режиссёра. Однако, он уже нашёл другого артиста на эту роль — Леонида Громова, но Алексей Октябринович предложил озвучить того самого персонажа, которого отказался играть Сергей Васильевич.

Переозвучка актёров — одна из фишек Балабанова. Как позже делился Сергей Маковецкий в интервью «Петербургскому дневнику»:

«Когда я озвучивал этого профессора научного атеизма, то явно видел несинхрон, однако Алексей Октябринович настаивал на своем. Когда я говорил о несоответствии, он говорил, что ему надо больше, и напоминал, что это вообще-то кино».

«На маленьком плоту» плывёт двухсотый груз

Своё отношение к одиннадцатому фильму Балабанова Юрий Лоза высказал на передаче «Закрытый показ» ещё в 2008 году:

Кадр из программы «Закрытый показ», 2008 год
Кадр из программы «Закрытый показ», 2008 год
«Фильм слабый, игра актёров плохая. Он ни одного человека он не сделал лучше».

Однако, его «Плот» вовсю играет в фильме. Почему?

Как поделился певец и адепт плоской Земли в интервью газете «Аргументы и Факты», «Плот» просили потому, что Балабанов снимает фильм про восьмидесятые и ему нужна эта знаковая песня. В итоге «Плот» стал частью саундтрека. Однако когда Лоза ознакомился с фильмом, он пожалел о своём решении. По его мнению, фильм не про 80-е, а про маньяка с бзиками. Юрий Эдуардович признался в интервью, что сценарий не читал, но если бы он знал, то песню не дал.

«Время есть а денег нет»

Кадр из к/ф «Груз 200», реж. Алексей Балабанов, 2007 г.
Кадр из к/ф «Груз 200», реж. Алексей Балабанов, 2007 г.

Следующий факт тоже о песне и довольно короткий, но не менее интересный. «Время есть а денег нет» группы «Кино» — единственная песня коллектива, которая звучит в фильмах Балабанова… Точнее, в одном фильме. Несмотря на всю культовость творчества Виктора Цоя, и в отличие от тех же «Наутилусов», песня автора играет лишь в «Грузе 200», и то, в конце.

Ранимый Полуян

Кадр из к/ф «Груз 200», реж. Алексей Балабанов, 2007 г.
Кадр из к/ф «Груз 200», реж. Алексей Балабанов, 2007 г.

Алексей Полуян играл самого отбитого персонажа, наверное, всего русского кинематографа — капитана Журова. Эта роль ему досталась непросто… Фильм наполнен жестокими сценами, причём все они с участием мента-маньяка. Полуяну после каждого отснятого дубля приходилось долго приходить в себя, ведь в жизни актёр был очень ранимым человеком, к тому же страдающим алкоголизмом.

Особенно тяжело далась ключевая сцена фильма: «жених приехал…». Как только дубль закончился, Алексей упал на пол и начал рыдать. После этого хочется жалеть актёра ещё больше, так как на улице ему часто доставалось за свою роль — люди наезжали на Алексея, видя в нём этого самого Журова. Но Полуяну каждый раз приходилось объяснять, что это была его работа как актёра…

Самые требовательные актёры «Груза 200»…

Кадр из к/ф «Груз 200», реж. Алексей Балабанов, 2007 г.
Кадр из к/ф «Груз 200», реж. Алексей Балабанов, 2007 г.

Ими оказались мухи. Их заказывали в специальном питомнике(да, в России они есть). Но всё осложнялось тем, что на дворе был ноябрь — время спячки для мух. Поэтому, чтобы они были активными в кадре, на Агнию Кузнецову нанесли приманку для них, поэтому актриса чувствовала себя дискомфортно. Вдобавок, в процессе съёмок оказалось, что мух в кадре слишком мало… Каков был выход? Их стали считать! Считать, сколько необходимо насекомых на один квадратный метр. И казалось бы, проблема решена и заказывай новых в питомнике… Но нет. Их стали целых две недели выращивать из личинок!

Фото: © РИА Новости/Антон Денисов
Фото: © РИА Новости/Антон Денисов

История фильма «Груз 200» поражает своей полярностью. Одна группа людей фильм терпеть не может, другая называет его лучшим российским фильмом… Однако нельзя отнять у Балабанова и его постоянных коллег одно — все фильмы режиссёра снимал не только он, но и актёры, сценаристы, продюсеры… Я хочу сказать, что все они были сообща и полностью отдавались фильму, в котором играли. И именно в этом, как по мне, заключается секрет успеха фильмов Алексея Октябриновича — сплочённость коллектива, самоотдача и скурпулёзность к деталям.

Автор: Вадим Назаров