НА ВСЕ ВОЛЯ ЛИ БОЖЬЯ?
Утверждение "на всё воля Божья" требует глубокого осмысления с точки зрения христианского богословия. Оно частично верно, но в буквальном понимании ошибочно, так как игнорирует ключевое различие между волей Божьей (благоволением) и Божьим попущением. Итак:
Все события входят в Промысл Божий
- Бог обладает суверенитетом над миром, и ничто не происходит без Его ведома или вне Его промыслительного плана. Как говорится в Писании:
Ни одна из птиц не упадет на землю без воли Отца вашего" (Мф. 10:29) .
Это указывает на всеобъемлющий Промысл Божий, включающий даже трагические события (войны, болезни, катастрофы).
Зло и страдания Бог допускает (попускает), уважая свободу человека, но обращает их к благим целям. Например, распятие Христа — величайшее злодеяние — стало актом спасения человечества .
Не всё происходит по благоволению Бога
Грехи, преступления, несправедливость — результат злой воли людей или демонических сил, а не Божьего желания. Святые отцы строго разделяют:
Воля Божья (благоволение): То, что Бог одобряет (добро, святость).
Попущение Божье: То, что Бог допускает, не нарушая свободы твари, но обращает к добрым последствиям .
Бог предварительно желает добрые дела. Порочных же дел Он не желает ни предварительно, ни после" (прп. Иоанн Дамаскин) .
- Примеры:
- Гибель детей в войнах (например, в Палестине) — не воля Божья, а следствие человеческого греха, который Бог попускает, но не одобряет .
- Самоубийства, преступления, ложь — противны Богу (Откр. 2:6), но происходят по Его попущению .
Практические последствия для верующих
- Молитва не меняет волю Божью, но меняет самого молящегося, приближая его к Богу .
- Ответственность человека: Фраза "на всё воля Божья" не должна оправдывать пассивность или безответственность. Например, молиться о выздоровлении и при этом отказываться от лечения — лицемерие .
- Доверие Богу: Даже в попущенных скорбях верующий призван видеть возможность духовного роста (Рим. 8:28) .
Как правильно понимать фразу
Утверждение "на всё воля Божья" истинно только в широком смысле Промысла, но ложно в значении "Бог желает всего, что происходит". Зло — не от Бога, но Он властен обратить его к добру. Как резюмирует свт. Игнатий (Брянчанинов):
«Бог не нуждается в наших молитвах... Нам необходима молитва: она усвояет человека Богу».
Таким образом, христианин призван стремиться к исполнению воли Божьей (Мф. 6:10), а в неподконтрольных обстоятельствах — доверять Промыслу, помня, что даже попущенное зло не лишает Бога любви к человеку.