Для того чтобы правильно понять британскую внешнюю политику в ходе Второй мировой войны необходимо проследить её развитие начиная с первой мировой войны. В начале 20 века британских политиков и дипломатов смущало два очень важных фактора: Германская империя и Российская империя. Обе эти страны оспаривали превосходство Британии либо в заморских колониях, либо на территории Центральной Азии. К тому же существовал ещё важный фактор того, что Германская империя начинала опережать Великобританию в плане промышленного развития, а это означало, что технологические прорывы в Германии могут в очень скором времени привести и к военному превосходству Германии над Великобританией. Особое беспокойство у британцев вызывало развитие в Германии военно-воздушной и военно-морской индустрии, что для Британии как для острова могло быть смертельно.
Понимая что остановить такое мощное технологическое развитие Германии можно только с помощью войны, Великобритания поощряла Францию на реваншистские настроения в плане отторгнутых от Франции территорий Эльзаса и Лотарингии. Делать это было довольно легко, ибо французское общество действительно болело реваншем за понесённое от Германии поражение в 1870-71 годах. Таким образом создаётся англо-французская Антанта (по-французски Соглашение), и Антанта безусловно в первую и главную очередь направлена против Германии. Однако далее между англичанами и французами происходит определенный разлад по поводу расширения антанты, французы настаивают, что они не смогут в одиночку сражаться против Германии, и им нужен мощный союзник на континенте. Настроить Австро-венгрию против Германии будет очень сложно, поэтому единственный возможный вариант это Россия. Британцы пытаются уклониться от этого варианта, ибо Россию они воспринимают такой же угрозой своим имперским амбициям, как и Германию. Продвижение России в Центральной Азии напрямую угрожает британским интересам в Индии, поэтому британцы не горят желанием входить в один военный союз с Россией.
Однако французы наотрез отказываются воевать против Германии, если у них не будет на континенте сильного союзника, поэтому скрепя сердце британцы соглашаются на включение в антанту России. При этом реальным союзником британцы Россию не считают.
Примерно такой расклад был у британской внешней политики накануне Первой мировой войны. Что касается центральных держав, то они были вынуждены объединиться в Австро-немецкий союз, а далее им удалось привлечь на свою сторону дряхлеющую Османскую Империю и молодое Болгарское государство. Османская империя рассчитывала нажиться за счёт России, а Болгария за счёт соседних Румынии и Сербии.
Итак к 1914 году соотношение сторон и расклад сил были уже определены и оставалось найти только повод для начала войны. При этом Британия очень боялась, что в последний момент Германия уклонится от участия в военных действиях, понимая что ей в итоге придётся сражаться против трёх великих держав (Великобритании, Франции и России) при этом не имея равноценных союзников на своей стороне. Поэтому до начала конфликта Британия всячески показывает, что она не будет ввязываться в германо-французскую войну даже несмотря на наличие союзнических отношений с Францией. Это пожалуй сыграло решающую роль в том, что Германия всё-таки выступила против Франции.
После начала Первой мировой войны Великобритания была вынуждена действовать в рамках союзнических отношений с Францией, очень скоро выяснилось, что немецкая военная мощь слишком серьёзная для того чтобы Франция могла её одолеть, даже помощь с востока со стороны России не способствовало тому, чтобы Франция смогла перевести войну на территорию Германии, хотя русское наступление в 1914 году спасло Париж от взятия немцами. Британцы постепенно понимают, что придётся создавать собственную мощную сухопутную армию в поддержку Франции, а если и этого будет недостаточно, то необходимо будет привлечь к войне США.
Война шла с переменным успехом, причём на западе линия фронта почти не двигалась, а на востоке она двигалась на большие расстояния, но это не давало перевеса ни одной из сторон. К 1917 году британцы пришли к выводу, что царизм является ненадёжным союзником в Первой мировой войне, солдаты на фронте, большинство из которых было призвано из беднейших слоёв крестьянства, не горят желанием воевать за режим помещиков и дворян. И действительно рядовой состав царской армии в своём большинстве вообще не понимал за что воюет Россия в этой войне.
Британская дипломатия принимает решение сделать ставку на буржуазные силы в российском обществе, в первую очередь это партии кадетов и октябристов (Милюков и Гучков), а также на правую часть социал-демократических сил (Керенский, Чхеидзе). Конечно было опасно затевать революционные движения в воюющей России, это могло привести к дезорганизации государственного устройства в целом, однако британцы этого не боялись, они считали что общее ослабление режима приведёт к тому, что Россия поумерит аппетиты по поводу черноморских проливов и территориальных претензий к Османской империи и Австро-венгрии.
В феврале 1917 года с молчаливого согласия Великобритании и Франции, а новейшие исследования показывают, что с их прямым участием, монархический режим в России был свергнут, к власти пришла коалиция буржуазных партий и правых социал-демократов. Британцы наивно рассчитывали, что этой коалиции удастся восстановить хотя бы в какой-то форме государственный строй и продолжить участие России в Первой мировой войне. Однако достаточно быстро выяснилось, что этот режим является настолько слабым, что он даже внутренний порядок поддерживать не может. Не могло быть и речи о действенном участии России в военных действиях.
Но к тому моменту отношение Британии к этому вопросу изменилось. Дело в том что в апреле 1917 года в Первую мировую войну вступили США, и теперь британцы считали, что им удастся одолеть Германию и без восточного фронта. Теперь они думали только об ослаблении России, и в какой-то момент было принято решение, что дальнейшее развитие революционной ситуации в России играет на руку британским интересам.
В октябре 1917 года власть в России берут большевики, Британия и Франция присматриваются к новому режиму, однако когда они понимают, что большевики намерены пойти на сепаратный мир с Германией и полностью ликвидировать восточный фронт, они начинают осторожно поддерживать антибольшевистские силы, и самое главное дают импульс национальным окраинам России на стремление к полной независимости.
Тем не менее, Британия оказывает ограниченную помощь белым силам, не желая поддерживать лозунг о единой и неделимой России. Большевики начинают массовую пропаганду на немецком и австрийском фронтах о братании и прекращении войны, о необходимости свержения кайзера и императора. Всё это играет объективно на руку антанте, хотя нет прямых доказательств того, что большевики действовали по прямому указанию британцев.
В ноябре 1918 года происходит Германская буржуазная революция и Германия выходит из первой мировой войны, фактически признавая свое поражение. Цель британцев достигнута, их главный соперник на мировой арене, немецкий империализм, уничтожен, после этого британцы полностью теряют интерес к тому, что происходит в России. Они не против того, чтобы большевики сохранили власть, однако полны решимости преградить путь к большевизации Европы. Польша становится естественным союзником британцев против распространения большевизма.
В 1920-21 годах устанавливается граница между Советской Россией и панской Польшей, и эта граница становится санитарным кордоном отделяющим капиталистическую Европу от Большевистской России.
Британия подводит итоги своей внешней политики в ходе Первой мировой войны. Итак Германия почти полностью уничтожена, Россия находится за санитарным кордоном восточно-европейских лимитровфов, и не имеет никакого влияния на Европу. Даже Франция, союзник Великобритании, настолько ослаблена войной, что фактически низведена в ранг второстепенных держав. Конечно есть фактор усиления роли Америки, но американцы это всё-таки те же англосаксы, и британцы не считают их усиление экзистенциальной угрозой британским интересам. Итак, итогом Первой мировой войны становится полная победа англосаксов, и их фактически полное доминирование на большей части земного шара.
После этого казалось бы можно расслабиться, но британцев беспокоит усиливающийся большевистский фактор. Ленин отказывается идти на услужение британцам. Большевики создают собственные проекты в Иране, Монголии, Китае, Турции, Венгрии, Германии. Где-то большевистские проекты терпят поражение, но где-то обретают серьёзное влияние. Этот всемирный социалистический проект грозит стать альтернативой британскому имперскому проекту, большевики открыто говорят о поддержке колониальных народов в их стремлении к независимости.
Идея социальной справедливости, братства и равенства настолько популярна, что британцы вынуждены делать вид, что они не выступают против единственного в мире социалистического государства. В самой Британии проходят митинги и стачки под лозунгом "Руки прочь от Советской России". Британцы достаточно быстро понимают, что это движение невозможно легко задавить, эта борьба будет надолго.
В течение 1920-ых годов британцы рассчитывали, что Советское влияние можно сдерживать с помощью восточно-европейских лимитрофов, однако ускоренная Советская индустриализация 1930-х годов показала, что Советский Союз становится мощной промышленной державой, и такие страны как Польша, Румыния, Финляндия, больше не могут сдерживать Советское влияние. Британцы понимают, что нужен мощный игрок на континенте, который смог бы сдержать советские устремления на запад. Понимая что Франция никак не может справиться с потерями первой мировой войны, к тому же географически она всё-таки находится в Западной Европе, британцы принимают решение, что единственной возможностью сдерживать Россию является возрождение Германии, причем возродить ее надо в таком виде, чтобы она люто ненавидела советский режим.
Главными ненавистниками социалистического строя в Европе являлись фашисты, поэтому не долго думая британцы делают ставку на национал-социалистическую рабочую партию Германии, то есть на Гитлера. Они начинают взращивать его для противостояния большевизму. Все попытки Франции додавить Германию встречают упорное сопротивление со стороны Британии, это оправдывается тем, что британцы не хотят издевательств над потерпевшим поражение народом Германии. Когда французы говорят о явном реваншизме германского руководства, британцы закрывают на это глаза.
В 1933 году Гитлер приходит к власти, и теперь главная задача британцев натравить его на Советский Союз. Но невооружённая Германия не может представлять опасности для советского государства, поэтому нужно всячески поощрять Гитлера пойти на перевооружение Германии, вернуть утерянные в ходе Первой мировой войны территории, восстановить германскую промышленную мощь. Когда Гитлер в нарушении версальских договорённостей вторгается в рейнскую область, французы полны решимости выкинуть немецкие войска с этой демилитаризованной территории, однако британцы посылают сигнал французам, стойте на месте, Гитлер нам нужен для решения других вопросов. Ослабленная Франция не решилась пойти на противостояние с Британией. Далее британцы дают ход саарскому референдуму и эта территория возвращается в состав Германии, что значительно усиливает немецкий промышленный потенциал.
Далее Гитлер предъявляет ультиматум Австрии, Италия и Франция готовы прийти на помощь Австрии, спасти её от немецкого поглощения, однако британский премьер Чемберлен берётся самостоятельно решить этот вопрос, и Австрия становится частью Германии. Следующая жертва Чехословакия, которая готова биться до конца за свою независимость, но на сцене снова появляется британский премьер Чемберлен, который убеждает Чехов уступить судетскую область Германии, потом Гитлер в нарушении договорённостей полностью поглощает Чехословакию, британцы делают вид что ничего необычного не произошло.
Но в 1939 году умелая и хитрая политика британцев по натравливанию Гитлера на Советский Союз даёт трещину, в какой-то момент британцы понимают, что Гитлер может пойти на соглашение с Советской Россией для раздела сфер влияния в континентальной Европе. Гитлер возьмёт под контроль центральную и западную Европу, Советский Союз большую часть Восточной Европы, а британцы будут полностью выброшены с континента.
Осознание того, что они сами взрастили своего губителя, приводит британцев в ужас. Британская дипломатия пытается исправить ситуацию, начинает переговоры одновременно с Гитлером, и с Советским Союзом, пытаясь всеми силами разрушить возможный союз Германии и СССР.
Недоверие между двумя авторитарными режимами было очень сильным, особенно на идеологическом уровне, поэтому британцы чуть было не добились успеха. Однако Сталин был полон решимости направить военную машину Гитлера против его западных создателей, и на этот раз британская дипломатия потерпела сокрушительное поражение. Гитлер подписал пакт о ненападении со Сталиным, и началась его война против западных держав.
Сталин был доволен сложившейся ситуацией, ему удалось избавить Советский Союз от войны, страна вернула утерянные в ходе Первой Мировой и гражданской войны территории, он заключил выгодный торговый договор с Германией, военно-промышленный потенциал Советского Союза усиливался с каждым годом, и он наконец утёр нос британским империалистам, которые принесли столько бед Советской земле.
Всё бы хорошо, но Сталин недооценил вероломства британской внешней политики. Он не мог поверить, что после разгрома в Северной Франции, после ужасных бомбардировок Лондона, после поражений в Югославии, Греции и на Крите, британцы тем не менее смогут пойти на тайные договорённости с Германией для того чтобы поощрить Гитлера атаковать Советский Союз. Точнее Сталин не мог поверить, что Гитлер пойдёт на подобную авантюру в интересах британцев.
Собственно говоря, почему Гитлер в разгар ожесточенной борьбы не на жизнь а насмерть с британцами, вдруг остановил операцию "Морской лев" и начал готовиться к операции Барбаросса, остаётся непонятным до сих пор. Конечно непреодолимые для немецких танков морские просторы, и отсутствие возможности быстро закончить войну было важнейшим фактором, однако никто не мешал Гитлеру снова перейти в состояние странной войны, в котором Гитлер и западные союзники пребывали долгие месяцы после польской кампании. Можно было усиливать военно-морские силы, усиливать авиацию, устроить полную блокаду британского острова с помощью подводных лодок, и всё это в конце концов принесло бы успех. Однако что-то заставило Гитлера, не расправившись с Британией, броситься в атаку на Советский Союз.
Не исключено, что умелая британская дипломатия через своих агентов сумела убедить Гитлера, что Сталин готовит собственный удар на Германию. Черчилль неоднократно открыто обращался к Сталину с предостережениями по поводу немецкой агрессии против СССР. А кто сказал, что тот же самый Черчилль по тайным каналам не отправлял предостережение Гитлеру по поводу нападения Сталина на Германию. Естественно Черчилль это делал, и в какой-то момент Гитлер поверил в реальность Советской угрозы, британская дипломатия снова одержала успех.
После нападения Гитлера на СССР, британская дипломатия выжидала. Своей главной цели они добились, естественно публично они осуждали немецкую агрессию, Черчилль немедленно поддержал СССР, однако на деле британцы запаслись попкорном и с удовольствием смотрели, как дуралей Гитлер перемалывает свои войска на Советской территории, большего счастья для британцев и быть не могло.
Не один бокал был поднят в британской столице после первых поражений Советской Армии, однако британская дипломатия снова забеспокоилась в декабре 1941 года, когда Советская армия отбила атаку Гитлера на Москву. Черчилль внезапно понял: Сталин полон решимости разнести фашистский режим в клочья, причём готов это сделать сам без чьей-либо помощи.
Видя усиление Советской Армии, усиление мощи Советской военной промышленности, британцы понимали, что в этой ситуации в одиночку они справиться не смогут. Они привлекают на свою сторону США, и начинаются фланговые удары западных союзников по немецким позициям в Северной Африке, на Атлантике, а также воздушные налеты на саму Германию.
После Сталинграда и Курской дуги британцы понимают, что нужно высаживать американцев в Европе, иначе Сталина будет просто не остановить. Черчилль убеждает Рузвельта, что нужно перерезать советские войска прямо на их границе, высадив десант с южного фланга в Югославии, а с Северного фланга в Норвегии. Таким образом, продвигаясь к советским границам, можно будет не допустить советские войска ни в Польшу, ни в Румынию, ни в Финляндию, ни в Прибалтику. Европа останется под полным контролем англосаксов.
Однако тут Советской дипломатии удалось одержать вверх над Британской дипломатией, Сталину и Молотову удалось убедить Рузвельта открыть Второй фронт именно на западе, то есть в Нормандии, и таким образом Восточная Европа оставалась под действием Советской Армии. Это была важнейшая победа Советской дипломатии, которая обеспечила после Второй Мировой войны Советскую зону влияния в Восточной и Центральной Европе. Освобождение этих территорий победоносной Красной Армией сделало невозможным после окончания войны создание антисоветских режимов в этих странах.
Однако британская дипломатия не теряла надежд установить новый санитарный кордон против Советской России, после войны они убедили нового американского президента Трумэна начать ядерный шантаж СССР. Несколько лет Советский Союз был вынужден соблюдать паритет, и в Восточной Европе было заметное присутствие прозападных партий, которые были либо в парламенте, либо даже в правительственной коалиции. Окончательное установление про-советских правительств в Восточной Европе произошло только после того как Советский Союз создал собственную атомную бомбу, и ядерный шантаж тогда прекратился.
Британцы были вынуждены подводить итог своей внешней политики после Второй Мировой войны. Британия сохранила своё влияние в мире, однако теперь она выступала как младший партнёр США в западной коалиции, британская империя распадалась, хотя делала это с определёнными остатками уважения к метрополии, один из главных врагов Британии на европейском Континенте, Германия, на этот раз была полностью уничтожена, однако на континенте появилась гораздо более грозная сила в виде Советского Союза, и маленькая Британия теперь не могла в одиночку справиться с этой силой без помощи США. В целом Британия могла сказать, что она сохранила своё мировое господство в рамках англосаксонского единства с США, и даже были отдельные успешные попытки, когда хвост виляет собакой, то есть Британия управляет внешней политикой США, а не наоборот. Однако экономическая экспансия доллара, культурная экспансия Голливуда, и вооружённая экспансия американской армии превращали Британию во второстепенного игрока на международной арене. Надо сказать что Британия до сих пор пытается оспорить этот статус, и снова выйти в лидеры мировой политики.