Выживаем на Ближнем востоке*.
Когда меня неистово тянуло пожить в стране с флёром экстрима, я никогда не думала, что это затянется на три счастливых года. Ещё дома, в августе 2022 я предвкушала перед отъездом, что будет интересно, попутно смотря все выступления Вольфовича и делая умозаключения, что в моём личном запасе есть меньше года до октября 2023. Но у меня и в мыслях не было, что я настолько обнаглею, что дотяну до настоящей Иранской атаки! Израиль затягивает как наркотик и об этом нужно писать отдельный пост, а в этом я хочу предложить перенестись в центр еврейского государства, прожив пару моментов со мной.
Три вещи которые нужно выучить наизусть, живя в Израиле:
Мамад – бронированная комната в квартире. Не в каждом доме есть такая планировка, в основном это новые постройки.
Миклат – это подвальное помещение, которое есть в каждом доме и в старых домах оно чаще всего пахнет плесенью, крысами и забито вещами как склад, но обязательно имеет специальную железную дверь, которая помогает снизить мощь удара. Правда, от прямого попадания балистической ракеты это не спасает. Ровно, как и мамад.
И последнее, но также важное – спать нужно в пижаме. А лучше одетым и наготове с тревожным рюкзачком, в котором обязательно должны быть документы, вода, средства первой необходимости.
Не мало важную роль играет, также отслеживание ситуации в новостях и наличие в вашем смартфоне специального приложения Командования Тыла - Пикуд А-ореф (есть другие версии: Цофар, Цева Адом). Это приложение, звук оповещения котрого с 2023 года у меня прочно ассоциируется с призывом из «преисподней», предупреждает вас о скорой атаке и настоятельно рекомендует идти в защищенное место. Но сирены включаются настолько резко и громко, что и без приложения ясно какую инструкцию необходимо выполнять. Еще один значительный фактор для сохранения жизни – информация о времени которое у вас есть до начала атаки. Так в центре страны это обычно 90 секунд. То есть живя В Тель- Авиве мы имеем полторы минуты с начала сирен чтобы добежать до бомбоубежища. А на Севере, как например, в Хайфе около 60 секунд. Районы граничащие с Газой – 15 секунд. Плюс, важно понимать, что после окончния сирен необходимо оставаться в укрытии не менее 10 минут. Это спасает жизни от повреждения осколками.
Но есть более зловещий звук, который используется при предупреждении атаки из Ирана. Эти оповещения приходят на абсолютно все телефоны в радиусе опасности, просто появляясь на экране и издавая оглашающий писк, который пробивается через спящий режим смартфона и вводит в состояние бешеной тахикарди и тремора, пробуждая нас среди ночи и глубокой фазы сна.
Такие уведомления мы получаем во время фиксации запусков ракет из Ирана:
Город Бат-Ям, в котором я живу является пригородом Тель-Авива и тем самым поппадает под сильные, регулярные обстрелы. В ночь с субботы на воскресенье (15 июня), в 3.30 ночи мы почувствовали особенно сильный взрыв - дом затрясся, был слышен металический хлопок и казалось, что стекла вылетели у нас. Но, узнав, что ракета попапала в квартал, который находится около 1,2 км от нашего дома, стало ясно насколько это мощные снаряды.
Так выглядит место на улице Йерушалаим в городе Бат-Ям, где погибло несколько человек, а дома не подлежат восстановлению.
Тревога это время знакомств с соседями и время делится тревогами, беспокойством и заботой о ближнем. Встречаемся и сидим в душном кошмаре клаустрофоба по несколько раз за ночь.
Наш миклат (бомбоубежище) выглядит вот так:
Альтернативно, в каждом районе города существует и общественное укрытие, в котором люди прячутся не только на время атаки, но и остаются на всю ночь, с палатками и спальниками, а иногда и переезжают на период войны. Такие убежища могут содержать душевые кабины, туалет, мини-кухню и холодильники. Обязательно есть вода и горячие напитки.
Городское бомбоубежище, в 2 минутах от нашего дома, в мирное время использующиеся как Синагога:
Большинство предприятий прекратило своё функционирование, но моя организация относится к здравоохранению, поэтому мне необходимо каждый день проезжать 12 км через весь центр страны, чтобы добраться из Бат-Ям в Бней-Брак – самый густонасаленный город Израиля. Знаменит он еще и тем, что здесь проживают исключительно ультрарелигиозные представители иудейской конфессии. Но, так же как и по всей Святой Земле здесь в каждом здании есть защищенное место. Так выглядит миклат у меня на работе, который в мирное время используется как зал для совещаний.
А если по дороге с остановки автобуса я застану сирену в пути – я забегу в первый ближайший дом. Двери здесь не запираются на кодовые замки. Так и случилось во вторник утром - я встретила сильнейший обстрел с людьми, которые не перестают молиться за мир и рожать детей.
Так выглядит бомбоубежище дома в религиозном квартале:
Во основном улицы городов выглядят непривычно пустыми, нет изнуряющих пробок на дороге и многие кафе и даже магазинчики закрыты. Но, значитеьная часть супермаркетов, а также отдельные ресторанчики и закусочные продолжают принимать поситителей. Нет ни какой проблемы с покупкой провизии, воды или каких-то средств. Хотя и в каждом из городов Гуш-Дана (центральный регион Израиля) уже есть попадания ракет, в том числе и с летальным исходом. Это главный штаб Цахал (Израильской армии), который в СМИ активно освещался как пострадавший от удара. На самом деле незначительные повреждения есть на здании рядом.
Неприятно, когда сирена застает в дороге, в общественном транспорте. Благо, водители всегда останавливают автобус и дают возможность найти убежище в ближайших зданиях, а также спрятаться самим. Трамвай и метро не работает в эти дни, поэтому подземные станции активно используются как укрытие. На мой взгляд, это самое комфортное место, в котором не слышно сирен и взрывов из-за глубины его расположения. В воскресенье днем, около 16.05 я не успев проехать и одной остановки, а автобусы сейчас ездят очень редко и не регулярно я услышала «хор» из зловещих писков на телефонах и мы ринулись в подземку, благо которая оказалась рядом.
Резюмируя, после пяти суток жизни с начала конфликта я: отчетливо понимаю, что всегда нужен план отхода; живу в регулярном стрессе и недосыпе; с надеждой смотрю в завтрашний день и благодарю за настоящий и в очередной раз убеждаюсь, что за нас всё давно решили.
*Автор не пытается выяснить правоту отдельной стороны, а также и не является стороником израильской внешней политики.