Найти в Дзене

Что такое «интересы ребенка» в спорах о детях? Часть 1 из 5

Что такое «интересы ребенка» в спорах о детях? Часть 1 из 5

В ситуациях родительских споров по детям приоритетными вопросами являются права ребенка и его «интересы».

Права ребенка прописаны в Семейном Кодексе Российской Федерации, а вот с «интересами» постоянно возникают вопросы. Опека, ПДН, КДН, да и сами родители, — не всегда понимают суть понятия, поэтому мы должны разобраться в вопросе более детально.

Давая определение понятию «интересы ребенка» (ИР), я вкладываю в него исключительно личный опыт работы в воспитательной сфере. К огромному сожалению, за долгие годы в наших странах так и не появилось точное определение ИР, равно как и многие другие определения, крайне важные в вопросах постразводных ситуаций.

Начну с моей трактовки определения, которая возможно не всем будет понятна, но после полного изучения публикации каждый взглянет на определение иначе.

Интересы ребенка – это сферы всестороннего развития личности ребенка, на которые целенаправленно воздействует воспитательный процесс и которые взаимодействуя между собой усиливают и дополняют воспитательную роль друг друга.

Существует разница между «интересом», как личностным чувством и «интересами ребенка», как социально воспитательным явлением.

«Интерес» как личностное чувство (эмоция)

В обыденном понимании человека, под словом «интерес» понимают потребностное отношение (влечение, желание) или мотивационное состояние, побуждающее к познавательной и творческой деятельности.

По сути, «интерес» — это эмоциональный процесс близкий к удивлению, любознательности, повышенному вниманию к объекту интереса. Как правило, человек испытывает «интерес» чаще, чем любые другие эмоциональные состояния, поэтому его можно отнести к основным (базовым) эмоциям.

Таким образом, говоря об интересе мы должны иметь ввиду личностное чувство (эмоцию) человека.

Соотносится ли «интерес», как чувство (эмоция) с понятием «интересы ребенка»? — Нет!

Понятие «интересы ребенка» относятся к социально-воспитательной сфере.

«Интересы ребенка» как социально-воспитательное явление

Впервые «интересы ребенка» фигурируют в нератифицированном документе — Декларации прав ребенка (принципе 2), принятой на Генеральной Ассамблее ООН 20 ноября 1959 года.

«Ребенку законом и другими средствами должна быть обеспечена специальная защита и предоставлены возможности и благоприятные условия, которые позволяли бы ему развиваться физически, умственно, нравственно, духовно и в социальном отношении здоровым и нормальным путем и в условиях свободы и достоинства. При издании с этой целью законов главным соображением должно быть наилучшее обеспечение интересов ребенка».

Схожее определение ИР можно найти и в Федеральном законе «Об Основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», где, в частности, в статье 4 «Цели государственной политики в интересах детей», указаны цели государственной политики в интересах детей:

…содействие физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей, воспитанию в них патриотизма и гражданственности, а также реализации личности ребенка в интересах общества и в соответствии с не противоречащими Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству традициями народов Российской Федерации, достижениями российской и мировой культуры.

…защита детей от факторов, негативно влияющих на их физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие.

Таким образом, мы можем говорить об «интересах ребенка» как об элементах развития его личности.

Отношение ИР к воспитательному процессу прослеживается через Семейный Кодекс Российской Федерации, Кодекс Республики Беларусь о браке и семье, Конвенцию о правах ребенка.

Продолжение статьи в следующей части

автор: Виктор Самохвалов https://zadetei.ru