Найти в Дзене
РАСФОКУС

«Ровесник» — самый обаятельный взгляд на девяностые

Что получится, если соединить комедию взросления, мокьюментари, и VHS-ностальгию по 90-м? В прокат вышел «Ровесник» — дебют Фёдора Кудрявцева — оказывается не просто киноэкспериментом, а подлинной одой юности: отчаянной, искренней, мятежной. Причем сразу в двух временных измерениях. Главный герой — молодой зумер, которого бросила девушка и отчислили из университета. Потеряв смысл жизни, он едет в Самару к бабушке — и случайно оказывается втянут в семейную тайну: на старых VHS-кассетах и в альбомах вновь и вновь появляется странный, неузнаваемый человек. Кто он? Почему никто о нем не говорит? Герой берет в руки камеру и превращается в исследователя собственной родословной. На первый взгляд — достаточно простая завязка. Но постепенно перед зрителем разворачивается нечто куда более сложное: реконструкция девяностых без привычных клише и прицелов. Без братков, криминала и «блатняка». Вместо этого — медиа-стартапы, сумасшедшие идеи, вечеринки в офисах и вера в то, что вот-вот жизнь изменит

Что получится, если соединить комедию взросления, мокьюментари, и VHS-ностальгию по 90-м? В прокат вышел «Ровесник» — дебют Фёдора Кудрявцева — оказывается не просто киноэкспериментом, а подлинной одой юности: отчаянной, искренней, мятежной. Причем сразу в двух временных измерениях.

Главный герой — молодой зумер, которого бросила девушка и отчислили из университета. Потеряв смысл жизни, он едет в Самару к бабушке — и случайно оказывается втянут в семейную тайну: на старых VHS-кассетах и в альбомах вновь и вновь появляется странный, неузнаваемый человек. Кто он? Почему никто о нем не говорит? Герой берет в руки камеру и превращается в исследователя собственной родословной.

На первый взгляд — достаточно простая завязка. Но постепенно перед зрителем разворачивается нечто куда более сложное: реконструкция девяностых без привычных клише и прицелов. Без братков, криминала и «блатняка». Вместо этого — медиа-стартапы, сумасшедшие идеи, вечеринки в офисах и вера в то, что вот-вот жизнь изменится к лучшему.

Кадр из фильма "Ровесник" (2024), реж. Фёдор Кудрявцев
Кадр из фильма "Ровесник" (2024), реж. Фёдор Кудрявцев

«Ровесник» ловко обманывает ожидания. Начавшись как клиповое зумерское кино, он постепенно обретает вес, глубину и сентиментальность. Причём последняя не слащавая, а трезвая: бывшие герои 90-х рассказывают о себе сегодняшнему студенту, и в их интонациях звучит не только «как же было весело», но и «куда все делось?»

Фёдор Кудрявцев смело играет с формой: скринлайф, юные дипфейки взрослых артистов, нарочито архаичное видео, монтаж в духе документального кино. Всё это могло бы рассыпаться в хаос, но не рассыпается. Потому что интонация — искренняя. Потому что за технологическим трюкачеством — живое, полное боли и смеха кино.

Кадр из фильма "Ровесник" (2024), реж. Федора Кудрявцева
Кадр из фильма "Ровесник" (2024), реж. Федора Кудрявцева

«Ровесник» работает на трех уровнях: как история про поколение, как эксперимент с формой и как универсальный фильм о взрослении. Молодые — узнают себя. Люди постарше — себя, только в архиве. Главное, что фильм не строит стену между ними. Как раз наоборот, этот фильм — мост. И по нему хочется пройти.

Автор: Добрыня Лаферьев