Найти в Дзене
НТВ

Reuters: автокомпании «в панике» из-за проблем с редкоземельными металлами

   Фото: РИА Новости © 2025, Алексей Филиппов
Фото: РИА Новости © 2025, Алексей Филиппов

Контроль Китая над экспортом редкоземельных магнитов, критически необходимых для производства автомобилей, может нанести ущерб автопрому.

Мировые автопроизводители обеспокоены тем, что ограничение экспорта редкоземельных элементов из КНР приведет к глобальному кризису в поставках необходимых комплектующих, об этом пишет Reuters.

Франк Эккард — генеральный директор компании Magnosphere, базирующейся в немецком городе Тросдорф, заявил, что в фирму по производству магнитов в последние недели поступает шквал звонков. Обеспокоенные автопроизводители и поставщики запчастей отчаянно пытаются найти альтернативные источники поставок магнитов, которые в дефиците из-за ограничений экспорта Пекином. Некоторые из них заявили, что заводы могут быть остановлены к середине июля. «Вся автомобильная промышленность находится в полной панике. Они готовы заплатить любую цену», — утверждает Эккард.

Китай доминирует в добыче и переработке редкоземельных элементов, контролируя значительную часть мировых поставок (более 85%). Редкоземельные магниты — это мощные постоянные магниты, изготовленные из редкоземельных элементов. Они сильнее обычных магнитов из-за высокой плотности энергии и устойчивы к размагничиванию. В среднем на производство одного электромобиля уходит примерно 500 грамм редкоземельных металлов, а на выпуск обычного автомобиля тратится около 250 грамм такого сырья. Введенные Министерством коммерции КНР в начале апреля экспортные ограничения как ответ на повышение импортных пошлин Вашингтоном, уже сказываются на скорости работы конвейеров мировых автопроизводителей. Автоконцерны, в том числе General Motors и BMW, работают над созданием двигателей с низким или нулевым содержанием редкоземельных элементов, но лишь немногим удалось масштабировать производство настолько, чтобы сократить затраты.

Аналитики говорят, что сложившаяся ситуация может вынудить концерны выпускать автомобили без определенных деталей и «парковать» их до тех пор, пока они не станут доступны, как это делала General Motors и другие во время кризиса полупроводников.

Дефицит полупроводников вычеркнул миллионы машин из производственных планов примерно с 2021 по 2023 год. В 2020 году автопроизводители временно закрывали заводы из-за пандемии коронавируса. И вот участники рынка опасаются, что недоступность редкоземельных металлов станет третьим серьезным кризисом для автопрома за последние 5 лет.

Сегодня в Лондоне делегации США и Китая приступили ко второму раунду торговых переговоров. Вашингтон уже заявил, что поднимет вопрос о возобновлении поставок редкоземельных металлов.