Найти в Дзене
Гаврилины сказы

ПРИСЛОВЬЯ О ГОРОДАХ РУССКОГО СЕВЕРА

Наш народ всегда был остер на язык. В особенности это проявилось на севере, где в людях издревле и поныне живы здоровый скепсис, острый ум и народная смекалка. Северяне подмечали друг за другом и за соседями различные яркие особенности, отличавшие их от прочих, и потом с отличным чувством юмора выстёбывали эти моменты. Например, про одну из негласных столиц Русского Севера-Вологду-говаривали: «На словах как на масле, а на деле как на Вологде». То есть, не всё так просто-вологжане, поднаторевшие в торговле и промыслах, были далеко не лыком шиты. И внешняя мягкость вологодского масла меркнет перед смекалкой местных жителей. Архангелогородцев обзывали «моржеедами» и «шанежниками», «шаньгою кислою». Если по поводу моржей всё очевидно-на набережной Северной Двины даже памятник моржу установлен, поскольку моржовый промысел давал и пищу, и доход, а шкуры, кость и жир широко использовались поморами в хозяйстве, то насчет шаньги всё обстоит немного сложнее. Шанежки представляют из себя открыт

Наш народ всегда был остер на язык. В особенности это проявилось на севере, где в людях издревле и поныне живы здоровый скепсис, острый ум и народная смекалка. Северяне подмечали друг за другом и за соседями различные яркие особенности, отличавшие их от прочих, и потом с отличным чувством юмора выстёбывали эти моменты.

Вологда. фото автора
Вологда. фото автора

Например, про одну из негласных столиц Русского Севера-Вологду-говаривали: «На словах как на масле, а на деле как на Вологде». То есть, не всё так просто-вологжане, поднаторевшие в торговле и промыслах, были далеко не лыком шиты. И внешняя мягкость вологодского масла меркнет перед смекалкой местных жителей.

Архангелогородцев обзывали «моржеедами» и «шанежниками», «шаньгою кислою». Если по поводу моржей всё очевидно-на набережной Северной Двины даже памятник моржу установлен, поскольку моржовый промысел давал и пищу, и доход, а шкуры, кость и жир широко использовались поморами в хозяйстве, то насчет шаньги всё обстоит немного сложнее. Шанежки представляют из себя открытые пирожки из тонкого пшеничного или ржаного теста с разнообразной начинкой. На севере шаньга пользуется большой популярностью, а поскольку тесто готовят на кислой закваске, то оттуда и растут корни прозвания архангельских поморов.

Каргопольцев обзывали «ростовщиной» и «толоконниками». Первое прозвище закрепилось за горожанами по той простой причине, что в любых военных и торговых конфликтах между Ростово-Суздальским княжеством и Великим Новгородом, Каргополь принимал сторону Великих Князей, а в дальнейшем-Москвы, противостоя Вечевой Республике.
Что до «толоконников»-уклад жизни каргопольцев и их пищевой рацион разительно отличался от соседей-карелов, живших охотой и рыболовством. Толокно-это перемолотые злаковые зерна, преимущественно-овес. Из толокна пекли хлеб, варили каши и похлебки, не характерные для пищевой культуры соседей. От того и повелось.

Онежское озеро в районе Медвежьегорска. Фото автора
Онежское озеро в районе Медвежьегорска. Фото автора

Про онежан говорили, что во всей Онеге нет телеги. Предание гласит, что в тот момент, когда из Москвы в Онегу назначили воеводу, то во всем поселении не нашлось колесной повозки, и государева управляющего возили по улицам на санях. Холомогорцы превратились в народной молве в «заугольников»-мол когда Петр 1 первый раз приехал в Холмогоры, старообрядцы, в изобилии там обитавшие, все попрятались и наблюдали за государем из-за угла.

Река Выг в окрестностях Повенца. Фото автора
Река Выг в окрестностях Повенца. Фото автора
Богоявленская церковь в Челмужах, за Повенцом. Фото автора
Богоявленская церковь в Челмужах, за Повенцом. Фото автора

Что до карельского Повенца-про него ходило присловье «Повенец-и миру конец». Объяснялась такая поговорка весьма просто: в конце 19 века за Повенцом заканчивались все проезжие дороги. Один из гостей города в 1895 году писал по этому поводу: «До Повенца вы доехали, а дальше ни с места, если вам не угодно увязнуть в болотах».
Справедливости ради, еще при советах от Медгоры до Повенца, и далее-в сторону Пудожи и Вытегры, было проложено двухполосное шоссе. Вашему покорному слуге доводилось по этому шоссе ездить, и качество дорожного покрытия в настоящее время там весьма недурное, так что дразнилка про тупиковый городок безвозвратно устарела.

Библиография:
Карнаухова И. «Сказки и бывальщины Северного края» 1934
Олонецкие губернские ведомости, 1895
Барсов Е. «Петр Великий в народных преданиях Северного края», 1872
Криничная Н. «Предания Русского Севера», 1991

#русскийсевер #север #архангельск #онега #каргополь #фольклор #юмор