Сперва был восторг...
Это было лето. Три утра. У меня вдохновение, и я творю трек.
"Боже, да я гений..." — шепчет мое подсознание, после многократного ночного прослушивания моего шедевра. А мой мозг подбрасывает все новые и новые идеи. И все новые слои и записи как-будто улучшают его и делают еще краше. И я пробую его сводить и получаю с каждым разом все более и более улучшенную версию.
И вот он готов. Каждое новое прослушивание в эту ночь, вызывало у меня восторг и благоговение.
"Ну какой же я создал шедевр!" - не мог успокоиться я.
Первые звоночки разочарования
Я пошел спать и переваривать весь эмоциональный выплеск, полученный за творческую ночь.
Утром, не стерпливая своих порывов, я вновь сажусь за компьютер, и в очередной раз включаю свой трек, чтоб вновь им насладиться.
- О, Боже! Что это? - мои уши улавливают много деталей, которые вызывают у меня, мягко говоря, вопросики. Где-то не строят ноты, где-то излишне громко и внезапно вступают партии, какие-то тембры и инструменты вообще - не в кассу. - Как так-то? Я что, с ватами в ушах его вчера создавал?
Магия исчезла... или я просто протрезвел?
Вчера — это был шедевр. И я уже планировал распространять его по всему интернету, и ловить восторженные отзывы о нем. А сегодня я ловил одни только разочарования по множеству моментов в треке.
Я продолжаю себя успокаивать "Ну, может, он как фоновая музыка пойдет?". Но внутренняя чуйка мне подсказывает, что этот трек полетит в корзину.
Так что же произошло?
Замыленность ушей: невидимый враг продюсера
Еще накануне я ловил восторг от него: жирный бас, бочка качает, вокал четкий поставленный и эмоционально цепляет, инструменты - вообще улетно звучали (хоть сейчас иди в клуб отрываться). Но если учесть, что все эти партии я делал после многократного прослушивания под сотню раз, да еще и глубокой ночью...
Вот почему уже на свежую голову и отдохнувшие уши, сегодня я слышу много странного в нем:
— Почему бочка такая плоская? Она же качала!
— Вокал будто из ванной. А вчера все было красиво!
— А этот синт? Он всегда был таким... пищащим? Я думал, это лучшее, что я когда-либо синтезировал и накручивал! А оказалось...
Это и есть замыленность ушей — когда ухо привыкает к звуку настолько, что перестаёт воспринимать его адекватно. Мозг больше не отличает детали — он просто знает, что там должно быть. И начинает сам додумывать.
В итоге ты уже не уверен, где реальность, а где иллюзия. Мозг перестает все детали и нюансы каждый раз обрабатывать, и порой, до половины характеристик трека просто "не слышны" для ушей. И возникает желание доделывать и доделывать трек, накладывая звуки в те места, где якобы "нет или недостает" звуков. Но они там есть, просто твой мозг после 73 раза повторений одного и того же - сдался и перестал тебе это "отображать" в виде звуков и эффектов.
Этот феномен в науке называется сенсорная адаптация или аудиоадаптация. С точки зрения нейрофизиологии, наш мозг со временем снижает чувствительность к повторяющимся раздражителям — в данном случае, звукам трека. Это позволяет нам не перегружаться избыточной информацией, но в музыкальной практике приводит к эффекту замыленности ушей.
То есть, после многократного прослушивания, мозг начинает "достраивать" детали по памяти, игнорируя реальное звучание. Он буквально заполняет пробелы, чтобы снизить нагрузку — как автозаполнение в телефоне, только вместо слов — синтез вокала звуков. Поэтому через час ты слышишь не то, что есть, а то, что должно быть по мнению твоего утомлённого мозга.
Как вернуть уши с того света? Советы по борьбе с замыленностью
🎧 1. Делай паузы, даже если ты в потоке
Звучит скучно, но работает. Через 40–60 минут активной работы ухо начинает «уставать» и подкидывать тебе ложные сигналы. Сделай перерыв: 10–15 минут тишины или прогулки. Пусть уши отдохнут, как после вечеринки у соседа-диджея.
🔄 2. Слушай трек на разных системах
Ты влюблён в звучание в своих наушниках? Это ловушка. Проверь на:
– колонках (больших и самых дешёвых),
– в машине,
– на телефоне,
– даже на Bluetooth-спикере из супермаркета.
Трек должен звучать «ок» везде — не идеально, но стабильно.
🧠 3. Устрой себе “слепой” тест
Экспортируй свою версию трека и послушай её спустя сутки. Или — попроси друга включить одну из двух версий: «вчерашнюю» и «сегодняшнюю». Без подсказок. Угадай, где какая. И все нелогичные детали сразу начнут всплывать.
🎛 4. Используй референсы (музыкальные примеры)
Пробуй повторить качество звуков и партий как у топовых треков. Поставь референсный трек к себе на дорожку, где ты создаешь свой новый. И периодически переключайся послушать трек, на который ты пробуешь равняться по качеству. И не сравнивай в целом, а слушай отдельно: «Ага, вот как у них звучит бас!», «Смотри-ка, вокал не перегружен эффектами!» — и сверяй. Как будто ты звуковой Шерлок.
🌘 5. Ночь — не время мастеринга
Никогда не принимай финальные решения после полуночи. Ни по треку, ни по жизни. В 3:43 ночи ты либо Бог звука, либо пирожок из компрессора и тревоги. Лучше выспись. А конечную работу нужно делать на отдохнувшие мозг и уши.
Так ты не просто избежишь замыленности — ты научишься слышать себя снаружи. А это, если подумать, и есть путь к шедевру.
Не забывай о том, что мы - не роботы, и работать 24/7 для нас не является естественным. Не забывай о здоровье и полноценном отдыхе. Тогда и музыка будет получаться значительно лучше.
Кто узнал себя в этом рассказе? Делитесь своим опытом )
Знакомься - мой авторский курс 👉 "21 способ создания мелодий" 👈 - 21 видеоурок по разным техникам создания топовых мелодий как профи.
Читайте другие мои рубрики на похожие темы 👇