В глубокой норе жил-был хоббит
Строчка, знакомая каждому, кто хоть краем уха слышал о Джоне Толкине. Простое, почти детское начало книги, ставшей классикой – "Хоббит, или Туда и обратно". И вот что любопытно: прошло больше восьмидесяти лет с её первого издания в 1937 году, а вопрос "кто такие эти хоббиты?" до сих пор витает в воздухе.
В эпических сказаниях о Средиземье хоббиты – фигура особенная. Да, "Властелин колец" и "Хоббит" пестрят рассказами о могучих воителях и судьбоносных сражениях. Но кто же оказывается в самом пекле событий? Маленькие, неприметные хоббиты. Их так легко проглядеть, еще проще – списать со счетов. Большинство людей в мире Толкина и видят в них этаких "полуросликов", почти несмышленышей – упрощенные, чуть менее значимые копии себя. Но так ли всё просто на самом деле?
Привет! Это ShadowTavern, и сегодня мы копнем глубже в историю Шира и его удивительных обитателей. Устраивайтесь поудобнее, будет интересно!
===========
Откуда родом хоббиты?
Первый и главный вопрос: хоббиты – это просто люди в миниатюре или нечто иное? Сам Профессор Толкин в прологе к "Властелину колец" дает довольно четкий ответ: "Хоббиты, несомненно, наши родичи, куда ближе к нам, чем эльфы или даже гномы". Они переняли древний язык людей, хоть и переиначили его на свой лад. Любили и не любили примерно то же, что и мы. Но вот что это за родство, откуда оно тянется – сейчас уже не выяснить. Корни эти затерялись в седой древности, будто в утреннем тумане.
Ясно одно: Толкин хотел, чтобы мы видели в хоббитах кого-то близкого, родного, но при этом абсолютно уникального. И, чего уж там, в какой-то мере – идеализированных людей, живущих в гармонии и незатейливой простоте.
Стоит, однако, понимать, что Шир – это не изначальная родина хоббитов. Первые упоминания о них отправляют нас в Долины Андуина, что раскинулись между суровыми Туманными горами и Великим Зелёным Лесом (который позже станет зловещим Лихолесьем). В те времена хоббиты делились на три довольно непохожих друг на друга племени.
Первыми были Харфуты – смуглые, небольшого роста, предпочитавшие уютные норы на склонах холмов. Именно такими мы чаще всего и представляем хоббитов. Эти создания с мохнатыми ступнями были самыми многочисленными. Вторыми шли Стуры – коренастые, широкие, с большими руками и ногами, они тяготели к воде, были отличными пловцами и рыбаками (тут сразу вспоминается Голлум, который когда-то был хоббитом-стуром!). И, наконец, Фэллоухайды (Белоязы) – более светлокожие и светловолосые, выше ростом и стройнее остальных, они чаще других проявляли склонность к приключениям и освоению новых земель, предпочитая селиться в лесах.
С течением столетий эти три ветви, конечно, перемешались, и ко времени событий "Властелина колец" их различия почти стерлись. Но когда-то именно они составляли основу истории маленького народа. А почему же они вообще покинули свои исконные земли?
Великое переселение: почему хоббиты ушли на Запад?
Точных данных, сколько веков – а может, и тысячелетий – хоббиты прожили в Долинах Андуина, у нас нет. Жили они тихо, стараясь не попадаться на глаза другим народам Средиземья, и вели вполне себе мирное существование. Но где-то в 1050 году Третьей Эпохи они вдруг начали массово сниматься с насиженных мест и двигаться на Запад. Что же их так встревожило?
Ответ кроется в другом важном и мрачном событии того времени: в Великий Зелёный Лес вернулся Саурон. Тысячу лет после своего поражения в Войне Последнего Союза он копил силы, а теперь вновь явил себя, приняв облик Некроманта и обосновавшись в мрачной крепости Дол Гулдур. Его тлетворное влияние быстро расползалось, лес темнел, наполнялся орками, гигантскими пауками и прочей нечистью. Эльфы отступили в северную часть леса, а на его южных рубежах воцарилась тьма.
И вот тогда хоббиты, учуяв надвигающуюся беду (что, кстати, говорит об их удивительной интуиции и чутье), отправились на поиски более безопасного дома. Туда, где зло не достанет их так скоро.
Забавно, но факт: хоббиты ощутили угрозу раньше, чем сам Гэндальф всерьез задумался о её истинных причинах. Впрочем, в путь на запад отправились не все. В тех же краях, у реки Андуин, много позже рыбачил хоббит-стур по имени Дэгол. Именно он и выловил Единое Кольцо, что в итоге привело к появлению Голлума.
Хоббиты двигались медленно, без лишней суеты. Сперва они осели неподалеку от человеческих поселений, вроде Бри, и на землях к востоку от реки Брендивин. Но в 1601 году Третьей Эпохи они наконец пересекли эту реку, основав край, который назвали Широм. Эта дата стала для них точкой отсчета нового летоисчисления – первым годом по Календарю Шира. И эта земля стала их настоящим домом.
Жизнь в Шире: свой уголок под боком у больших соседей
Шир сразу пришелся хоббитам по душе. Эти земли долгое время пустовали, люди ими особо не интересовались, а плодородные почвы позволяли вести спокойную фермерскую жизнь, не зная особых забот. Формально территория Шира относилась к человеческому королевству Артэдайн (одному из осколков великого Арнора), и хоббиты даже на словах признавали власть местных королей.
Но на деле, конечно, жили они совершенно обособленно. И были этим вполне довольны. Постепенно сюда стянулись почти все хоббиты, обитавшие ранее в других землях, таких как Дунланд, Кардолан и Рудаур. Так Шир окончательно утвердился в статусе главной хоббитской вотчины.
Однако времена, когда можно было спокойно возделывать свои поля, не обращая внимания на политику больших королевств, постепенно подходили к концу. Северные королевства людей слабели год от года под натиском армий Короля-Чародея из Ангмара. Решающая битва, известная как Битва при Форносте, грянула в 1975 году Третьей Эпохи. Хоббиты и по сей день с гордостью утверждают, что посылали на подмогу королю Артэдайна отряд лучников, хотя – будем честны – других подтверждений этому факту в летописях не сохранилось.
В той битве люди одержали победу, Король-Чародей был разбит и отброшен на Север. Но само королевство Артэдайн пало. Северные земли почти обезлюдели, и Шир оказался полностью предоставлен сам себе. С этого момента хоббиты стали избирать собственных правителей – Тэнов – и продолжали жить в своей уютной изоляции. И так продолжалось больше тысячи лет. Как же им удавалось так долго оставаться незаметными для остального Средиземья?
Секрет невидимости: почему Шир так долго оставался в тени?
Все очень просто: хоббитам, по большому счету, не нужен был контакт с внешним миром. Шир производил все необходимое для их простого, непритязательного быта. Торговля с соседями была минимальной, а природное любопытство – почти на нуле. Сами земли Шира были достаточно обширны (примерно 190 на 240 километров), чтобы прокормить все его население. Это и позволяло им веками сохранять автономию.
Но главным, хотя и невидимым для самих хоббитов, фактором их защиты были Дунэдайн – Следопыты Севера, потомки королей павшего Арнора. Их королевство давно исчезло, но долг перед свободными народами они хранили свято. Именно следопыты, скрытно патрулировавшие северные пустоши, столетиями оберегали границы Шира от любых угроз. Среди них был и Арагорн, сын Араторна, который провел немало лет, охраняя тишину и покой этой маленькой страны. И делал это так незаметно и эффективно, что ко времени событий "Властелина колец" подавляющее большинство обитателей Средиземья даже не подозревало о существовании Шира и его маленьких жителей.
Даже древний Энт Древобород, повстречав Мерри и Пиппина в лесу Фангорн, долго не мог взять в толк, к какому народу принадлежат эти двое – настолько давно никто не видел и не слышал о хоббитах за пределами их страны. Назгулы, охотившиеся за Кольцом Всевластья, тоже столкнулись с немалыми трудностями, пытаясь выяснить, где находится эта загадочная страна, укрытая за реками и холмами. Но была ли жизнь хоббитов всегда такой безоблачной, как кажется на первый взгляд?
Неожиданные беды и участие Гэндальфа
Сказать, что жизнь хоббитов всегда была сплошным праздником, было бы неправдой. История Шира знала и темные времена, и серьезные бедствия. Вспомним хотя бы Лютую Зиму 2911 года, когда на земли Шира вторглись Белые Волки с Севера, принеся с собой голод и страх. Или Долгую Зиму, за которой последовал Великий Голод. Была и Великая Чума, прокатившаяся по всему Средиземью и не обошедшая стороной хоббитов. Эти испытания, без сомнения, серьезно закалили характер маленького народа.
Именно во время Долгой Зимы хоббиты впервые привлекли пристальное внимание мудрого волшебника Гэндальфа Серого. Позже, в Минас Тирите, он рассказывал Пиппину, что именно тогда проникся особой симпатией и уважением к этому маленькому народцу: "То было страшное время – голод и холод безжалостно косили жителей Шира. Но именно в тех отчаянных обстоятельствах хоббиты проявили удивительное мужество, стойкость и, что самое главное, невероятную способность к состраданию и взаимопомощи".
Тогда-то Гэндальф и осознал, что скоро мир ждут другие, куда более жестокие и масштабные испытания. Он решил, что хоббитам жизненно необходимо узнать, что творится за пределами их уютного и такого привычного Шира. И для этой цели он присмотрел одного конкретного хоббита, с которого, можно сказать, и началась подготовка маленького народа к грядущим великим событиям. Этим хоббитом, как вы уже догадались, был Бильбо Бэггинс. Так было ли его участие, а затем и участие Фродо, Мерри и Пиппина, в Войне Кольца простой случайностью?
Хоббиты в войне за Кольцо: предопределение или случайность?
На первый взгляд, может показаться, что участие хоббитов в судьбе Средиземья – цепь невероятных совпадений. Бильбо случайно нашел Единое Кольцо в пещерах Голлума. Фродо просто унаследовал его от своего дядюшки. А Мерри и Пиппин и вовсе оказались в Братстве Кольца чуть ли не для того, чтобы заполнить вакантные места и довести число членов до символических девяти – в противовес девяти Назгулам. Но это, конечно, не так.
Гэндальф, Элронд и другие мудрецы Средиземья совершенно сознательно сделали ставку на хоббитов, поставив их в эпицентр грядущих событий. Их незамутненный, простой взгляд на жизнь, их удивительная стойкость перед соблазном власти и могущества – вот что было их главным оружием. Именно смирение, бескорыстие и невероятная выдержка Фродо позволили ему донести Кольцо до самого сердца Мордора, до жерла Роковой Горы. Саурон, чья жизнь была целиком посвящена погоне за властью и силой, просто не мог вообразить, что кто-то в здравом уме добровольно откажется от такого могущественного артефакта и решит его уничтожить. Это и стало его фатальной ошибкой.
Элронд на Совете в Ривенделле сказал прямо: "Настал час народа Шира. Время, когда они выйдут из своих полей и долин и потрясут башни и советы великих". В череде этих событий отчетливо ощущается направляющая рука Эру Илуватара, единого Творца в мире Толкина. Фродо и Бильбо были не просто выбраны – они были предназначены судьбой для своей миссии.
Возвращение домой: очищение Шира
Пока Фродо и его друзья спасали Средиземье, сам Шир переживал тёмные времена. Его захватили бандиты Сарумана, обратили в тюрьмы уютные дома, срубили вековые деревья. После возвращения героев домой хоббитам пришлось взяться за оружие: в битве за очищение Шира участвовали сотни маленьких бойцов, 19 погибли, ещё 30 были ранены.
После победы Сэм посвятил себя восстановлению Шира. Сады вновь зацвели, дома были отстроены. Формально Шир стал частью Воссоединённого королевства Арагорна, но король приказал запретить вход посторонним без разрешения хоббитов. Так что привычная изоляция вновь вернулась.
Чему учат нас хоббиты?
Хоббиты Толкина - это символ самого лучшего, что есть в людях: храбрости, дружбы, способности видеть счастье в простых вещах. Они не идеальны, но способны на удивительные поступки.
Толкин специально подчёркивает, что настоящая сила не в физическом могуществе, а в доброте и скромности. Что важнее: власть и сила, или верность друзьям и любовь к дому? Для автора ответ очевиден.
И глядя на хоббитов, мы задаёмся вопросом: а что на самом деле важно нам самим? И каким героям хотим быть мы в собственной жизни?
===========
На этом у меня сегодня все! Спасибо за просмотр! Если выпуск вам понравился, то не стесняйтесь делиться ссылкой на него со своими друзьями, подписываться на канал и нажимать на кнопки под статьей!
И до встречи в следующем выпуске! Пока!