Авиационная отрасль установила новый рекорд по количеству рейсов за год, выполнив более 40 миллионов запланированных рейсов в 2024 году, что на 10,4% больше, чем в 2023 году. Эти цифры также показывают, насколько быстро отрасль восстановилась после пандемии. Самолёты остаются не только самым безопасным видом транспорта, но и одним из самых быстрых, помогая пассажирам экономить драгоценное время.
Международная ассоциация воздушного транспорта (IATA) отслеживает различные показатели авиаперевозок, в том числе количество авиакатастроф в год. По данным IATA, в среднем за пять лет (2020–2024) на 810 000 рейсов приходится одна авиакатастрофа по сравнению с одной на 456 000 рейсов в период с 2011 по 2015 год. Это показывает, что, хотя безопасность авиаперевозок значительно улучшилась, самолёты не застрахованы от аварий. Некоторые самолёты за всю свою жизнь не сталкиваются с серьёзными проблемами безопасности, в то время как другие печально известны своими повторяющимися сбоями в работе.
Boeing, один из крупнейших в мире производителей аэрокосмической техники, на протяжении десятилетий публикует ежегодный отчёт о безопасности полётов. В отчёте собраны данные обо всех инцидентах и авиакатастрофах коммерческих авиалиний, начиная с 1959 года. Эта статья основана на официальных данных Boeing и представляет список из 10 пассажирских самолётов с худшими показателями безопасности, расположенных в порядке возрастания по количеству погибших. Коэффициент потерь с человеческими жертвами — это показатель в авиации, который отражает, как часто самолёт разбивается в результате аварии, повлекшей за собой одну или более смертей, на миллион вылетов.
Аэробус А350
Лёгкий корпус Airbus A350, крейсерская скорость 561 миля в час, дальность полёта 9781 миля и максимальная вместимость от 300 до 350 пассажиров делают его одним из лучших самолётов для дальних международных рейсов. Первый рейс Airbus A350 взлетел и приземлился в аэропорту Тулуза-Бланьяк во Франции 14 июня 2013 года, и Qatar Airways стала его первым заказчиком.
Airbus A350 оснащается двигателем Rolls-Royce Trent XWB, который считается самым эффективным в мире двигателем для больших самолётов. По состоянию на 2025 год Airbus A350 остаётся в эксплуатации и продолжает использоваться крупными авиакомпаниями, такими как Emirates и Swiss, которые расширили свой парк самолётов A350, чтобы охватить больше направлений. A350 довольно популярен среди мировых авиакомпаний из-за его меньшего углеродного следа по сравнению со старыми моделями самолётов.
Airbus A350 считается одним из самых безопасных и передовых современных самолётов в мире. На сегодняшний день Airbus A350 участвовал только в одной авиакатастрофе со смертельным исходом. 2 января 2024 года самолёт Airbus A350-900 авиакомпании Japan Airlines столкнулся с самолётом De Havilland Canada Dash 8 японской береговой охраны в аэропорту Ханэда в Токио, в результате чего погибли пять из шести членов экипажа на борту DHC-8. По данным Boeing, это означает, что коэффициент аварийности с человеческими жертвами составляет 0,59, что является одним из самых низких показателей в истории коммерческой авиации.
Аэробус А300
В середине 1960-х годов американские производители авиационной техники доминировали на мировом авиационном рынке, занимая 90% его доли. Европейские компании, напротив, владели лишь 10% акций. Чтобы изменить статус-кво, Франция, Германия и Великобритания объединились в 1967 году, чтобы создать серьёзного конкурента в сфере реактивных пассажирских самолётов. Перед компанией Rolls-Royce была поставлена задача по поставке двигателей, и в итоге проект превратился в разработку широкофюзеляжного самолёта вместимостью от 270 до 300 человек, что и привело к появлению названия A300.
A300 был представлен в 1972 году как первый широкофюзеляжный двухмоторный коммерческий самолёт. Его лёгкая конструкция, улучшенная топливная экономичность и возможность перевозить как пассажиров, так и грузы повысили рентабельность рейсов. Благодаря инновационному дизайну и эффективности в эксплуатации Airbus A300 быстро завоевал широкую популярность. 28 октября 2022 года Airbus A300 отметил 50-летие своего первого полёта.
Однако, несмотря на успех, самолёты семейства A300 неоднократно попадали в аварии. Одной из самых известных стала катастрофа рейса 140 авиакомпании China Airlines, когда Airbus A300B разбился из-за потери управления, в результате чего погибли 249 пассажиров и 15 членов экипажа. Согласно официальным данным Boeing, Airbus A300 имеет коэффициент смертности в результате авиакатастроф 0,63 на миллион пассажиров.
British Aerospace 146 и Avro RJ-70/-85/-100
British Aerospace (BAe) 146 и Avro RJ-70/-85/-100 относятся к одному семейству самолётов. BAe 146-100 представлял собой региональный авиалайнер с Т-образным хвостовым оперением и четырьмя турбовентиляторными двигателями Textron Lycoming ALF 502R, по два под каждым крылом. Несмотря на то, что его конструкция отличалась от большинства доступных коммерческих самолётов, простота обслуживания и низкие эксплуатационные расходы сделали его, пожалуй, самой успешной британской программой по созданию реактивных самолётов. Благодаря тихой работе BAe 146 получил маркетинговое прозвище «Шепчущий самолёт».
Разработка самолёта началась в августе 1973 года в компании Hawker Siddeley Aviation. Однако из-за экономического спада в Великобритании производство было приостановлено. Производство возобновилось в июле 1978 года в недавно созданной компании British Aerospace, и 3 сентября 1981 года BAe 146 совершил свой первый полёт.
Серия Avro RJ была представлена позже как модернизированная версия семейства BAe 146 и включала три варианта длины фюзеляжа: RJ70, RJ85 и RJ100. В 1992 году RJ85 стал первым самолётом в своём семействе, поднявшимся в воздух. Из-за низкого спроса было продано всего 12 единиц RJ70. Модели RJ отличались такими усовершенствованиями, как более эффективные двигатели AlliedSignal LF-507 с FADEC (полнофункциональным цифровым управлением двигателем), модернизированная кабина и обновлённый интерьер по сравнению с BAe 146-100.
Согласно официальным данным Boeing, у самолётов BAe 146 и Avro RJ коэффициент аварийности с человеческими жертвами составляет 0,66 на миллион вылетов. BAe 146 неоднократно попадал в аварии с большим количеством жертв, самой страшной из которых стала катастрофа в аэропорту Иньчуань в 1993 году, унёсшая жизни 55 человек.
Боинг 727
После выпуска первого в Америке реактивного авиалайнера Boeing 707, который в то время стал мировым эталоном в международной авиации, компания Boeing осознала необходимость в самолётах меньшего размера, способных обслуживать небольшие региональные аэропорты. В ответ на это в 1963 году компания представила Boeing 727.
Boeing 727 имел кабину и фюзеляж, аналогичные Boeing 707, но был более узким и оснащался тремя двигателями Pratt & Whitney JT8D, что делало его одним из крупнейших трёхмоторных самолётов в истории авиации. Boeing 727 оставил свой след в истории Boeing и в более широкой истории коммерческой авиации, став самым производимым коммерческим реактивным авиалайнером в мире на протяжении более десяти лет.
Он стал основным самолётом для авиакомпаний, которым требовались эффективные пассажирские самолёты малой дальности, благодаря своей топливной экономичности и способности приземляться на взлётно-посадочных полосах длиной всего 4500 футов. Самолёт вмещал 131 пассажира, имел дальность полёта 3106 миль и максимальную крейсерскую скорость 596 миль в час. В 1967 году в ответ на требования авиакомпаний о повышении вместимости был представлен удлинённый вариант 727-200. После 22 лет эксплуатации производство Boeing 727 было прекращено в 1984 году.
Одна из самых страшных авиакатастроф с участием Boeing 727 произошла 31 марта 1986 года, когда рейс 940 авиакомпании Mexicana загорелся в воздухе и разбился недалеко от Лас-Месаса, Мексика. В результате погибли все 167 пассажиров и членов экипажа на борту. По данным Boeing, вероятность авиакатастрофы с гибелью людей составляет 0,72 на миллион вылетов.
McDonnell Douglas DC-9
Boeing 717 — самый маленький самолёт в линейке компании, даже меньше, чем 737 Max 7, — возможно, потому, что изначально он не был продуктом Boeing. Boeing 717 был создан на базе DC-9, который поступил в коммерческую эксплуатацию в 1965 году в авиакомпании Delta Air Lines как ближнемагистральный авиалайнер с совершенно новой конструкцией, дополняющей гораздо более крупный DC-8.
DC-9 оснащался двумя турбовентиляторными двигателями Pratt & Whitney JT8D-5 и имел максимальную крейсерскую скорость 561 миля в час и дальность полёта 655 миль с полной загрузкой. Последний DC-9 сошёл с конвейера в 1982 году, после чего его сменила серия MD-80. Благодаря своим возможностям для полётов на короткие расстояния DC-9 соединял небольшие города с крупными мегаполисами и способствовал расширению доступа к коммерческим авиаперевозкам в небольших регионах. Несмотря на то, что DC-9 остаётся одним из самых влиятельных пассажирских самолётов в истории авиации, он также известен тем, что стал причиной нескольких авиационных происшествий.
Одним из самых страшных инцидентов стало столкновение в воздухе в 1969 году между самолётом DC-9 авиакомпании Allegheny Airlines, выполнявшим рейс 853, и самолётом Piper PA-28 Cherokee недалеко от Фэрленда, штат Индиана, в результате которого погибли 83 человека. Согласно статистическому отчёту Boeing о происшествиях с коммерческими реактивными самолётами (1959–2024), DC-9 имеет коэффициент аварийности с человеческими жертвами 0,77 на миллион вылетов, что ставит его в один ряд с пассажирскими самолётами с худшими показателями безопасности.
Boeing 737-100/200
Boeing 737 — один из лучших самолётов Boeing, а модели 737-100 и 737-200 легли в основу самого успешного в мире семейства реактивных авиалайнеров.
Первый Boeing 737-100 совершил свой первый полёт в 1967 году и поступил в эксплуатацию авиакомпании Lufthansa в феврале 1968 года. Изначально разработанный как реактивный самолёт малой дальности и вместимости, рассчитанный на 60–85 пассажиров, он имел много общих компонентов с Boeing 727, что облегчало пилотам управление обоими самолётами без необходимости долго учиться. Модель 737-200, которая также совершила свой первый полёт и поступила в эксплуатацию в 1967 году, превзошла по продажам более компактную модель 737-100 и выпускалась до 1988 года.
Самолёты семейства 737 совершили более 231 миллиона рейсов, преодолели более 170 миллиардов миль и облетели земной шар примерно 6,8 миллиона раз. С момента своего появления семейство Boeing 737 насчитывало 13 вариантов, включая военные и версии Max Jet. Каждый вариант отличается размерами, характеристиками и грузоподъёмностью. Оригинальный Boeing 737 имел длину 94 фута, мог развивать максимальную скорость 585 миль в час с 85 пассажирами на борту и имел запас хода 1774 мили.
Несмотря на то, что Boeing 737 является символом неба, его история омрачена несколькими серьёзными авариями, из-за которых некоторые крупные американские авиакомпании исключили его из своего парка пассажирских самолётов. Среди самых печально известных инцидентов — крушения в Индонезии и Эфиопии в 2018 и 2019 годах. В обоих случаях погибли все пассажиры и члены экипажа на борту. Согласно данным Boeing, у 737-100/200 коэффициент авиационных происшествий со смертельным исходом составляет 0,87 на миллион вылетов.
McDonnell Douglas DC-10/Boeing MD-10
McDonnell Douglas DC-10, позже переименованный в Boeing MD-10, был разработан для обслуживания небольших аэропортов. После успеха пассажирского самолёта DC-8 компания McDonnell Douglas решила модернизировать свой парк, создав самолёт, который мог бы вмещать большее количество пассажиров и при этом подходить для более широкого спектра аэропортов. Результатом стал DC-10, широкофюзеляжный трёхдвигательный самолёт, который поступил в эксплуатацию в начале 1970-х годов. После завершения производства в 1989 году компания Boeing модернизировала несколько самолётов DC-10, установив на них усовершенствованную общую кабину и современные технологии, и переименовала их в MD-10.
Кабина MD-10 была похожа на кабину MD-11, что позволяло пилотам управлять обоими самолётами с минимальной дополнительной подготовкой. Оригинальный DC-10 оснащался турбовентиляторными двигателями General Electric CF6-6D, которые обеспечивали максимальную скорость 610 миль в час и дальность полёта 7490 миль без полезной нагрузки. Несмотря на то, что у DC-10 были проблемы с безопасностью, он считается одним из лучших самолётов эпохи турбореактивных двигателей.
Одним из трагических инцидентов, связанных с DC-10, стала самая смертоносная авиакатастрофа в Америке — рейс 191 авиакомпании American Airlines. Вскоре после взлёта из международного аэропорта Чикаго О’Хара у самолёта оторвался двигатель, что привело к крушению всего через 30 секунд после взлёта. Все 271 пассажир и член экипажа на борту погибли, а также два сотрудника наземной службы.
Несмотря на усовершенствования и попытки исправить его запятнанную репутацию, DC-10/MD-10 остаётся одним из коммерческих самолётов с одним из худших показателей безопасности. Согласно официальным данным Boeing, количество авиакатастроф с человеческими жертвами составляет 1,28 на миллион вылетов.
McDonnell Douglas MD-11
MD-11 был разработан как модернизированная версия самолёта McDonnell Douglas DC-10. Его первый полёт, которому предшествовали два года исследований и разработок, состоялся в январе 1990 года. Сегодня основными эксплуатантами являются FedEx Express, UPS Airlines и Western Global Airlines. McDonnell Douglas MD-11 предлагался с двумя вариантами двигателей — тремя усовершенствованными турбовентиляторными двигателями Pratt & Whitney PW4460 и двумя турбовентиляторными двигателями General Electric CF6-80C2D1F.
McDonnell Douglas MD-11 был более современным, чем DC-10, со стеклянной кабиной пилота и полетной кабиной EFIS с шестью экранами, которыми могли управлять два пилота вместо трех, как требовалось на более ранних моделях. Он также представил новый интерьер салона. Самолеты выпускались в различных вариантах, включая стандартный MD-11, MD-11ER (увеличенная дальность полета) и MD-11F (грузовой). Стандартный MD-11 мог развивать максимальную крейсерскую скорость 587 миль в час и преодолевать расстояние в 7843 мили с 298 пассажирами на борту.
Несмотря на то, что MD-11 неоднократно попадал в аварии, самой заметной из них стала катастрофа самолёта MD-11 авиакомпании Swissair недалеко от Галифакса, Канада, 2 сентября 1998 года. Самолёт упал в море из-за отказа бортовой электрической системы, в результате чего погибли все 229 пассажиров. Согласно официальным данным Boeing, у MD-11 коэффициент аварийности с человеческими жертвами составляет 1,56 на миллион вылетов, что ставит его на третье место среди пассажирских самолётов с худшими показателями безопасности.
Аэробус A310
Один из первых коммерческих самолётов Airbus, Airbus 310, часто называют самолётом, опередившим своё время. Его первый полёт состоялся в 1982 году, а Airbus A310-200 поступил в эксплуатацию авиакомпаний Lufthansa и Swissair в 1983 году. Airbus A310, созданный на базе Airbus A300, предлагался в двух вариантах: A310-200 и A310-300. A310-200 был разработан для коротких маршрутов с максимальной крейсерской скоростью 557 миль в час и впечатляющим запасом хода 4225 миль при перевозке 218 пассажиров, багажа и груза. A310 завоевал популярность благодаря своей универсальности, эффективно выполняя функции как грузового, так и пассажирского самолёта.
Максимальная пассажировместимость Airbus A310 составляла 280 человек. Airbus A310-300 имел более длительный диапазон в 4959 миль, что делало его пригодным для дальних перелётов. Производство было прекращено в 1998 году, и Airbus A310-300 с регистрационным номером CS-TGV стал последней моделью, использовавшейся в регулярных европейских рейсах. К сожалению, Airbus A310 попал в несколько серьёзных аварий. Одно из самых страшных происшествий произошло 30 января 2000 года, когда рейс 431 авиакомпании Kenya Airways, Airbus A310, упал в море. Вскоре после взлёта из аэропорта Абиджана в Кот-д'Ивуаре погибли 169 человек, 10 выжили.
Из-за многочисленных серьёзных аварий, в которые попадал Airbus A310, он занимает второе место по уровню безопасности среди пассажирских самолётов. Согласно статистическому отчёту Boeing о происшествиях с коммерческими реактивными самолётами (1959–2024), количество авиакатастроф с человеческими жертвами составляет 1,89 на миллион вылетов.
Fokker F-28 Fellowship
В начале 1960-х годов голландский производитель самолётов Fokker начал планировать выпуск модернизированного самолёта в дополнение к турбовинтовому самолёту Fokker F-27 Friendship, который находился в эксплуатации с 1958 года. Проведя обширное исследование рынка, компания Fokker выявила спрос на более производительный и вместительный самолёт, чем F-27. Разработка F-28 Fellowship началась в 1960 году, а первые подробности о новом пассажирском самолёте были представлены в апреле 1962 года на авиашоу в Ганновере. Он был специально разработан для использования в небольших региональных аэропортах и для выполнения ближнемагистральных рейсов.
Fokker F-28 Fellowship оснащался двумя газотурбинными двигателями Rolls-Royce Spey и скоростным тормозом, который чаще встречается в военных самолётах и позволяет F-28 быстро снижаться. Последние серийные модели, 3000 и 4000, имели максимальную крейсерскую скорость 523 мили в час и вмещали 65 и 85 пассажиров соответственно. Несмотря на то, что производство Fokker F-28 было прекращено в 1987 году, несколько самолётов Fokker F-28 до сих пор используются ВВС Аргентины. Самой крупной катастрофой Fokker F-28 стала авария 1981 года под Мурдейком, Нидерланды, в которой погибли все 17 пассажиров на борту.
Согласно последнему статистическому отчёту Boeing о происшествиях с коммерческими реактивными самолётами (1959–2024), Fokker F-28 Fellowship имеет худшие показатели безопасности среди пассажирских самолётов: количество происшествий со смертельным исходом составляет 2,31 на миллион вылетов.