Vespa 150 TAP (фр. Troupes Aerol Portees Mle. 56) — мотороллер Vespa с 75-мм безоткатным орудием М-20, разработанный для нужд французских ВДВ в 1956 году. Французские войска активно использовали Vespa 150 TAP в боях в Индокитае и Алжире в начале 1950-х годов. В войсках новинка получила прозвище «Bazooka Vespa». Производство мотороллеров продолжалось до 1959 года, всего было выпущено около 600 единиц в двух версиях (TAP 56 и TAP 59). В 1960 году все «боевые Vespa» сняли с вооружения.
Некоторые характеристики:
Боевая масса: без орудия — 108 кг, с орудием — 160 кг.
Экипаж: 1 человек.
Длина корпуса: 1760 мм.
Ширина корпуса: 695 мм.
Высота: 1110 мм.
База: 1235 мм.
Клиренс: 225 мм.
Вооружение: 75-мм безоткатное орудие M20.
Двигатель: одноцилиндровый двухтактный.
Мощность двигателя: 4,5–10 л. с..
Скорость по шоссе: 120 км/ч.
Удельная мощность: 42–93 л. с./т.
Колёсная формула: 2х1.
Vespa 150 TAP оказал влияние на развитие мотороллеров, поскольку стал примером совмещения скорости и огневой мощи в одной машине. Создатели мотороллера стремились объединить небольшой вес, лёгкость десантирования и высокую скорость передвижения (до 66 км/ч по пересечённой местности) с практически танковой огневой мощью безоткатного орудия М-20. Однако у Vespa 150 TAP были и недостатки: узкие колёса и высокое давление на грунт не позволяли машине хорошо чувствовать себя на пересечённой местности, а время подготовки к стрельбе из походного положения было большим. В результате большая часть мотороллеров, сняв вооружение, стала использоваться по прямому назначению: на них пересели курьеры и офицеры связи.
ЗИЛ-2906 — шнекороторный снегоболотоход, советский вездеход с винтовыми движителями. Разработка ЗИЛ-2906 началась в 1970-х годах по заказу Главного конструктора ракетных и космических программ С. П. Королёва. Машина должна была входить в поисково-спасательный комплекс повышенной проходимости «Синяя птица». Особенность конструкции — два полых ротора (шнека) вместо колёс. Они ввинчивались в грунт, как шурупы, и «вкручивали» машину вперёд.
ЗИЛ-2906 использовался для иска и эвакуации космонавтов, которые приземлились в труднодоступных местах, где проходимость колёсных или гусеничных вездеходов недостаточна. Также машина применялась для транспортировки через болота и снег различных грузов, например, срубов деревьев, балок. Однако массовое производство ЗИЛ-2906 не пошло из-за узкой специализации — машина была нужна только для поиска космонавтов, а других применений почти не имела. Кроме того, производство таких болотоходов оказалось дорогим.
Технические характеристики
Габариты: длина — 3,82 м, ширина — 2,3 м, высота по корпусу — 1,72 м.
Дорожный просвет на твёрдой поверхности — 590 мм.
Собственный вес — 1280 кг, полная масса — 1802 кг, включая 420 кг полезной нагрузки. Максимальная скорость: на воде — 13 км/ч, на болоте — 12 км/ч, на снегу — до 25 км/ч.
«Танк Боба Семпла» (англ. Bob Semple tank) — новозеландский импровизированный средний танк, разработанный министром труда Робертом Семплом на базе гусеничного трактора Caterpillar D8 во времена Второй мировой войны. Танк был сконструирован без использования каких-либо чертежей. Машина получилась недостаточно бронированной, чрезвычайно тяжёлой и с ограниченной трансмиссией на малых скоростях. Кроме того, из-за формы корпуса и чрезмерных вибраций стрельба из танка была сложной и неточной.
Машина была рассчитана на перевозку до восьми членов экипажа, при этом наводчик вел огонь с позиции над двигателем, сидя на матрасе. Из-за конструктивных ограничений и нехватки ресурсов танк «Боб Семпл» был очень тяжёлым (весом 20–25 тонн), неустойчивым и медленным. Двигатель D8 плохо справлялся с низкими скоростями и частой сменой передач, а форма машины и чрезмерные вибрации делали практически невозможным ведение точного огня. Из-за этих проблем танк «Боб Семпл» попал во многие списки «худших танков в истории». В конечном счёте из-за его непрактичности военные решили отказаться от проекта.
Некоторые характеристики:
Размеры: длина корпуса — 4,2 м, ширина — 3,3 м, высота — 3,65 м.
Вооружение: 6 пулемётов Bren (по одному с каждой стороны, два спереди, один в башне и один сзади).
Двигатель: 6-цилиндровый дизельный, мощность — 127 л. с. (95 кВт).
Скорость по шоссе: 24 км/ч.
Запас хода по шоссе: 160 км.
Ёмкость топливных баков: 90 л.
Преодолеваемая стенка: 1,2 м.
Преодолеваемый ров: 2,1 м.
Преодолеваемый брод: 1,22 м.