Здравствуйте!
Культура русского народа богата традициями, приметами и обрядами. Связаны они, прежде всего, с народными праздниками или днями почитания святых. Не стало исключением в этом плане и 1 июня. «Мудрость поколений», накопленная столетиями, донесла до наших времен немало суеверий и обычаев, присущих этому дню. И, несомненно, в глубине души каждому из нас хотелось бы верить, что знания предков о том, как провести этот день, помогут добиться успехов в начинаниях и исполнят желания. А соблюдение народных традиций защитит дом и сбережет близких людей.
1 июня (19 мая по старому стилю) православная церковь вспоминает епископа Готфского преподобного Иоанна Угличского, жившего в VIII-IX веках. А по народному календарю день имеет несколько названий: Иван Долгий, Оберег нивы, Ранние льны, Иванов день или Иван Хлеборост.
Десятки раз встречается в святцах имя Иван (Иоанн), что значит Божья Милость, Божья Благодать. А в народном календаре каждый Иван еще и свое, особенное прозвище имеет, характеризующее самую яркую примету дня, на который его именины выпадают. Поэтому одного Ивана постным зовут, другого — молчальником, третьего — лествичником. А есть еще и Иван Купала, Богослов, Ветхопещерник, Новый, Пшеничник, Воин, Милостивый….
Июньского Ивана долгим, то есть длинным называют, потому что день его дольше ночи тянется. И за это время чего только не переделаешь! А если выдастся он дождливым, тоже беда невелика, ведь согласно примете «если первые два дня июня идет дождь, весь месяц сухим будет». И на дело времени с лихвой хватит, и на потеху часок останется.
И действительно, на Руси Иванов день праздно никто не проводил. Так как в этот период у крестьян работы было невпроворот, трудились они с раннего утра и до позднего вечера. Другими словами, очень долго... Мужчины обычно в полях, а женщины в огородах и по дому. «В июне солнце высоко — с утра до вечера далеко» — гласит народная поговорка.
Ну, и конечно, какой же народный праздник без свойственных ему традиций? Главными из таких в Иванов день были посев пшеницы, а также заговаривание дома на благополучие, а полей на хороший урожай и от непогоды.
По этой причине повсеместно с восходом солнца выходили крестьяне в поля пшеницу сеять. Про соответствующие заговоры, естественно, не забывали. После крещения Руси заговоры, в большинстве случаев, заменили на молитвы преподобному Иоанну. И каждый от мала до велика в те времена знал, что пшеницу сеют именно 1 июня, не зависимо от того какая погода на дворе, иначе хорошего урожая можно не ждать. Этой традиции наши предки предавали огромное значение. Это и понятно. Пшеница в те времена была символом богатства и процветания. А для простых крестьян хороший урожай — это, прежде всего, залог сытой зимы.
Существовал и определенный обряд, направленный на защиту поля от неурожая. Набирали в полдень березовых и ивовых веток, плели из них колесо и катали его вокруг нивы.
Считалось обязательным отвести от поля и ветра-суховеи. Для этого ниву "заклинали". Становились лицом к ветру и читали специальный заговор:
«Ветер-ветерок, из семи братьев — старший брат, ты не лей дождем с запада, ты не дуй с гнилого угла, а подуй лучше тёплым теплом, роду нашему службу сослужи, добрые дожди пригони, пахарям — на радость, а тебе буйному — на славу».
Ветрам в народе даже давали прозвища: юго-восточный называли обеденником, юго-западный — верховым, южный — летним, северо-западный — глубником, северо-восточный — полунощником, северный — северяком.
А вот сидеть без дела 1 июня, по приметам, ну никак нельзя. В народе говорили: «Кто на Ивана много трудится, к тому и деньги липнут». А «прохлаждаться» в этот день — к проблемам на работе и с финансами. Тот, кто ленив и нетороплив, весь год «подножным кормом» будет питаться, твердит народная молва. Поэтому первый день лета необходимо начать как можно раньше и трудиться, как можно больше. Нельзя спать до обеда или лежать долго после пробуждения. Чем раньше встать и чем раньше начать деятельность, тем больше успехов будет этим летом, верили предки. Вот и стоит занять себя сегодня чем-либо полезным, избегая пустого времяпровождения. Даже если на эту дату выходной приходится, тоже беда невелика. Уборка, стирка, ремонт, да мало ли чего полезного можно придумать. Особенно удачными будут работы с растениями, домашними цветами, на огороде, в саду или поле. Или, например, можно выбросить, либо раздать нуждающимся ненужные вещи, которые скопились в доме. Таким образом очистится энергетика жилища и появятся новые возможности. «Кто в первый день лета в холодке сидит, тот зимой наплачется», — говорит еще одна пословица. А если в день Ивана Долгого трудиться как пчела, то год пройдёт в богатстве и изобилии.
Помимо этого, почти все приметы и запреты Иванова дня на Руси так или иначе были связаны со встречей лета. «На Ивана весна умывается, лету в пояс кланяется», говорили в народе. Поэтому, летний период наши предки старались встречать, как праздник, веря, что это непременно привлечет в жизнь белую полосу. А радостное настроение в этот день подарит удачу и достаток. И ни в коем случае нельзя было грустить, пребывать в унынии, страдать, вспоминать плохое — всё лето может так пройти, верили люди.
Желательно как можно больше времени в течение дня провести на свежем воздухе, опять же, таким образом встречая лето. Говорят, что тогда хорошее настроение и удачные ситуации будут сопровождать все три следующих месяца.
И не стоит забывать еще про одну примету, если на улице улыбнуться солнышку — лето будет теплым в отношениях и работе.
Говоря о приметах, можно отметить еще и следующие…
Например, попасть под дождь 1 июня — хорошая примета, к достатку. В народе бытовало мнение, что сегодняшние осадки считаются первым подарком лета. И если отнестись к этому «дару» пренебрежительно, лето может обидеться. Поэтому прятаться от него в день Ивана Долгого ну никак нельзя, даже под зонтиком. Необходимо позволить хотя бы нескольким каплям упасть на голову и лицо, тем самым поблагодарив лето. Так же, как и нельзя ругать погоду, какой бы она ни была. В противном случае, можно остаться без урожая, а дождь и жара в последствии будут начинаться неожиданно, мешая планам. К тому же, дождик в начале июня для наших предков был важен еще и потому, что он являлся необходимостью для растущих посевов. «Идет дождь – несет рожь», «Чем в сухую погоду сеять, лучше пусть в мешке постоит» — твердят поговорки.
Или, например, по приметам 1 июня нельзя наносить вред растениям — ломать ветки, рвать листья, вытаптывать траву. На Руси считали, что все живое и растущее сегодня находится под покровительством Иоанна, а, следовательно, он может наказать за неуважительное отношение к земным дарам болезнями и неудачами.
Также на Ивана Долгого принято было сажать огурцы. А вот цветная капуста, черная редька, фасоль и тыква должны быть к нему уже посажены, говорит народная мудрость.
В народе считалось, что именно с 1 июня начинают появляться первые грибы и ягоды, а на полях уже можно увидеть заколосившуюся рожь.
По уверению наших предков для охоты день Ивана Долгого совсем не подходящий. Говорят, в противном случае можно встретить разъяренного медведя.
Наши пращуры также считали, что первый день лета — самый лучший для ритуалов, посвященных благополучию дома и семьи.
По традиции женщины пекли пироги или большой каравай. Пирогами делились с родственниками и соседями. Как говорили наши прабабушки: «Каравай да хлеб на Ивана раздавай, урожай да богатство получай». На Руси верили, что подобная традиция несет в себе исключительно добрый помысел, приносит удачу и дающему, и получающему выпечку. Кормили выпечкой всех домочадцев и относили работникам в поле. Часть выпечки отдавали в качестве «гостинца» Матери-Земле и просили у нее взамен богатого урожая. Остальное раздавали бедным и нуждающимся. Если же выпечка оставалась, обратно домой ее не несли, а крошили птицам.
Помимо выпечки хозяйки делали всевозможные вареники с картошкой, сыром или капустой.
Естественно, не забывали и про дедушку Домового, которому тоже оставляли кусок пирога и молоко в качестве угощения за печкой или в укромном уголке на кухне. Считалось, что такие действия обязательно принесут благополучие в дом и прибавят удачи в нелегком крестьянском труде.
Отсюда и современная примета: давать в долг хлебобулочные изделия 1 июня — к бедности. А если и попросили хлеб, нужно отдать безвозмездно.
В старину существовал еще и такой обычай: было принято подметать углы дома веником из дубовых веток, совершая движения по часовой стрелке, начиная от левого угла помещения к центру. При этом веник следовало смочить соленой водой. Считали, что после такого обряда семья будет крепкой и ладной. Но делать его советовали до захода солнца, чтобы не вымести из дома достаток. Да и вообще, дубовым веникам на Руси всегда приписывали магическое значение. Также его применяли, чтобы противостоять нечистой силе и сглазу, а во избежание проникновения нечисти в дом, метелку ставили ручкой вниз. После уборки хозяйки обычно проводили особый ритуал — символически выметали негатив из дома.
Ранее я уже достаточно подробно писала о приметах, связанных с веником. Для тех, кому эта тема интересна, ссылку на нее оставлю в конце статьи.
А еще в день Ивана Долгого запрещалось оставлять одного ребёнка, которому ещё не исполнился год от роду. Считалось, что в него могут вселиться тёмные силы, которые в последствии отнимут энергию и здоровье, а также его будут преследовать страхи. Малыш будет бояться и постоянно плакать.
И всенепременно встречать лето было принято только в свежей и чистой одежде, чтобы нечистая сила не прилипала, а удача не отвернулась, верили на Руси.
Влюблённые девушки в старину на Ивана Долгого плели венок из разных цветов, который носили в течение всего дня, а вечером подкидывали к дому полюбившегося парня, при этом произнося следующий заговор: «Ты венок найди и меня добрым словом помяни». Существовала примета, что такой венок является оберегом любви и нежности в паре.
Для знахарей и целителей Иванов день также особенным слыл. Считалось, что именно сегодня они могут излечить самих себя от болезней и негатива, который получили или притянули, работая с больными и просящими у них помощи. Например, для этих целей бытовал следующий обряд. 1 июня знахарь шел в осиновую рощу с веревкой, купленной в Чистый четверг, держа ее подмышкой нерабочей руки (у левшей — правая), и ни с кем, не разговаривая по пути. Запрещено было оглядываться, а также по дороге пить и есть. В роще нужно было отыскать сухой пень, возле которого росли две осины, между ними привязать веревку. И, соответственно, прочитать определенный заговор. Потом веревку развязывали и забирали с собой, возвращались, ни с кем не здороваясь, пока не будет переступлен порог дома. Веревку клали под подушку. А через 40 дней сжигали.
Вот такие приметы, поверья, обряды и ритуалы когда-то почитались и соблюдались у наших предков. Верить в них или нет, решать только Вам.
Я же, в свою очередь, желаю Вам прекрасного дня и отличного настроения несмотря ни на что!
Спасибо, что дочитали статью до конца. Надеюсь, она была для Вас полезной!
Подписывайтесь на канал, делитесь с близкими в соц. сетях, ставьте лайки — это помогает развиваться каналу.