Аксель Галлен-Каллела при рождении Аксель Вальдемар Галлен (1865-1931)
Финский художник, яркий представитель таких направлений, как «национальный романтизм» и «северный модерн».
Оформлял финский павильон для Всемирной выставки в Париже в 1900 году.
Прославился иллюстрациями к КАЛЕВАЛЕ.
- На рубеже 19-20 в.в. карельский эпос стал для финнов откровением, тогда многие страны и народы обращались к своим корням, в поисках национальной идентичности: кто мы, чем отличаемся, что имеем и, соответственно, куда двигаться?
- Эти поиски породили интерес к археологии у болгар, привели к объединению Германии, всколыхнули русское искусство – от Билибина, Васнецова, Нестерова до Рериха и Стравинского.
- В Италии движение, например, переродилось в фашизм, у финнов проявилось в убийстве финляндского генерал-губернатора Бобрикова.
Но в конце 19 еще до такого не докатилось.
И финны жадно собирали карельский эпос, копировали карельские дома.
Они до сих пор признают, что вся их культура, скорее, карельская, нежели обособленная финская. И песни карельские они любят больше, сами мне признавались: певучие, лиричные, не такие, как финские.
Так вот тогда и началось.
Галлен, который родился в Российской империи в княжестве Финляндия, имел при рождении имя Аксель Вальдемар Галлен – потому что был этническим шведом.
Но потом, увлекшись финской самоидентичностью, переименовался, приплюсовав к шведской фамилии ее финское, более мягкое произношение. Так и родился Галлен-Каллела.
Кроме иллюстраций к КАЛЕВАЛЕ он запомнился нам тем, что был адъютантом Маннергейма. Да-да, того самого. И тот самый Маннергейм, после того, как уничтожил сопротивление соотечественников-большевиков в Гражданской резне 1918 года, поручил своему адъютанту создавать флаги и ордена для их нового государства.
- А вот что мало, кто знает, так это то, что наш Аксель помимо флагов нарисовал и эскиз форменного штык-ножа для финской армии.
Всё верно, он - автор той самой знаменитой «финки».
Но я покажу то, чего вы наверняка не видели никогда и вряд ли увидите!
Это не финка, не иллюстрации, не росписи в церкви-усыпальнице в Пори.
Это - собственная дача Галлена-Каллелы, в которой до сих пор живут его потомки.
Путешествие не было целенаправленным.
Мы просто ехали в командировку в г. Вааса.
И по пути рискнули заехать по координатам, которые я с трудом нашёл на финских сайтах.
От Рухала (не доезжая до Руовеси) свернули направо.
Адрес: Kalela, FIN-34600, Ruovesi
Координаты: 61.965446, 24.147899
Дорога перешла в грунтовую, потом грязная гравийка в лесу.
И внезапно кончилась импровизированным шлагбаумом. Он был открыт. Рядом - стенд с единственной понятной надписью: КАЛЕЛА.
Так художник назвал свою дачу-студию в глухом лесу на берегу озера РУОВЕСИ.
Мы оставили машину и двинулись пешком.
У самого дома внезапно вышел мужчина.
На плохом английском мы понимали друг друга очень хорошо!
«Да, мы раньше были открыты для всех, как музей, но мы тут живём. С некоторых пор перестали пускать посторонних. Слишком напряженно так жить. Но вы приехали из России? Знаете Калевалу, рисунки нашего прадеда?..
... Ну, тогда, конечно, проходите, мой сын вас сопроводит. Но внутрь мы вас не пустим, извините. Все хотят увидеть камины, которые дед создал...
...Но простите, нет, не хотим пускать в дом».
Еще раз извинился и пропал. А вместо него появился мальчишка.
Он ни слова не говорил, просто бегал, как обычно бегают под ногами пацаны его возраста..
И мы увидели шедевр.
Галлен-Каллела много ездил по Карелии, когда еще мы были все вместе в единой Российской империи. Изучал строение карельских домов, чтобы точно писать картины по эпосу.
Но дачу-студию он создал НЕ копию, а МЕЧТУ – карельский идеальный дом! В 1894/95г.г. по собственному проекту. Тут всё его произведения – от стульев и ложек, до планировки и фасадов...
…чтобы в нём была и мастерская, и уютные уголки для семьи, и роскошные камины, и простор, и домотканные половички…
Снаружи крыльцо обрамляют величественные столбы, прямиком из сказок.
Именно тут он и работал над иллюстрациями к КАЛЕВАЛЕ.
Потому такое название и дал домику. Здесь же создавал свои «каминные комнаты» для Парижской выставки.
Конечно, это малая толика всего, что есть. Но внешний вид мы увидели с удовольствием и радостью.
Чем я и поделился с вами.
Бог даст, и вы увидите когда-нибудь этот шедевр, куда не водят экскурсии.
Помогите нашему каналу, и мы еще не раз удивим вас необычными рассказами.
СПАСИБО!