Александр I и Платов (война четвертой коалиции)
Потерпев обидное поражение под Аустерлицем в прошедшем году, император Александр I предпринял шаги для укрепления русской армии: была изменена структура армии, сформированы новые дивизии и полки, численность армии была увеличена на 60000 человек, приняты меры по улучшению снабжения армии вооружением и обмундированием.
Во внешней политике продолжилось противостояние с наполеоновской Францией. Назревала новая война, о чем было изложено в августовском манифесте Александра I. В сентябре образовалась т.н. четвертая коалиция России с Англией, Швецией, Пруссией и Саксонией против Франции. После запроса прусского короля Фридриха Вильгельма о военной помощи у Александра I, следуя союзническим обязательствам, русская армия под командованием генерал-фельдмаршала графа М.Ф. Каменского в октябре вошла в Пруссию. Но было уже поздно, накануне прусская армия была практически разгромлена французами, часть армии бездарно сдалась, в Берлин вошел Наполеон.
16 ноября был опубликован манифест (читайте указ, видно слово было модное), о возобновлении войны с Наполеоном. Активные боевые действия начались в следующем году. Еще один военный манифест, подписан императором Александром I 30 ноября, в нем шла речь о создании народного ополчения (милиции) в приграничных губерниях, для обороны от Наполеона.
В этом же году, не без политических интриг Франции, началась очередная русско-турецкая война, которая продолжалась до 1812 года. Поводом послужили нарушения договоренностей Турции с Россией: закрытие черноморских проливов и несогласованная с Россией смена правителей Молдавии и Валахии. Молдавская армия русских под командованием генерала Михельсона И.И (того, кто пленил Пугачева) 11 ноября двинулась за Днестр. На радость Наполеона, Россия начала войны на двух направлениях, распыляя свои силы, и многие посчитали это стратегическим просчетом императора Александра I.
Помимо этих двух театров военных действий России, было неспокойно на Кавказе, продолжалась вялотекущая война с Персией, которая обострилась в связи с коварным убийством главнокомандующего Грузии князя Цицианова в Баку.
Вышеизложенные события отражались на донской жизни. В конце февраля войсковой атаман Платов, распределив 19 полков на западной границе, с остальными полками двинулся на Дон. Домой они вернулись в конце марта, Последним (1 апреля) прибыл в Черкасск Атаманский полк, возглавляемый сыном атамана. Оставшиеся «в поле» полки охраняли границу, а также выполняли функции военной полиции, отлавливая дезертиров.
Вскоре произошло значимое событие для войска — переезд войсковой канцелярии в Новый Черкасск. Об этом мы расскажем в следующей статье. Но плотно заниматься обустройством новой столицы атаману пришлось недолго. Не прошло и полгода после прибытия донских полков с предыдущей войны, как стали собираться на новую. Перед новым походом войскового атамана постигла беда: 3 октября умер командир атаманского полка, старший сын атамана, 28 летний Иван. Но, времени горевать не было, в конце октября атаман Платов получил предписание мобилизовать и командировать на западную границу 15 полков, в дополнение к уже там находящимся. Атаман рапортовал в военное министерство, что полки начнут поход с 15 ноября. Перечислим первые 7 полков, которые двинулись в поход: Атаманский под командой майора Балабина 2-го, генерал-майора Иловайского 5-го, полковников Кутейникова 2-го и Карпова 1-го, подполковников Иловайского 8-го и Белогорцева, майора Барабанщикова. Немного позже в поход отправились полки генерал-майоров Иловайского 2-го, Иловайского 4-го и Денисова 7-го, подполковника Воронина, майоров Сулина 9-го, Селиванова 2-го и Кутейникова 4-го, войскового старшины Сулина 7-го, а также 2-ая конноартиллерийская рота войскового старшины Ребрикова 5-го.
Здесь и в следующих статьях и выпусках, будет приводиться обозначение донских полков, приятое в те времена. Непосвящённому читателю это может показаться «китайской грамотой». Но на самом деле это упрощает отслеживание боевого пути полков и их командиров. Число рядом с фамилией обозначает номер в порядке назначения офицеров, имеющих одну фамилию, на должность командира полка. Оно однозначно идентифицирует личность командира и соответственно сам полк. Фамилии командиров донских казачьих полков, перечислены «сухо», без комментариев. Поскольку в проекте нет задачи подробно излагать военную историю (для этого есть «специально обученные люди»), идентификация командиров важна лишь для понимания процесса формирования и преумножения ратной славы войска Донского. Многие из перечисленных командиров внесли большой вклад в этот процесс. О боевых подвигах командиров, в том числе и связанных с нашим краем, будет представлена информация в ближайших выпусках.
Войсковой атаман Платов убыл в армию 20 декабря, с проездом через Санкт-Петербург, где он был принят при дворе. На хозяйстве, в должности наказного атамана опять, как и в прошлом году, остался генерал-майор Денисов Андриан Карпович (6-ой).
В декабре, уже после отъезда в армию атамана, в войско был доставлен манифест о мобилизации народного ополчения (милиции) для противодействия Наполеону. И хотя войско не вошло в число губерний, на которое распространялся манифест, были проведены мероприятия по сбору пожертвований местных дворян и купцов. Было собрано 100000 рублей пожертвований, которые Император вернул назад с благодарностью. Это самовольство при обращении с рапортами в военное министерство и к императору напрямую вызвало гнев атамана, вследствие чего непременный член Войсковой канцелярии генерал-майор Черевков вскоре лишился своей должности, на очередных выборах, а наказной атаман Денисов, узнав о гневе Платова, срочно испросив разрешения императора, отправился на почтовых в действующие войска. Его место занял генерал-лейтенант Мартынов, шурин Платова, но произошло это уже в следующем году.
Те донские казачьи полки, что остались на западной границе, накануне войны были распределены по дивизиям (1-2 полка на дивизию). Всего в Северной русской армии насчитывалось 16 донских полков. 7 полков в корпусе барона Беннигсена: генерал-майора Иловайского 9-го, полковника Грекова 9-го, подполковника Попова 5-го, войсковых старшин Грекова 18-го, Ефремова 3-го, Иловайского 10-го и Папузина. 5 полков в корпусе графа Буксгевдена: подполковников Андронова, Гордеева 1-го, Малахова и Сысоева 1-го, войскового старшины Киселева. 4 полка в корпусе Эссена: полковника Чернозубова 4-го, подполковников Андриянова 2-го, Карасева и Кирсанова.
Первыми, с конца октября начали принимать участие в действительных сражениях донские полки корпуса Беннигсена. До приезда в армию Платова, казаки использовались исключительно по старинке, в сторожевой и разведывательной службе. Благодаря способности к ориентированию, маневренности, неприхотливости и отсутствию обоза, они приносили огромную пользу армии. При отступлении использовались как буфер, принимающий первый удар и предоставляя командованию время для анализа ситуации. Наиболее ожесточенные сражения с французской армией произошли в следующем году.
В октябре этого года, с началом боевых действий с Турцией, в Молдавской армии (в 2-х дивизиях) И.И.Михельсона находилось 4 донских полка: подполковников Денисова 14-го (его сменил в конце года Чернушкин 1-ый) и Платова 3-го; войсковых старшин Мелентьева 3-го и Власова 2-го. Вскоре после мобилизационного приказа на 15 полков, войсковому атаману Платову пришел новый приказ: подготовить и командировать с Дона в Молдавскую армию еще дополнительно 5 донских полков. Были сформированы полки генерал-майора Исаева 1-го, подполковника Исаева 3-го и Янова 2-го, войскового старшины Мартынова 3-го, …?. 20-25 ноября они убыли с Дона под командованием походного атамана генерал-майора Исаева Ивана Ивановича (1-го).
Кроме перечисленных, на Кавказской линии и Закавказье находилось разновременно около 20 донских полков. Не будем их перечислять, отметим лишь, что в их числе был полк Сидорова 1-го, героя одной из наших статей выпуска №4. С учетом отдельных полков, несших в разных местах кордонную и внутреннюю службу, всего на полевой службе в этом году находилось около 65 донских казачьих полков. Исходя из полнокомплектного состава полка, число казаков, находящихся в полках, превышало 30000 человек и составляло более 2/3 от состоящих на учёте в войске служилых казаков. При этом по данным Войсковой канцелярии на 1806 год, в войске насчитывалось 184341 человек мужского пола.
Помимо военных дел, не будем забывать и о теме, которая будет интересовать нас с каждым выпуском все больше. 13 июля был подписан указ, утверждающий Горное Положение. Он предусматривал реформу горного дела в России. В нём, в том числе шла речь об образовании горных городов. И хотя это не касалось непосредственно донских земель, поскольку горных работ в это время не велось, но послужило законодательной основой для получения поселением на Грушевке статуса горного города через 50 лет.