Найти в Дзене

Конец американской сланцевой революции?

Америка - это крупнейший в мире потребитель нефти. Несмотря на то, что США сама производит немало нефти, ее все равно не хватает. В том числе и из-за того, что большая часть добываемой нефти на территории Америки - нефть легких сортов. Поэтому бОльшая часть импортируемой нефти - тяжелых сортов. Это связано с тем, что месторождения традиционной нефти уже были истощены, а сланцевые структуры не разрабатывали - отсутствовали эффективные технологии. Поэтому уже с начала 70-х годов добыча стала падать. Резкое падение началось после 1985 года, когда нефть стала стоить очень дешево и недофинансирование быстро сказалось на объемах добычи. Казалось бы, что американской нефтяной отрасли грозит закат, однако т н. сланцевая революция совершила чудо, и США со временем увеличила добычу настолько, что стала крупнейшим в мире производителем углеводородов в мире! И даже стала продавать их на экспорт, потеснив страны и Ближнего Востока, и наше богоспасаемое Отечество. При этом еще каких-то 15 лет наз
Оглавление

Америка - это крупнейший в мире потребитель нефти. Несмотря на то, что США сама производит немало нефти, ее все равно не хватает. В том числе и из-за того, что большая часть добываемой нефти на территории Америки - нефть легких сортов. Поэтому бОльшая часть импортируемой нефти - тяжелых сортов.

При этом в относительно недавнем прошлом с добычей нефти все было гораздо хуже

Это связано с тем, что месторождения традиционной нефти уже были истощены, а сланцевые структуры не разрабатывали - отсутствовали эффективные технологии. Поэтому уже с начала 70-х годов добыча стала падать. Резкое падение началось после 1985 года, когда нефть стала стоить очень дешево и недофинансирование быстро сказалось на объемах добычи.

Казалось бы, что американской нефтяной отрасли грозит закат, однако т н. сланцевая революция совершила чудо, и США со временем увеличила добычу настолько, что стала крупнейшим в мире производителем углеводородов в мире! И даже стала продавать их на экспорт, потеснив страны и Ближнего Востока, и наше богоспасаемое Отечество.

При этом еще каких-то 15 лет назад мало кто у нас мог представить такой вариант развития событий, легко найти материалы того времени, которые отрицали и сланцевую революцию, и развитие СПГ-отрасли.

-2

Более того, некоторые отрицают даже реальность, которая больно бьет по носу

-3

Да уж, кто не задумывается о далеких трудностях, того непременно поджидают близкие неприятности.

Но при этом ничего не может длиться вечно. Дело в том, что углеводородные ресурсы, как ни крути, конечны. Особенно если учесть, что разработка любых полезных ископаемых начинается сразу со "сливок" - с наиболее легких для разработки залежей. Потом начинается разработка месторождений с менее хорошими горно-геологическими условиями - и это непременно сопровождается замедлением скорости добычи и увеличения финансирования, энерго- и трудозатрат.

Так было и в СССР. Он ставил рекорды один за одним и это было относительно легко. Ну как легко - советские нефтяники проделали уникальный подвиг и титанический труд, освоив нефтяные кладовые Западной Сибири. Обустроив практически необжитую местность, отстроив добывающую, перерабатывающую и транспортную инфраструктуру в труднейших условиях. Только за это они заслужили свой памятник и уважение потомков.

Но при этом добывать нефть и ставить рекорды было им значительно проще, чем сейчас. У них в запасе был Самотлор, Лянтор, Федоровское месторождение, Приобье и так далее. Это были новые, нетронутые месторождения, бури их детка, бури - и получай нефть фонтаном с минимумом трудозатрат и энергозатрат. Советский нефтяной пик пришелся на 1988 года - 624 млн тонн, чуть менее 13 млн баррелей в сутки, а пик добычи РСФСР составил 569 млн тонн в год (12 млн баррелей в сутки), достигнутый в том же 1988 году (на графике добыча РСФРС)

-4

После чего пошел резкий спад. И это связано не только с тем, что СССР пошел ко дну, с тем, что нефть стала очень дешева и наращивать ее добычу не было смысла. Все же главная роль тут в том, что доступные месторождения прошли пик своих возможностей и поддерживать, а тем более наращивать ее не представлялось возможным. Потому что российским уже не достался бездонный Самотлор, а порядком истощенное месторождение на последней стадии разработки и степенью обводнения порядка 97% - то есть из кубического метра добываемой жидкости всего 30 литров это нефть, а остальное - вода!

И такая картина была на большинстве других крупных месторождений, больших нетронутых не было, разве что Приобское толком не успели начать разрабатывать, но просто потому, что технологий разработки ачимовских отложений, основы Приобского месторождения, в СССР толком не было.

Российские нефтяники тоже совершили своеобразный подвиг и сумели увеличить добычу, им отчасти удалось оживить и Самотлорское, и Ромашкинское, и другие месторождения, но о рекордах остается только мечтать.

Что касается американцев, то они долгое время виртуально сражались с тенью советских нефтяников. С 2011 года по добыча нефти в США ежегодно увеличивалась в среднем на 15%. За 10 лет производство выросло более чем вдвое и достигло максимума в 13 млн барр. в сутки в 2019 году; то есть незадолго до того, как пандемия привела к резкому снижению производства, поскольку компании закрыли скважины, законсервировали оборудование и уволили десятки тысяч рабочих. Только в декабре 2023 года им удалось побить их рекорд - 13,3 млн баррелей в день.

Но после чего добыча вышла на плато, хотя Минэнерго США прогнозировало увеличение добычи до 14 миллионов баррелей в сутки. Но уже прошло полтора года - а она не увеличивается. При этом вложения, как финансовые, так и материальные, серьезные, но, видимо, даже их хватает только поддерживать высокую базу, но не нарастить ее.

США имеет в запасе тысячи скважин DUC (Drilled Uncompleted Wells) - пробуренных, но неоконченных. То есть их бурят как бы про запас, но не осваивают, и в период роста цен запускают их в работу, что позволяет быстро нарастить добычу. В 2020‒2021 годах только в Пермском бассейне насчитывалось более 3600 DUC. Именно с их запуском и связаны рекорды добычи на конец 2023 года.

-5

Их активно осваивали и запускали в работу, число DUC стало не больше тысячи, то есть было запущено за эти два года свыше 2600 ранее пробуренных скважин, не считая новых! Но после их активного запуска добыча перестала расти, несмотря на то, что цена на нефть в 2024 году была хорошей, но достичь означенных 14 миллионов баррелей в сутки не получилось.

И вряд-ли получится

Пермский бассейн, который является основой основ американской нефтяной отрасли, является уникальным.

-6

Таким же уникальным является бассейн Аппалачи, объединяющий две формации - Марселлус и Уитика, которые составляют основу газовой промышленности Америки. Производительность нефтяной скважины в Пермском бассейне в 2-4 раза выше, чем на подобных структурах США - Игл-Форд или Баккене. А производительность газовой скважины в Аппалачи в разы выше, чем в других сланцевых формациях США.

То есть только Пермский и Аппалачский бассейн являются основой нефтяной и газовой добывающей отрасли Штатов. Как только начнется сокращаться добыча на них - то она снизится во всей стране.

-7

Но проблема в том, что запасы извлекаемых ресурсов даже в таких гигантских геологических образованиях не бесконечны. Сегодня весь рост Пермского бассейна сосредоточен в двух районах (округах) из 66 - Ли и Эдди. Здесь добывается каждый третий баррель Перми. При таких темпах бурения в Ли и Эдди нефть очень быстро закончится, а Пермь пройдет свой пик.

Как это произошло с Игл-Форд. А ведь совсем недавно, в 2010-2015 году это месторождение считалось наиболее перспективным и бурение на нем шло ударными темпами, в 2015 году на нем добыли нефти больше, чем в Пермском бассейне. После чего резко пошел спад. Это связано как с падением цен на нефть, но не только. За этот период были выработаны наиболее богатые участки с максимально доступной нефтью (насколько это применимо к сланцевым породам), после чего начали консервировать нерентабельные скважины, а число буровых за год сократилось с 840 до 324, так как добыча стала менее рентабельной.

Об истощении добычи нефти говорит и газовый сдвиг. Поступление попутного газа в сланцевой скважине увеличивается по мере падения давления в пласте. Со временем он начинает давать меньше тяжелых углеводородов и больше легких. Минэнерго США приводит цифры десятилетней трансформации для трех крупных формаций. Для самой крупной, Пермского бассейна, доля газа за десятилетие выросла с 34 до 40%, для Баккена — с 16 до 33%, для Игл Форд, о котором написал выше — с 37 до 48%.

-8

То есть Пермский бассейн со временем трансформируется в газовый, добыча нефти сокращается, а доля попутного газа растет. Это штука, конечно, тоже хорошая, но гораздо дешевле, чем нефть, и для США важнее нефть, чем газ. Для нефтяников он досадная помеха, которую продают задешево, а то и в убыток. Все это приводит к снижению денежного потока и сокращению инвестиций в развитие добычи.

В то, что добыча нефти будет расти не верят и сторонние инвесторы. С 2020 года в США число введенных в эксплуатацию трубопроводов упало с десятков в год до считанных штук. Это значит, что инвесторы в обслуживающие нефтяников трубопроводы не видят перспектив роста добычи нефти и производства нефтепродуктов. С имеющимися объемами добычи и переработки справятся уже построенные магистрали.

Все это свидетельствует о том, что США достигли пика добычи сланцевой нефти, и в дальнейшем будет спад

Но это не говорит о том, что в США закончилась нефть. Ничего подобного, каменный век закончился не от того, что закончились камни.

Есть такое понятие в геологии - коэффициент извлечения нефти. Это отношение извлекаемых запасов к геологическим или, что то же самое, доля нефти, которая может быть из пласта извлечена, называется проектным коэффициентом извлечения нефти (КИН) или нефтеотдачей. То есть, предположим, доказанные геологические запасы месторождения 100 миллионов тонн. Из месторождения было добыто 30 миллионов тонн, то КИН составляет 0,3.

Средним в мире считается КИН около 30—40%; таким образом, на среднем месторождении проектом предполагается навсегда оставить в пласте 60—70% нефти. КИН в районе 10—20% считается очень низким, хотя для так называемой нетрадиционной нефти это довольно типичные значения; то есть, здесь в пласте остаётся 80—90% нефти. КИН выше 50% — очень высокий и встречается достаточно редко.

Чтобы повысить нефтеотдачу есть различные методы ее увеличения (МУН - методы увеличения нефтеотдачи). Есть первичные, вторичные и третичные МУН. с помощью третичных МУН можно извлечь до 70% нефти, которая содержится в пластах. Но речь идет о традиционной нефти, методы, разработанные для традиционной нефти, в сланцевых пластах либо не работают, либо показывают малую эффективность.

Я не нашел точных данных по Пермскому бассейну, но всего в США известно 28 структур с низкопроницаемыми коллекторами, получившими название "сланцевых". При этом КИН в них, по данным 2018 года, не превышает 0,1. Вдумайтесь в цифру, всего лишь десять процентов от нефтяных запасов в сланцевых структурах американские нефтяники способны извлечь на сегодня!!! Остальные, а речь идет о миллиардах тонн, извлечь невозможно или экономически нецелесообразно, дешевле ее просто не добывать!

Сланцевая революция произошла благодаря стараниям Джордж Митчелла, который совместил горизонтальное бурение и многостадийный гидроразрыв пласта. Именно этот метод позволил начать коммерчески выгодную добычу на сланцевых месторождениях США. Но при этом эти методы позволяют взять только небольшой процент нефти, которая находится в пластах - в среднем не более 10%. Так как большинство наиболее перспективных сланцевых структур Америки уже истощены, скорее всего, в скором времени Америка столкнется с падением нефтедобычи.

Единственный способ избежать этого - разработать новые методы, которые позволят увеличить нефтеотдачу в сланцевых породах. А вот получится ли это - очень сложный вопрос. Хотя американские товарищи бьются над этим вопросом, наряду с китайскими, да и нашими нефтяниками, которые, в конце концов, тоже рано или поздно столкнутся с этими же проблемами. Будем надеяться, что у них это получится, ведь не зря же пел товарищ Кобзон: "Есть у революции начало, нет у революции конца"

Еще на тему:

У меня же на сегодня все, если было интересно - ставьте лайк и подписывайтесь