Лёгкий приключенческо-драматический роман, пронизанный феминностью. Всю историю стоит вопрос: любовь или эфемерная мечта сцены, ради которой дорога проведёт через жёсткий патриархальный мир. Роман Жарж Санда «Консуэло».
«Гений – как красота, - ответил льстивый иезуит, глядя на меня маслеными глазками, - это милости неба, не внушающие ни гордости, ни волнения тем, кто ими наделён».
Талант, красота и беспринципность открывают все двери перед мечтой. Особенно в театральной жизни 18-го века. Патриархат никогда не устоит перед хорошенькой девушкой с средними вокальными данными, но готовой пойти на всё ради сцены. А что делать некрасивой девушке большого таланта с божественным голосом? Остаётся верить учителю, следовать своим принципам и пробиваться с помощью знаний. Через жёсткий мир закулисья закаляется характер. С чем и столкнулась Консуэло.
Бедная девушка с прекрасным голосом училась у маэстро Порпоры, гения музыки. Был лучший друг Андзолетто, с которым давала клятву матери при смерти о вечной любви. Дети выросли. Настал вопрос о самореализации. Консуэло всё так же некрасива, но прекрасно поёт и быстро учится. Ей предоставляется шанс проявить себя на сцене, где достигает успеха и становится примой. Не пережив ошеломительных оваций зрителей, Андзолетто завидует и решает использовать девушку в своих целях. Мысли о браке отпали, юношу преследует только корысть. Как только на Консуэло положил глаз директор театра, так ещё добавляется и ревность. Не справившись с чувствами, он изменяет «подруге» с её соперницей Кориллой. Консуэло об этом узнаёт и благодаря Учителю сбегает из Венеции. Это был первый удар для молодой девушки, где она научилась не доверять людям.
Второй удар она получила от маэстро Порпоры. Кажется, что учитель спас девушку от предательства и страданий, раскрыл ей глаза. Но пожилой мужчина был не так прост. Да, он видел в ней талант, помог развиться как певице, но в душе зрела надежда, что с помощью Консуэло общество вернёт его на пьедестал. После того, как девушка сбегает из замка Рудольштадтов, она встречает уже «опустившегося» старика без цели и надежды в жизни. Консуэло с дочерней жертвенностью принимается помогать ему и соглашается на все аферы. Он водит её по салонам, предлагает высоким чинам девушку для ролей в театре, заставляет демонстрировать голос. Хоть ей это не нравится, но всё делает ради блага. Она учится вести себя в обществе, разбираться в отношениях между принимающими её людьми. Быстро осознаёт лицемерность и закрытость всей этой светской жизни. Порпора уже потирал руки, когда пришло письмо с контрактом для Консуэло. Он уже жаждал чувство былой славы. Но его планы ломаются, когда приходит письмо из семьи Рудольштадт о скорой кончине Альберта. Консуэло, бросив все договорённости, мчится в замок.
Самыми адекватными людьми кажутся только члены семьи Рудольштадт. Конечно, не без личных проблем. Общество их не принимает из-за «странной» болезни Альберта. Здесь много лишней мистфикации: Альберт психически болен или имеет связь с потусторонним миром. Прямого ответа на это нет. Но косвенные признаки говорят скорее о его душевной нездоровости. Встреча с Консуэло меняет молодого графа. Он выздоравливает и на время пребывания девушки в замке становится нормальным. Кстати, имя Консуэло переводится как утешение. Это то, чего так искал Альберт, - утешения для своей души. Члены семьи приняли девушку и поддерживали с ней нормальные отношения. Ради разгадки «таинственности» графа Консуэло проявляет лучшие черты характера – стойкость, самоотверженность и бесстрашие перед странностями и неизвестностью. И вроде бы всё хорошо, два сердца нашли друг друга, Альберт сделал предложение. Но страх перед психической нестабильностью молодого человека, предательство Андзолетто и мечта о сцене заставляют её сомневаться в своих чувствах, и она сбегает из замка.
Пока Консуэло идёт к Порпоре, встречающиеся люди дают ей понять, что она красива, происходящие события заставляют «играть роли», что полезно для актрисы, но никак она не может внутренне успокоиться, она мысленно держится за Альберта. Переписывается с его отцом, просит совета, уведомляет о своих планах, и в ответ на последнее письмо просит у графа Рудольштадт старшего совета, как ей быть. Порпора обманом прочитывает это сообщение и сжигает письмо. Ведь никто не должен помешать его планам через Консуэло добиться цели вернуть себе звание маэстро. Консуэло понимает подлый обман. Порпора раскаивается, видя умирающего Альберта, и его тщеславие пошатнулось мыслями о правильности его действий относительно ученицы.
Во всех приключениях Консуэло постоянно от неё ждёшь, когда же она проявит характер. Видя, как к ней относится высшее общество, мысленно советуешь ей: ответь ему, чтобы отстал. Но нет, она молчит. Эти визиты в салоны были важны для маэстро Порпоры. Он же плохого не посоветует. Когда главная соперница страдает при родах, ждёшь от Консуэло мести. Но нет, она жертвенно помогает. Когда Андзолетто находит её в замке и показывает себя злым, неадекватным и беспринципным, так и просится, чтобы поставила его на место. Но нет, подыгрывает ему вместо того, чтобы выгнать. Всю книгу Консуэло учится лгать, скрывать свои мысли и чувства, играть на публику, разбираться в отношениях между людьми, лукавить.
К середине истории уже будут раздражать жертвенность, целомудрие, помощь ближнему. Этот наивный взгляд на мир от лица девушки возможен только в идеалистическом романе. Но поскольку Жорж Санд сама женщина, а прототипом Консуэло стала испано-французская оперная певица Полина Виардо, то, конечно же, с главной героиней ничего не могло случиться плохого.
Весь характер Консуэло проявляет в конце книги после смерти Альберта. Она согласна стать его женой. После её разговора с тёткой получаешь полное моральное удовлетворение. Она отказывается от наследства, при уговорах тётки не делать этого, девушка твёрдо осаждает женщину и, понимая силу и влияние семьи, берёт на себя ответственность фамилии Рудольштадт.
P.S. В романе красиво отображён быт того времени, вписаны реальные исторические персонажи, например, тот же Николло Порпора, Йозеф Гайдн, Фридрих и Франц фон Тренк, Ян Жижка и история войн.
P.S.S. Если бы Консуэло сразу согласилась на брак с Альбертом, то убила бы двух зайцев: была бы замужем, а возможности семьи помогли бы ей стать примой театров без лицемерия и светских перипетий. Но поскольку роман по-женски идеалистический, то все испытания девушка должна вынести с достоинством в силу возможностей эмансипации в 18 веке.