На вершине Бабуга-Яйле, на территории Крымского заповедника, в окружении гор Черная, Малая и Большая Чучель, хребта Конек тихо расположился Косьмо-Дамиановский монастырь. О его истории и функционировании готовится отдельная публикация, а сегодня легенда о роднике, который появился благодаря молитвам врачей-чудотворцев Косьмы и Дамиана.
Что известно о святых Косьмы и Дамиана
Из жизнеописания святых бессребреников Косьмы и Дамиана, во имя которых устроен этот небольшой монастырь, нам известно, что эти два брата-врачи, принявшие христианство и посвятив себя на безвозмездное врачевание и помощь страждущему человечеству, жили в Риме, там умерщвлены своим завистником-учителем и погребены «при потоке вод».
Жители Крыма с давних пор хранят предание о том, что Косьма и Дамиан, изгнанные из Рима, умерщвлены в Крыму и погребены именно у того самого источника, при котором существует теперь основанный во имя их монастырь. И потому легенда о жизни этих святых рассказывается здесь иначе, а именно так.
Легенды о братьях-врачивателях
Когда-то, в давние времена, жили два брата, Косьма и Дамиан. Слыли они искусными врачивателями. В Крым были высланы римским императором Диоклетианом по причине того, что они приняли христианство. Здесь они были убиты в горах одним из врагов своих, который завидовал их добродетели и тому искусству, с каким они умели врачевать всех больных наложением рук. Убийца похоронил их при источнике вод, в горах.
Прошло много времени после их смерти, когда случилось, что какой-то из городских жителей страны возненавидел свою жену, увел её в горы, выколол ей там глаза и пустил её бродить среди неизвестных ей мест, далеко от всякого жилья. Несчастная женщина уже умирала от голода, как к ней явились два неизвестных ей человека; сказали, что они два брата-врачи, Косьма и Дамиан; подвели её к источнику и велели ей умыться в его водах. Когда она это исполнила, то к ней внезапно возвратилось зрение. По возвращению в свою деревню, она рассказала там о случившемся.
Потом другой какой-то житель страны, желая испытать целебность воды в источнике, бросил в неё мёртвого барана. Баран сейчас же ожил.
С тех самых пор все жители окрестных деревень уверовали в целебность воды, и вера эта от христиан перешла позднее и к татарам, которые и назвали источник Косьмы и Дамиана — Савлах-Су, что значит «живая», «исцеляющая» вода.
По другому преданию святых убили и похоронили немного выше целебного источника, около двух одинаковых буковых деревьев, похожих друг на друга, как братья-близнецы, коими Косьма и Дамиан были при жизни.
Предание третье говорит о том, что святой источник появился по молитвам братьев-бессребреников, которым необходимо было вернуться на родину. Врачи Косьма и Дамиан отличались особой любовью и состраданием к людям, а также к животным, поэтому молились Богу о какой-либо поддержке для них. Можно было бы оставить снадобья — но они быстро закончатся. Целебная же вода источника, дарованная Господом, помогает больным людям и по сей день.
Насколько правдивы легенды, знает только история. Но непреложным фактом остается то, что каждый, кто оказывается на территории Заповедника, старается набрать водицы из источника. Особенно много желающих совершить паломничество в монастырь, бывает раз в год, 14 июля. Этот день считается днем памяти Косьмы и Дамиана. Во время нашей экскурсии по Заповеднику мы тоже испробовали святую водичку.