Привет, друзья! На связи Александр, и вы на канале "Заметки Инсайдера".
Ближе к концу фильма “Джентльмены удачи” Евгений Иванович Трошкин воспользовался автомобилем Людмилы, дочери профессора Мальцева, чтобы поскорее добраться до лодочной станции.
Интересно, что в качестве средства передвижения выступила тогдашняя новинка советского автопрома – ВАЗ-2101 модного тёмно-вишнёвого цвета.
В этой статье я изложу малоизвестные факты о ВАЗ-2101, а заодно расскажу, какие версии ныне легендарного седана пользовались популярностью в Советском Союзе. Приятного чтения!
“Крокодил Гена ошибся, спев про один день рождения в году”
Первые шесть образцов автомобиля ВАЗ-2101 были собраны отечественным автопроизводителем 19 апреля 1970 года, поэтому именно эта дата считается днём рождения модели.
18 августа начался полноценный серийный выпуск автомобилей, что дало “копейке” повод отпраздновать ещё один день рождения.
Официально же о старте производства было объявлено 9 сентября 1970 года.
К слову, в газете “Правда” была опубликована статья с заголовком “С конвейера Волжского автозавода сошли первые малолитражные автомобили”. В результате люди, узнавшие о старте сборки советских седанов, отметили для себя сентябрь как день рождения модели ВАЗ-2101.
“В чём автомобиль ВАЗ-2101 превзошёл FIAT-124?”
Принято считать, что “копейка” является пародией на оригинальный итальянский FIAT-124. Дескать, “итальянец” послужил основой для советского седана.
Тем не менее, наш автомобиль по ряду характеристик в разы превзошёл своего предшественника.
Например, модель ВАЗ-2101 была дополнена более чем 800 различными модификациями. В их число вошли усиленная конструкция кузова, перенастроенные подвески, а также модернизированный двигатель с верхним расположением распредвала и увеличенным межцилиндровым расстоянием.
Во время доработок дорожный просвет основоположника советской “классики” был увеличен до 175 мм. Для сравнения, это на 45 мм больше, чем у “Фиата”.
“Куда же без полезных опций?”
Советские исследователи и технологи разработали индикатор температуры охлаждающей жидкости для автомобиля, а также оборудовали машину внешней рукояткой для запуска двигателя.
Для улучшения динамики и гибкости работы силовой установки в трансмиссию были внедрены новые синхронизаторы, а сцепление получило фрикционные накладки с диаметром 200 мм.
“ВАЗ-2101: классика вечна”
Автомобиль выпускался с 1970 по 1988 год в различных модификациях, причём спустя год после старта производства модель стала активно продаваться на зарубежных рынках.
Экспортные версии “копейки”, претерпев ребрендинг, и сегодня носят актуальное для продукции “АвтоВАЗ” название Lada.
За 18 лет с момента начала производства модель ВАЗ-2101 была выпущена в количестве почти 5 миллионов единиц.
“Какие версии ВАЗ-2101 были в обиходе?”
“Копейка” в кузове пикап
“Копейка” в кузове пикап производилась для внутризаводских нужд.
Автомобили использовались для транспортировки грузов, а также в качестве противопожарной техники. Иногда пикапы, основанные на модели ВАЗ-2101, можно было увидеть на дорогах общего пользования.
Примечательно, что эти машины задействовали во время праздников и парадов.
ВАЗ-2101 преобразовывали в пикап, обрезая заднюю часть кузова. Для осуществления задумки в ход шли бракованные авто.
Судя по редким фотографиям, в модифицированной “копейке” двухместный салон отделялся от грузового отсека стенкой или стеклом.
Полусерийные пикапы могли перевозить грузы весом до 300 килограммов.
Автомобиль для гонок
В начале 1971 года инженеры разработали гоночную модификацию ВАЗ-2101, которая приняла участие в марафоне “Тур Европы — 71”. Протяжённость гонки составила примерно 14 000 километров. Советская команда сумела занять второе место в этом престижном соревновании, пропустив вперёд лишь экипаж на Opel Kadett.
Участие в гонке рассматривалось как замечательная возможность для рекламы автомобиля, который собирались выводить на экспорт.
Автомобиль для доблестных милиционеров
Модификация легкового автомобиля “копейка”, известная как ВАЗ-2101-94, была создана специально для милиции. Кузов этой модели окрашивали в оранжевый цвет с синей полосой. На ВАЗ-2101-94 устанавливался бензиновый двигатель объёмом 1,5 литра, который развивал мощность в 71 лошадиную силу. Максимальная скорость данного автомобиля достигала 156 километров в час.
В остальном модификация не имела отличий от гражданского варианта.
“Копейка” с роторным двигателем
Особая версия автомобиля ВАЗ-21018 была оснащена роторным двигателем. Согласно одной из легенд, при разработке мотора советские инженеры активно изучали опыт японской компании Mazda, которая с 1970-х годов выпускала автомобили с подобными агрегатами. “Копейка” с роторным двигателем создавалась исключительно для нужд спецслужб.
В 1982 году автомобиль оснастили 1,3-литровым агрегатом мощностью 70 лошадиных сил, а позже модель стала комплектоваться двигателем мощностью 140 л.с.
Конечно же, такие “заряженные” версии “копейки” не были доступны для массовых продаж.
ВАЗ-2102
На основе седана ВАЗ-2101 был создан универсал, получивший обозначение 2102. Данный автомобиль начали производить в 1971 году, причём он быстро стал мечтой многих дачников-автолюбителей.
В отличие от стандартной “копейки”, универсал имел усиленную заднюю подвеску и задние сиденья, которые можно было раскладывать. Модель “двойка” оснащалась 1,2-литровым двигателем мощностью 64 лошадиные силы, который работал в паре с четырёхступенчатой коробкой передач.
Позднее появились версии с 1,3-литровым мотором мощностью 69 л.с. и с 1,5-литровым агрегатом, развивающим 77 л.с. Такие модификации в основном предназначались для экспорта.
Выпуск модели ВАЗ-2102 был завершён в 1985 году.
ВАЗ-21011/21013
Первый рестайлинг модели "копейка" состоялся в 1974 году. Обновлённая версия получила обозначение ВАЗ-21011 и выделялась новой решёткой радиатора, изменённой оптикой и другими бамперами с резиновыми накладками. Внутри автомобиля появились более удобные сиденья и пепельница.
Главное техническое отличие заключалось в 1,3-литровом двигателе, мощность которого составляла 69 лошадиных сил. В 1977 году на тольяттинском заводе началась сборка модификации ВАЗ-21013, которая, несмотря на все упомянутые внешние изменения, оснащалась менее мощным двигателем, аналогичным тому, который стоял на стандартной модели ВАЗ-2101.
“Копейка” на экспорт
Экспортный вариант “копейки” имел название Lada 1200 S.
За границу поставлялись автомобили модели ВАЗ-21013 с 1,2-литровым двигателем. Экспортная версия отличалась от стандартной модели наличием окантовки фар и изменённой решеткой радиатора. Внутри автомобиля были установлены сиденья с подголовниками.
Для британского рынка была создана специальная модификация под названием Lada 1300 ES, которая имела правый руль. Этот автомобиль был выделен крышей другого цвета и декоративными полосами по бокам.
Электрофургон
В 1976 году на основе серийного универсала ВАЗ-2102 инженеры завода в Волжском разработали настоящий электромобиль. Прототип проходил тестирование как на испытательном полигоне, так и на городских дорогах. В итоге, в 1980-х годах на заводе была выпущена первая опытно-промышленная партия электрических фургонов под индексом ВАЗ-2801.
Без подзарядки такие автомобили могли проехать 130 километров, что было весьма впечатляющим показателем для своего времени. Силовая установка, включающая электромотор и блок никель-цинковых аккумуляторов весом 380 кг, имела мощность 35 лошадиных сил.
Максимальная скорость фургона достигала 87 км/ч.
ВАЗ-21015 “Карат”
ВАЗ-21015 “Карат” представлял собой ещё одну версию “копейки”, предназначенную для спецслужб.
Этот седан был дооснащён дополнительным бензобаком и получил усиленные пружины задней подвески, заимствованные с модели ВАЗ-2102. Под капотом устанавливался 1,6-литровый бензиновый двигатель от ВАЗ-2106.
Модель “Карат” была оборудована различными системами спецсвязи, а также имела отсек для хранения оружия. Цвет кузова машины соответствовал стандартному окрашиванию обычной милицейской “копейки”.
“В заключение”
В 1980 году, в преддверии летней Олимпиады в Москве, планировалось представить обновлённый вариант ВАЗ-2101. Над его дизайном трудился художник-конструктор Владислав Пашко.
Новый автомобиль, получивший название ВАЗ-2101-80, предполагалось производить в кузовах седан и купе.
Судя по оставшимся фотографиям, внешний вид модели напоминает Fiat 128 Coupe. Увы, проект не продвинулся дальше макетов и эскизов: ни один рабочий прототип не был изготовлен…
Спасибо за прочтение, друзья! Подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить свежие публикации. Если статья наберёт 200 лайков, напишу про автомобиль ГАЗ-21 "Волга", на котором, кстати, ездил Лёлик в фильме "Бриллиантовая рука".
Подписывайтесь также на канал в Telegram.
Если вам по нраву те материалы, которые я размещаю на канале, вы можете поблагодарить меня донатом.
Предлагайте темы для статей в комментариях.