Парадокс состоит в том, что почти все фильмы о клоунах либо мрачные, либо жуткие, либо жутко мрачные.
Тот, кто получает пощёчины (1924)
Режиссер: Виктор Шёстрём
«В мрачной комедии жизни...» — с таких слов начинается трагическая история об унижении, снятой шведским режиссером Виктором Шёстрём. Эти строки можно приписать к многим фильмам из этого списка, но только «Тот, кто получает пощёчины», претендует на звание самой мрачной картины.
Ученный с благородными идеалами, который работает над доказательством теории происхождения человека под покровительством богатого барона. Когда приходит время представить свои открытия Академии наук, барон вероломно выдаёт эти открытия за свои собственные и публично даёт ученому пощёчину, когда тот ему возражает.
«Он ударил меня, Мария, — говорит он жене, которая тоже его предала. — Я бы убил его, но они смеялись — смеялись, как будто я был клоуном». Сломленный ученый присоединяется к цирку в качестве клоуна, которого бьют по лицу, чтобы люди смеялись, пока он медленно сходит с ума. Действительно очень мрачный и эмоциональный немой фильм, наполненная жестокостью. Кульминацией становится его месть и освобождение циркового льва, которого измученный клоун умоляет: «Давай, дружище, дай мне последнюю пощечину».
Человек, который смеётся (1928)
Режиссер: Пауль Лени
«Человек, который смеётся», снятая по одноименному роману Виктора Гюго — это мелодрама, временами даже приключенческий фильм, но настолько пропитанный экспрессионистским мраком, что кажется фильмом ужасов. В центре сюжета — необычное лицо Гуинплена, чья широкая и безрадостная ухмылка вдохновила на создание персонажа Джокера в оригинальных комиксах о Бэтмене. Однако, в отличие от Джокера и большинства улыбающихся злодеев, он — хороший и порядочный человек, который настолько сильно страдает из-за своего уродства, что показывает его только на сцене, чтобы заработать на жизнь. В остальное время он прячется за масками, шарфами и платками. Слепая девушка Ди любит его, но он думает, что это только потому, что она не знает его секрета.
Цирк (1928)
Режиссер: Чарльз Чаплин
«Выведите клоуна!» — требует публика в шапито. Бродяга устроивший беспорядок, спрятался от полиции в цирковом шатре, где клоуны пытаются, но не могут рассмешить публику. «Он — сенсация, но он этого не знает», — восклицает директор цирка, пока бродяга смешит публику. И его оставляют в цирке в качестве реквизитора.
«Низкопробная комедия для высокоинтеллектуальных людей» — так Чарлз Чаплин описал «Цирк» который, возможно, является самым смешным из его полнометражных фильмов. Картина, разрабатывавшийся под рабочим названием «Клоун», появилась на свет после того, как Чарльз Чаплин передумал экранизировать роман Роберта Льюиса Стивенсона «Клуб самоубийц». «Это чисто романтическая история, — сказал Чарльз Чаплин. — Это очень забавная комедия; в ней много выдумки и мало реальности».
Огни рампы (1952)
Режиссер: Чарльз Чаплин
Еще в 1922 году Чарльз Чаплин задумал снять фильм об этом клоуне. На это у него потребовалось 30 лет, и за это время история приобрела гораздо более личный подтекст, став практически автобиографической. «Я намерен сделать эту картину величайшей в моей карьере», — сказал он. То, что в итоге получилось, стало одной из величайших романтических трагедий кинематографа.
В центре сюжета — Кальверо, стареющий клоун, который спасает юную танцовщицу от самоубийства, вынужденную покинуть балет из-за болезни. Он помогает ей вернуться на сцену и она влюбляется в него. Но Кальверо не может принять эту любовь из-за большой разницы в возрасте.
Как прекрасно выразился его сын, Чарльз Чаплин - младший: «Калверо — это Малыш, повзрослевший и поумневший, ставший более меланхоличным, всегда пытающийся стать лучше, но никогда не достигающий нужного успеха. Эта тема отражает базовое чувство неуверенности моего отца. В глубине души он всё ещё несчастный Малыш, с ощущением, что он в чём-то потерпел неудачу, потому что не достиг всего, чего хотел в своей жизни. Это философия перфекциониста, который, как бы ни старался и как бы ни работал изо всех сил, всё равно никогда не достигает той конечной цели, которая, кажется, дразняще маячит где-то совсем рядом».
Вечер шутов (1953)
Режиссер: Ингмар Бергман
Картина «Вечер шутов» шведского режиссера Ингмара Бергмана стала международным прорывом, особенно в США, где она получила более интригующее название "Обнаженная ночь", так как в картине затрагивается интимная сфера. Самая известная сцена начинается с того, что цирковой клоун Фрост вытаскивает свою обнажённую жену из моря, где она в отчаянном порыве купалась вместе с ротой солдат. Клоун едва сдерживает слезы и его выбеленное лицо искажается от унижения, когда его начинают высмеивать.
Вскоре в фильме внимание переключается с клоуна на конферансье и его любовницу, но тема сексуального унижения остаётся. Возможно, это не самый великий фильм Бергмана, но он чрезвычайно эмоциональный, глубокий и тяжелый фильм, который оставляет после себя гнетущее ощущение.
Дорога (1954)
Режиссер: Федерико Феллини
В фильме «Дорога» жена Федерико Феллини и исполнительница главной роли Джульетта Мазина сыграла одну из самых узнаваемых героинь-клоунов в кино — Джельсомину. Федерико Феллини явно чувствовал сильное родство с образом клоуна и несколько лет спустя снял целый документальный фильм на эту тему для итальянского телевидения — «Клоуны» (1970).
На первый взгляд фильм «Дорога» кажется таким простым и не примечательным. Но чем глубже вы погружаетесь в него тем яснее проявляется высокое мастерство режиссера. Кажущаяся простота скрывает за собой невероятное сочетание глубокой драмы и юмора. Описывать этот фильм не имеет смысла. Он прекрасен и его нужно просто посмотреть и желательно каждому.
День, когда клоун плакал (1972)
Режиссер: Джерри Льюис
Несмотря на то, что этот фильм занимает важное место в любом списке фильмов о клоунах, можно не так уж много о нем сказать. Лишь небольшое количество людей когда-либо видела «День, когда клоун плакал», драму о Холокосте, которую создатель фильма запретил показывать после завершения съёмок. Это один из священных Граалей кинематографа, единственный экземпляр которого предположительно хранится в Библиотеке Конгресса с условием, что его не будут публично демонстрировать как минимум до 2024 года. Некоторые утверждают, что полной версии фильма больше не существует. Так что, возможно, всё, что мы когда-либо сможем увидеть — это отрывок протяженностью в 31 минуту, который просочился в интернет в 2016 году после выхода немецкого документального кино о его создании.
Фильм рассказывает о немецком клоуне, которого репрессировали за политические шутки и отправили в Освенцим, где его заставили развлекать еврейских детей, провожая их в последний путь. Однажды потрясенный ужасающей и безысходной ситуацией, он понял что не может просто сопроводить детей, а должен идти вместе с ними до конца и вошел с вслед за ними в газовую камеру.
Бэтмен (1989)
Режиссер: Тим Бертон
Здесь возникает важный вопрос - является ли вообще Джокер клоуном? Среди фанатов ведутся дискуссии по этому поводу. В этом списке он оказался так как его официальный псевдоним - Клоун-Принц преступного мира.
Возникает следующий вопрос, кто лучше воплотил образ Джокера на экране? Сесар Ромеро, сыгравший первый Джокера в телесериале в 60-х годах? Оскароносный Хит Леджер или последний на данный момент актер, сыгравший Джокера Хоакин Феникс? Конечно все эти актеры великолепно справились со своей ролью, но грандиозным и идеальным воплощением злодея Клоуна-Принца преступного мира является именно Джек Николсон в фильме «Бэтмен» режиссера Тима Бертона.
Наслаждайтесь фильмами! И до скорых встреч!