Роман Курцын. Российский актер театра и кино, каскадер, продюсер, основатель кинокомпаний «Ярфильм» и «Кострома Фильм». Входит в топ самых востребованных актеров России. В его фильмографии более 120 работ. Он имеет множество наград в сфере кинематографа, а также ведомственные награды: 2011 г., премия ФСБ России в номинации «Актерская работа» (2-я премия) — за роль офицера- пограничника старшего лейтенанта Александра Меркурьева в телесериале «Стреляющие горы» режиссера Рустама Уразаева; 2017 г., медаль «За пропаганду спасательного дела» МЧС России — за роль сотрудника поисково- спасательного отряда МЧС России Александра Грека в телесериале «Пять минут тишины». Чемпион России по армрестлингу, 2002 г. Обладатель черного пояса по карате, 2019 г. Лауреат ежегодной премии гильдии каскадеров за трюки в кино «Альтер Эго», 2022 г.
Актер, продюсер, каскадер, спортсмен Роман Курцын рассказал об этапах своей карьеры, о любви к работе и о том, почему необходимо вкладывать время и силы в обучение детей.
Роман, как отъявленный хулиган в детстве смог выправиться и стать востребованным актером?
Детство мое прошло в Костроме в конце 90-х, когда надо было делать выбор: либо ты можешь постоять за себя, либо нет, потому что законы улиц диктовали определенные условия и правила существования.
Дрался чуть ли не каждый день. Тогда существовало много подростковых группировок, и я был в одной из них. Конечно, не очень хороший показатель, но я точно знал, что это не мой путь, просто вынужденная мера. Я всегда хотел стать артистом.
В 7 лет увидел фильм «Д’Артаньян и три мушкетера» и понял: хочу быть по ту сторону экрана, потому что там настоящая магия. Меня вытащили спорт и родители. У меня мама очень мудрая женщина.
Как все‐таки в вашей жизни появился спорт?
Спорт появился очень просто. Меня избили за женские сапоги. Была такая история в детстве: пришлось надевать мамины сапоги. Это единственное, что было тогда теплого в нашей семье.
Другие школьники увидели, посмеялись и избили очень сильно, я попал в больницу. А после того, как выздоровел, пошел в спорт. Сначала выбрал армейский рукопашный бой, но показалось слишком сложно, кажется, разбили губу в первом же спарринге. Я захотел заниматься спортом с философией и ушел в карате. Потом дал обидчикам по зубам, поэтому состоял на учете в милиции.
А как вы все же попали в театральный?
Благодаря маме. Я был двоечником: в 9-м классе у меня было целых 9 двоек. И меня, конечно же, не хотели брать в 10-й. Мама пришла, умоляла директора школы, чтобы меня взяли, иначе я закончу в тюрьме.
В итоге перевели, и тогда она очень правильную вещь сказала, зная мой характер и амбиции, что я не поступлю в театральный институт, если у меня будет хотя бы одна тройка, просто туда не берут троечников.
За 10–11-й классы я прошел весь курс, который не успел до этого. Я читал книжки тоннами, учил все, что возможно. Школу закончил без единой тройки. Потом в Ярославль приехал, поступил в театральный институт.
А вот мы слышали, что вы там на вокзале жили.
Нет, на вокзале жил, когда я уже в кино пришел и поехал покорять Москву. Тогда Ярославский театральный не так котировался. Репутация ярославских артистов за 20 лет выросла, и сейчас это образование считается очень качественным. А раньше, когда ты приходил на кастинг или пробы, спрашивали, что окончил. Если это не ВГИК, не Щука, не Щепка, то чаще всего отвечали: «Спасибо, мы вам позвоним».
Итак, я поступил в театральный институт, окончил, приехал в Москву, не было денег, жил на вокзале. В 2008–2009 вышел сериал «Меч», и я стал популярным артистом. Чуть-чуть более востребованным, чем раньше.
Нам кажется, вы скромничаете, потому что на сегодняшний день вы входите в топ‐3 востребованных артистов нашей страны. И это именно ваша личная заслуга.
Знаете, есть люди очень талантливые, те, кого Боженька поцеловал. А есть люди — рабочие лошадки. Вот я из второй категории. Я достиг всего благодаря труду. И чистой совести. Очень важно не только в кино, но и в жизни, чтобы у тебя были чистые руки и чистая совесть, тогда все будет. Талантливые люди, к сожалению, получая славу и деньги, часто не ценят этого, не прикладывают усилий для своего развития, скатываются вниз. Когда говорят, что я в топ‐3 лучших артистов, я думаю, что вроде ничего и не сделал такого. Хотя работал каждый день. Я люблю работать, мне нравится.
Как поменялся кинематограф за 20 лет?
Последние десятилетия мы не могли составлять конкуренцию голливудским фильмам. Сейчас начали снимать семейные фильмы, сказки, которые всегда умели классно делать, это здорово. Вообще, Голливуд учился на наших первоначальных сказках, например, «Василиса Прекрасная» 1940 года, где был Горыныч с тремя головами — настоящий блокбастер советского времени.
Позже Голливуд ушел вперед семимильными шагами, нам до него еще долго дотягиваться. Однако в настоящее время в российском кинематографе поднята очень высокая планка, и ты уже не имеешь права снять плохое кино. Фильмы, которые выходят, признаны не только критиками, но и зрителями.
Уверен, что очень скоро жанр экшен у нас тоже будет на таком же крутом уровне, как в Голливуде.
Ты же сам как раз снимаешь экшен?
Да, я закончил свой проект.
И когда премьера?
Скоро. Это стоит очень больших денег, а у меня их, к сожалению, нет в таком объеме. Мы сняли «Лихо», второе название «Не буди лихо». Сейчас разрабатываем вторую часть. Я уверен, что такого боевика еще не делали и надеюсь, что мы в конце марта его выпустим.
На этот год у меня пять продюсерских проектов. Я генеральный продюсер, автор сценария, постановщик трюков, исполнитель главной роли. Один из продюсерских проектов про единоборства.
Фильм о становлении тринадцатилетнего парня, который приезжает на Кавказ к тетке из-за гибели родителей. Случается конфликт с местными, как в моей истории, и парень идет в карате, дальше участвует в международном фестивале боевых искусств.
Большинство людей знает тебя как актера, но у тебя есть школа каратэ, школа каскадеров, ты открыл частную общеобразовательную школу. Ты считаешь важным вкладывать усилия и средства в воспитание детей?
Абсолютно. Знаете, какая у меня мечта? В старости мне бы очень хотелось посмотреть на своих детей и вообще на детей, которых я воспитал, и сказать, что я все правильно сделал, не подвел родителей и могу гордиться детьми.
Воспитание должно быть качественным. Сейчас это, к сожалению, большая проблема, потому что все дети воспитываются интернетом. Я не говорю, что это плохо. Мы должны понимать новые веяния и выстраивать воспитание нужным образом.
Однажды мой ребенок захотел смартфон. Я говорю: «Хорошо, ты заработаешь, купишь себе телефон». Он заработал, купил и, конечно, завис в нем. Я начал возмущаться. Тогда мне один очень умный человек сказал, что проблема не в ребенке, а в родителе, который не способен организовать досуг интереснее, чем мобильный телефон.
Для меня эти слова стали толчком, конфликт был исчерпан, потому что я начал менять не ребенка, а себя. Многие родители так заполняют жизнь ребенка, что у него просто нет детства…
Важно, чтобы ребенок не перегорел. У меня главная задача в школе каскадеров и в школе карате не отбить у детей интерес, чтобы они, выпустившись, не бросали спорт.
А как появилась идея открыть общеобразовательную школу?
Я помню, что для меня было мучение идти в школу. Это было худшее, что происходило со мной. Поворотным стал момент, когда уже мой сын как-то проснулся и сказал: «Я не хочу идти в школу, потому что мне там не нравится». И за три месяца я сделал свою школу. Сейчас в ней учатся порядка 130 детей.
Вы все сами контролируете?
Я доверяю директору, которого мы выбрали совместно с родителями. Школу назвали также «Вместе», потому что родителям необходимо как можно более активно участвовать в образовании детей. Хотя лично мне это сложно дается, я редко бываю в Ярославле.
А что там по-другому происходит?
Общий подход к детям. У нас нет оценок в младших классах. Поощрения другие. У ребенка развивают навыки и таланты, которые в нем заложены. Общеобразовательную программу, безусловно, мы так же реализуем, просто более мягко.
А в других ваших школах как построена работа?
Школа карате существует не так давно, но мы уже выступаем во всех соревнованиях, где возможно. Сейчас у меня ребята с чемпионата мира с призами приехали. На чемпионате России школа была первой.
Лучшая база для трюкового искусства в кино — это карате: контроль удара, красота движения. Мы берем детей, выращиваем их, в 12 лет они из карате переходят в школу каскадеров. Основная база уже есть, так что мы ставим трюковую квалификацию и специализацию. То есть ученики в 16 лет выпускаются «монстрами». У меня сейчас ученик в Лос-Анджелесе работает, один из каскадеров в фильме «Джон Уик», еще у нас в команде есть дублер Шварценеггера, потому что наши парни уникальные.
Что для тебя любовь к Родине? Насколько важно в детях развивать чувство гордости за свою страну?
Я вообще не понимаю, как можно иначе. Ты живешь в стране, значит должен знать ее историю, гордиться подвигами и достижениями предков.
Мои дети знают про Великую Отечественную войну, они помнят про тех членов нашей семьи, которые погибли. Очень важно, делиться с детьми такой информацией, но патриотическое воспитание должно быть правильным, без надрыва.