60 лет для судоремонтного предприятия - это возраст, когда абсолютно точно можно сказать, что завод выдержал испытание временем. В истории «Нерпы» были разные периоды: от расцвета судоремонта до катастрофического спада производства. Заводчане достойно выдержали все испытания и сегодня, празднуя юбилей предприятия, уверены: у «Нерпы» есть будущее.
В исторический отрезок от северной сдаточной базы до высокотехнологичного завода уместилось шесть десятилетий. Сегодня «Нерпа» - это один из крупных судоремонтных заводов Кольского Заполярья с развитыми производственными мощностями.
С самого начала судоремонтный завод задумывался как предприятие для ремонта и переоборудования атомных подводных лодок. Разумнее всего было разместить предприятие в месте базирования подводных лодок, где сходятся пути Белого и Баренцева морей, а теплое течение Гольфстрим не дает льдам сковывать подходы к укромным бухтам. Из десяти обследованных участков побережья двух морей для строительства завода и города судоремонтников была выбрана площадка в бухте Кут Оленьей губы.
Решительно отвоевав место у скал под свои корпуса и производственные площадки, завод начал стремительно развиваться. За первые годы производственной деятельности «Нерпа» накопила богатый опыт ремонта, модернизации и переоборудования атомных подводных лодок Северного флота. Завод выполнял работы на атомоходах, вооруженных новыми комплексами ракетного оружия. Совместно с Северным флотом осуществлялись операции перезагрузки и выгрузки активных зон ядерных энергетических установок.
Запас прочности, который достался «Нерпе» от рождения, позволил в трудные 90-е годы, когда конверсионные процессы свели на нет военный госзаказ, не только выстоять, но и развить новые направления - гражданский судоремонт и малое судостроение, освоить комплексную утилизацию атомных подводных лодок и надводных кораблей, выведенных из боевого состава. Минуя период экономического спада, завод постепенно становится многопрофильным предприятием, способным выполнять полный цикл постройки, модернизации и утилизации кораблей, судов и плавсооружений различных типов.
Последнее десятилетие стало временем серьезных профессиональных достижений. «Нерпа» активно наращивала производственную программу военного судоремонта, несла свою экологическую миссию и реализовывала масштабные проекты. Трудовой коллектив целенаправленно занимался реконструкцией производственной базы, решал новейшие технические задачи и внедрял в производство новые уникальные разработки.
Знаковым для заводчан стала модернизация большого морского транспорта «Яуза» (2008-2015 гг.). Впервые в истории «Нерпы» работы велись на корабле с таким водоизмещением. Насыщение современным оборудованием практически пустого корпуса корабля дало заводским специалистам уникальный опыт в области судостроения. Ремонт и глубокая модернизация «Яузы» обеспечили Военно-морской флот современным кораблем, способным решать задачи по предназначению в северных широтах.
Не менее сложные новые технические задачи пришлось решать заводчанам при ремонте атомных подводных лодок второго и третьего поколений. Уникальные наработки, полученные в ходе модернизационных работ на этих заказах, позволили значительно сократить сроки ремонта и сэкономить материальные ресурсы.
Впервые были выполнены работы по утилизации шестиотсечного блока заказа № 712 класса «Акула», с формированием двух реакторных отсеков. Особенность данного проекта заключается в необходимости разделения в доке шестиотсечного блока. Специалистами корпусного производства было предложено техническое решение которое позволило сократить сроки и затраты на выполнение этих работ. Технология разделения успешно применялась при утилизации реакторных блоков подводных кораблей подобных проектов.
2016 год стал прорывным в освоении ледокольной тематики. Впервые в истории обращения с радиоактивными отходами «Нерпа» занялась утилизацией силовых установок атомных ледоколов. За последние годы выполнены работы по выгрузке ядерных энергетических установок и конструкций биологической защиты атомных ледоколов «Сибирь» и «Арктика». Блок-упаковки с размещенным в них демонтированным оборудованием реакторных установок находится в пункте длительного хранения РО «Сайда». Успешный опыт будет продолжен на следующих ледоколах в отношении которых получены лицензии на вывод из эксплуатации.
Годом позже произошло знаменательное событие не только в жизни завода, но и в истории подводного флота. Корабелы снежногорского судоремонтного предприятия подготовили к хранению на плаву и спустили на воду АПЛ «Ленинский Комсомол» (К-3). Борьба за сохранение первой атомной подлодки продолжалась более 15 лет, и особую роль в том, что К-3 не пустили «под нож», а сохранили как память о величайшем достижении ученых и конструкторов, принадлежит судоремонтникам «Нерпы».
Какие бы сложные задачи не стояли перед заводчанами, они всегда с честью выполняются. Подтверждением этих слов служат успешно проведенная в 2019 году операция по агрегатной замене крупногабаритной корпусной конструкции большого противолодочного корабля. Специалисты завода предложили техническое решение, которое позволило в сжатые сроки вернуть корабль в строй. Доказав свою компетентность в этом направлении «Нерпа» начала наращивать объемы сервисного ремонта надводных кораблей.
Можно с уверенностью сказать, что из всех заводов региона только «Нерпа» может справляться со сложными и трудоемкими в техническом и технологическом плане задачами. Утилизация плавтехбазы «Лепсе» - проект привлекший большое внимание международной общественности. Судоремонтный завод «Нерпа» впервые в мировой практике выполнил работы по утилизации судна атомно-технологического обслуживания с отработавшим ядерным топливом на борту. Этот проект самого начала не предполагал простых решений. Было много сложностей по ходу работы, но заводчане справились с каждой из этих ситуаций с успехом.
«Нерпа» давно сломала стереотип о том, что ремонтирует только подводные лодки. Предприятие доказало свою техническую готовность и конкурентоспособность сфере технического обслуживания надводных кораблей Северного флота. И это направление стало одним из важных. Раньше сегмент сервисного обслуживания составлял небольшую долю в производственной программе завода. Сегодня этот вид ремонта по трудовым ресурсам, по финансовой составляющей занял внушительное место. В акватории завода все чаще появляются корабли дальней морской зоны. Проведение сервисного обслуживания в условиях предприятия заметно сокращает сроки и обеспечивает высокое качество ремонтов. Свою перспективность показал первый опыт сервисного обслуживания атомных подводных лодок IV поколения Тихоокеанского флота. Был разработан новый подход к организации вахтово-экспедиционного формата работ. Работа выездных бригад на объектах ТОФа показала хорошую результативность и объемы работ предсказуемо будут расти.
Коллектив «Нерпы» с честью справился с непростой задачей по возвращению с строй многоцелевой атомной подводной лодки проекта 971, а флот получил модернизированную боевую единицу, с улучшенными тактико-техническими характеристиками. Ремонт корабля продвигался непросто из-за отсутствия наработанных технологий. Особенно явно трудности проявились на завершающем этапе, после обнаружения проблем, вызванных несовершенством методик технического восстановления. Несмотря на все трудности, завод успешно выполнил огромный объем работ для восстановления боеготовности подлодки. Этот корабль многому научил, а опыт полученный при ремонте, поможет заводу в выполнении работ на следующем заказе этого проекта.
Государственный оборонный заказ был и остается основным направление деятельности «Нерпы», но есть и другие направления в которых работают специалисты предприятия. Среди успешных для завода остаются судостроительные проекты. В 2023 году завершились работы по изготовлению комплектов доковых опорных устройств для докования надводных кораблей Северного флота и строительство плавучего контрольно-дозиметрического пункта. Новые технические решения и опыт работы с Российским морским регистром судоходства пригодятся заводским специалистом в дальнейшей работе по этому направлению. Программы гражданского судостроения будет реализовываться и далее. Продолжается работа по изготовлению секций промежуточного затвора для сухого дока филиала «35 СРЗ» АО ЦС «Звездочка». С развитием Арктической зоны и активизации деятельности Северного морского пути у «Нерпы» есть неплохие шансы принять участие в проектах, связанных с созданием портовой инфраструктуры и транспортных узлов.
Очевидно, что модернизация производства даст возможность успешно реализовывать перспективные проекты в интересах флота и гражданских заказов. Завод интенсивно обновляется и готовит базу под ремонт АПЛ четвертого поколения. Участие в федеральных целевых программах дало возможность заняться техническим перевооружением основных цехов предприятия, оснастить их новым оборудованием. Разработана и реализуется доковая программа АО «ОСК», которая регламентирует ремонт и модернизацию всего докового хозяйства, согласно которой на предприятии реализуются мероприятия по капитальному ремонту плавучего дока ПД-15 и модернизации большого плавучего дока ПД-42. После ввода в эксплуатацию обновленных доков завод сможет существенно увеличить объемы доковой программы.
«Нерпе» не привыкать открывать в себе новые и даже не предсказуемые резервы. Это уникальное предприятие, способное концентрировать свои возможности и решать сложнейшие задачи. Невозможно решать стратегические и тактические задачи, выдерживать графики, не имея сплоченной команды. И такая команда, безусловно, сформирована на заводе. Да, сегодня предприятие испытывает дефицит кадров, очень тяжело идет процесс привлечения молодых специалистов, но мы справимся. Справимся, благодаря нынешнему сложившемуся коллективу.
Сегодня «Нерпа» - устойчиво работающее предприятие, стабильно наращивающее объемы производства, оснащенное современной техникой и оборудованием, с профессиональным коллективом специалистов и рабочих. Достижения прошедших лет не позволяют останавливаться, а наоборот дают стимул для будущих свершений. Заводчане твердо знают, что для коллектива «Нерпы» нет недостижимых высот. Высокий профессионализм, ответственность и самоотдача, - неотъемлемые ценности, заложенные ветеранами, и сегодня остаются основой отношения к труду. И то что коллектив смог взять такую планку придает удвоенную силу и энергию для реализации масштабных проектов следующих лет.