Предыдущая глава:
Прежде чем начать рассказ о главном морском походе отца на войне, мне хотелось бы коснуться его личности.
Если рассматривать её глубоко и философски, я бы не сказала, что в ней - чистый стоицизм. Нет. В отце всегда присутствовал нерв.
Я часто ловила себя на мысли, что он говорил правильные вещи, но мне порой были не близки его интонации. С ним не было спокойно в обычной жизни. Он как будто всегда начеку. До последних дней.
Я замечала это не только за ним, но и за другими людьми, прошедшими Великую Отечественную войну. Это не самая простая в обыденном общении черта. Но я понимаю, откуда она идёт. Она - как осколок в душе от снаряда. Она - как продолжение взгляда с наблюдательного мостика за гладью воды в поисках мины.
Ещё я замечала, что эти люди всегда работали. Праздность - это не про них. Заканчивалось одно дело, начиналось другое.
Мы любим этих людей такими какие они есть, были. Они - наше прошлое, сохранившее наше будущее.
16. Путь
Подходит время описания военных событий, в которых участвовал мой отец. Наступил 1945 год. Отцу 17 лет. Он определен в конвойную службу на сухогруз "Тунгус" марки Либерти, изготовленный в США и переданный в пользование Тихоокеанскому флоту по программе Ленд-лиз (заём и аренда).
Я в очередной раз склоняюсь над географической картой, чтобы проследить путь, которым шёл отец.
После событий на базе Пёрл-Харбор Америка была в состоянии войны с Японией. Поэтому все перевозки через Тихий океан осуществлялись под российским флагом нашими моряками. Прямой путь от Владивостока до Америки и обратно был невозможен: в водах океана курсировали японские подводные лодки. Но был обходной путь вдоль берегов Северной Америки, Алеутских островов с Уналашкой и конечным пунктом в Петропавловске-Камчатском. Далее груз вывозился или к Владивостоку с узлом Транссиба, или через Амур, или через Арктику.
17. Помощь
О значении программы ленд-лиза во Второй мировой войне говорили и будут говорить. Но нельзя измерять одной шкалой цену человеческой жизни и цену вещей. Они неравнозначны.
Война принесла горе в каждую советскую семью. Победа досталась кровью.
Материальная отдача американцев вывела их страну из затянувшейся депрессии и реанимировала экономику.
Будем взаимно вежливы. Несмотря на то, что мы разные, только общими усилиями можно избежать Третью мировую войну.
Что поразило меня в ленд-лизе?
То, как быстро на конвеер было поставлено строительство кораблей. Будто корпусная мебель они монтировались из отсеков.
То, что поезда, завозимые кораблями в нашу страну, сразу ставились на рельсы и отправлялись к западному фронту.
"Катюши" часто были сборными. Орудийная часть - наша, ходовая - зарубежная.
Родной мне Красноярск являлся пунктом трассы "Аляска-Сибирь" для переправки самолётов.
Кроме техники, горючего, взрывчатых веществ и продовольствия, доставлялось и зерно для посева.
Помощь не была бесплатной. Но она была необходима.
18. Поход
О своём первом морском рейсе отец оставил воспоминания:
"Пока мы шли через Тихий океан в Сан-Франциско, пришла весть о Победе над фашистской Германией.
В Америке "Тунгус" загрузился авиационным топливом. Но обратный путь был смертельно опасен. Японские подлодки уже свирепствовали и начинали топить транспорт. Особенно тот, который шёл с конвоем.
Наш капитан имел право отказаться от конвоя и идти самостоятельно. Он выбирал такие дни и маршруты, где меньше опасности. И мы благополучно вернулись в Петропавловск-Камчатский.
Капитан корабля за это получил Звезду героя Советского Союза, а мы - благодарности от Верховного Главнокомандующего".
Для отражения противника на судне были установлены дальнобойные и зенитные орудия. Команда состояла из молодых военных моряков.
Отец на корабле являлся командиром 22мм пушки "Эрликон" и наблюдателем-сигнальщиком. Стоя на мостике орудия, он должен был всё время следить за поверхностью воды: нет ли мины или перископа подводной лодки. Судно могло подорваться или быть торпедированным в любую минуту. А в трюмах - авиационный бензин, 10 тысяч тонн в бочках.
Тяжёлыми были ночные вахты, особенно в штормы и туманы. Но благодаря успешным действиям капитана, высокой боевой и моральной подготовке личного состава стратегически важные грузы всегда доставлялись в сохранности и точно в срок.
На флоте имелись потери. Несколько транспортных суден было потоплено. Сухогруз "Тунгус" миновала такая судьба. В Охотском море при подходе к первому Курильскому проливу он попал в жесточайший шторм. В этом месте разбились многие суда. Но опытный капитан справился.
После успешных доставок груза в пункты назначения воинские соединения и корабли Тихоокеанского флота начали боевые операции против японских войск.
С капитуляцией Японии был получен приказ: готовиться к перегону морских судов с Дальнего Востока в Мурманск через Северный Ледовитый океан в сопровождении ледокольного флота.
Продолжение: