Найти в Дзене
Литературный салон "Авиатор"

Форвард Победы. Нерв. Путь. Помощь. Поход.

Ольга Глечикова Предыдущая глава: Прежде чем начать рассказ о главном морском походе отца на войне, мне хотелось бы коснуться его личности.
Если рассматривать её глубоко и философски, я бы не сказала, что в ней - чистый стоицизм. Нет. В отце всегда присутствовал нерв.
Я часто ловила себя на мысли, что он говорил правильные вещи,  но мне порой были не близки его интонации. С ним не было спокойно в обычной жизни. Он как будто всегда начеку. До последних дней.
Я замечала это не только за ним, но и за другими людьми, прошедшими Великую Отечественную войну. Это не самая простая в обыденном общении черта. Но я понимаю, откуда она идёт. Она - как осколок в душе от снаряда. Она - как продолжение взгляда с наблюдательного мостика за гладью воды в поисках мины.
Ещё я замечала, что эти люди всегда работали. Праздность - это не про них. Заканчивалось одно дело, начиналось другое.
Мы любим этих людей такими какие они есть, были. Они - наше прошлое, сохранившее наше будущее. Подходит время оп
Оглавление

Ольга Глечикова

Предыдущая глава:

Прежде чем начать рассказ о главном морском походе отца на войне, мне хотелось бы коснуться его личности.

Если рассматривать её глубоко и философски, я бы не сказала, что в ней - чистый стоицизм. Нет. В отце всегда присутствовал нерв.

Я часто ловила себя на мысли, что он говорил правильные вещи,  но мне порой были не близки его интонации. С ним не было спокойно в обычной жизни. Он как будто всегда начеку. До последних дней.

Я замечала это не только за ним, но и за другими людьми, прошедшими Великую Отечественную войну. Это не самая простая в обыденном общении черта. Но я понимаю, откуда она идёт. Она - как осколок в душе от снаряда. Она - как продолжение взгляда с наблюдательного мостика за гладью воды в поисках мины.

Ещё я замечала, что эти люди всегда работали. Праздность - это не про них. Заканчивалось одно дело, начиналось другое.

Мы любим этих людей такими какие они есть, были. Они - наше прошлое, сохранившее наше будущее.

Фото: П/х "Тунгус". Год постройки 1943г. Получен по Ленд-лизу. В ДВМП 1943-1946гг. Далее передан Мурманскому пароходству.
Фото: П/х "Тунгус". Год постройки 1943г. Получен по Ленд-лизу. В ДВМП 1943-1946гг. Далее передан Мурманскому пароходству.

16. Путь

Подходит время описания военных событий, в которых участвовал мой отец. Наступил 1945 год. Отцу 17 лет. Он определен в конвойную службу на сухогруз "Тунгус" марки Либерти, изготовленный в США и переданный в пользование Тихоокеанскому флоту по программе Ленд-лиз (заём и аренда).

Я в очередной раз склоняюсь над географической картой, чтобы проследить путь, которым шёл отец.

После событий на базе Пёрл-Харбор Америка была в состоянии войны с Японией. Поэтому все перевозки через Тихий океан осуществлялись под российским флагом нашими моряками. Прямой путь от Владивостока до Америки и обратно был невозможен: в водах  океана курсировали японские подводные лодки. Но был обходной путь вдоль берегов Северной Америки, Алеутских островов с Уналашкой и конечным пунктом в Петропавловске-Камчатском. Далее груз вывозился или к Владивостоку с узлом Транссиба,  или через Амур, или через Арктику.

17. Помощь

О значении программы ленд-лиза во Второй мировой войне говорили и будут говорить. Но нельзя измерять одной шкалой цену человеческой жизни и цену вещей. Они неравнозначны.

Война принесла горе в каждую советскую семью. Победа досталась кровью.

Материальная отдача американцев вывела их страну из затянувшейся депрессии и реанимировала экономику.

Будем взаимно вежливы. Несмотря на то, что мы разные, только общими усилиями можно избежать Третью мировую войну.

Что поразило меня в ленд-лизе?

То, как быстро на конвеер было поставлено строительство кораблей. Будто корпусная мебель они монтировались из отсеков.

То, что поезда, завозимые кораблями в нашу страну, сразу ставились на рельсы и отправлялись к западному фронту.

"Катюши" часто были сборными. Орудийная часть - наша, ходовая - зарубежная.

Родной мне Красноярск являлся пунктом трассы "Аляска-Сибирь" для переправки самолётов.

Кроме техники, горючего, взрывчатых веществ и продовольствия, доставлялось и зерно для посева.

Помощь не была бесплатной. Но она была необходима.

Фото из семейного архива: военная команда сухогруза "Тунгус" Дальневосточного морского пароходства. Н.М. Шахов – крайний справа. Август 1945 года.
Фото из семейного архива: военная команда сухогруза "Тунгус" Дальневосточного морского пароходства. Н.М. Шахов – крайний справа. Август 1945 года.

18. Поход

О своём первом морском рейсе отец оставил воспоминания:

"Пока мы шли через Тихий океан в Сан-Франциско, пришла весть о Победе над фашистской Германией.

В Америке "Тунгус" загрузился авиационным топливом. Но обратный путь был смертельно опасен. Японские подлодки уже свирепствовали и начинали топить транспорт. Особенно тот, который шёл с конвоем.

Наш капитан имел право отказаться от конвоя и идти самостоятельно. Он выбирал такие дни и маршруты, где меньше опасности. И мы благополучно вернулись в Петропавловск-Камчатский.

Капитан корабля за это получил Звезду героя Советского Союза, а мы - благодарности от Верховного Главнокомандующего".

Для отражения противника на судне были установлены дальнобойные и зенитные орудия. Команда состояла из молодых военных моряков.

Отец на корабле являлся командиром 22мм пушки "Эрликон" и наблюдателем-сигнальщиком. Стоя на мостике орудия, он должен был всё время следить за поверхностью воды: нет ли мины или перископа подводной лодки. Судно могло подорваться или быть торпедированным в любую минуту. А в трюмах - авиационный бензин, 10 тысяч тонн в бочках.

Тяжёлыми были ночные вахты, особенно в штормы и туманы. Но благодаря успешным действиям капитана, высокой боевой и моральной подготовке личного состава стратегически важные грузы всегда доставлялись в сохранности и точно в срок.

На флоте имелись потери. Несколько транспортных суден было потоплено. Сухогруз "Тунгус" миновала такая судьба. В Охотском море при подходе к первому Курильскому проливу он попал в жесточайший шторм. В этом месте разбились многие суда. Но опытный капитан справился.

После успешных доставок груза в пункты назначения воинские соединения и корабли Тихоокеанского флота начали боевые операции против японских войск.

С капитуляцией Японии был получен приказ: готовиться к перегону морских судов с Дальнего Востока в Мурманск через Северный Ледовитый океан в сопровождении ледокольного флота.

Фарватер Победы. 18. Поход (Ольга Глечикова) / Проза.ру

Продолжение:

Ольга Глечикова | Литературный салон "Авиатор" | Дзен

Другие рассказы автора на канале:

Ольга Глечикова | Литературный салон "Авиатор" | Дзен

Авиационные рассказы:

Авиация | Литературный салон "Авиатор" | Дзен

ВМФ рассказы:

ВМФ | Литературный салон "Авиатор" | Дзен

Юмор на канале:

Юмор | Литературный салон "Авиатор" | Дзен