Для меня щавель - это что-то из детства. Это каникулы в деревне, это поле за бабушкиным домом, которое плавно поднимается наверх, образуя горку, и там наверху, на пригретой солнцем возвышенности, растёт щавель. Мы так и называли это место - горка: «сходить на горку», «за горкой» и т.д. И эта ассоциация настолько сильна, что при одном слове «щавель» я моментально мысленно оказываюсь там, в своём детстве, на этой горке.
Собирать щавель для нас было так привычно и естественно, что трудно представить, чтобы какой-то год мы бы вдруг этого не сделали. Собирали с мамой, с тётей, а бывало нас детей отправляли за ним самостоятельно. И я помню, что для меня это совсем не было в тягость, хотя детям обычно подобные задания не особо по душе, ведь куда интереснее праздно шататься по окрестностям в поисках приключений, качаться на единственных во всей деревне качелях, или ловить головастиков в ручье.
Спутать щавель с чем-то другим невозможно - абсолютно отличительные и легко узнаваемые листья, с острыми уголками у основания. Но даже при наличии сомнения, всегда можно надкусить, и ощутив лимонную, сводящуюся скулы кислинку, убедиться, что это он. Кстати, латинское название щавеля «Rumex» переводится как «копьё».
В нашей деревне, на родной Брянщине, очень смешно говорили: «Пойти пособирать щавелькю», с ударением на «кю». Из этой же серии было «Попить чайкю». Не знаю, говорят ли так где-то ещё, или это была исключительно местная форма, которая, увы, безвозвратно ушла, вместе с нашими бабушками и дедушками…
Когда я переехала в незнакомый мне Ульяновск, смешно сказать - я долго не могла найти щавель. Мы постоянно выезжали на природу, на рыбалку, в лес, и я искала его везде, и никак не находила. У кого бы я не спрашивала, все пожимали плечами. Почему-то никто не собирал дикий щавель, что вызывало у меня лёгкое недоумение.
В Ульяновске очень процветают дачные хозяйства, которыми в своё время щедро наделили работников авиационного комплекса, и наверно не сильно ошибусь, если предположу, что дачи есть практически у всех. Мои странные вопросы по поводу щавеля вызывали ответное недоумение, и мне говорили, что просто выращивают щавель на своём участке.
Для меня же сравнение дикого щавеля с садовым - это как сравнить белый гриб с шампиньоном. Он ведь кислее, ядрёнее! А сам процесс? Его же непременно нужно идти и собирать, как собирают лесную ягоду и грибы!
Наверное, собирательство заложено во мне где-то на генетическом уровне, поэтому мне было жизненно важно найти именно дикорастущий щавель. Он ведь как сорняк должен был расти везде! Но не тут-то было. И я страдала года четыре точно от незнания здешних мест.
Однажды в сентябре мы отправились за грибами в новом для нас направлении. Грибов в тот день мы не нашли, но на полянке, где мы остановились, я увидела такой долгожданный, такой родной и любимый щавель! Как же я ему обрадовалась! Вот ничуть не меньше, чем я бы обрадовалась грибам, а с учётом долгих удручающих поисков, может быть и больше. Это был так называемый поздний щавель, потому что в сентябре он даёт волну новых свежих листьев. И если в мае не удалось заготовить - в сентябре всегда можно реабилитироваться. Открытие этого месторождения было для меня бесценным.
А как же хорош майский щавель! Место, которое мы нашли примечательно тем, что поля стали зарастать сосновым самосевом, и щавель растёт там и среди сосен - прямо на хвойном опаде, укрытый деревьями от солнца, и оттого на нём нет никакой ржавчины, нет ни малейших солнечных ожогов. И если на полях его пучки как бы «разложены» по земле, то в соснах он высокий, чистый, образцово зелёный! Такой щавель собирать одно удовольствие.
Огромные поля и самосевные сосновые посадки усыпаны щавелем, и нет ни души! Ни одного человека! Никто его там не собирает. Кроме меня. Вот такой парадокс, хотя я уверена - собирают, обязательно собирают, но наверно где-нибудь в других местах, ведь просторы Симбирской губернии велики.
Зелёные щи готовятся очень просто. За основу подойдёт любой бульон, который по душе - говяжий, куриный, индюшиный, или даже кроличий. Я больше люблю щавель на курином бульоне. Но так как муж охотник, то вместо курицы у меня под это дело обычно идёт куропатка или вальдшнеп. Для кого-то экзотика, для семьи охотника - обычное дело.
Закинуть порезанный картофель в готовый бульон, и пока он варится, сделать зажарку лук/морковь, в идеале на сливочном масле, а ещё лучше - на топлёном. Щавелевая кислинка прекрасно сочетается со сливочным сладковатым вкусом.
Минут через 10, когда картофель почти готов, одновременно добавить и зажарку, и добрый пучок щавеля (можно порезать, можно целиком, если он некрупный), и вернуть кусочки мяса, отделенные от костей.
Пока бульон закипает повторно, взболтать в мисочке пару яиц и струйкой вливать в кипящий суп, мешая по кругу, чтобы получились яичные хлопья (этот вариант мне нравится больше, чем просто добавить рубленое яйцо).
Не лишним будет добавить зелень петрушки. Две минуты совместного кипения - и можно убирать с плиты.
Вот и вся премудрость, но как же это вкусно! А ещё с хрустящей чесночной греночкой, ммм!..
Обычно щавель я промываю, довольно крупно режу, так как это нежная зелень, и мельчить нет необходимости, и замораживаю. Хотя и в банки закрывать его совсем несложно.
Щавелевые щи, так же как и суп из сушёных грибов - это именно те блюда, которые так согревают тело и душу холодными зимними вечерами.
Простое растение, которое объединило в себе так много: и возможность лишний раз побыть на природе, посмотреть на сочную весеннюю зелень полей, и любимый вкус зелёных майских щей, которые так нужны организму после зимнего витаминного дефицита, и нотку ностальгии по детству... Кто ещё не заготовил щавель - сейчас самое время это исправить!