Картина, на которую я хочу обратить ваше внимание, называется "Сусанна в купальне" (1526 г). Создал эту яркую и прекрасную картину Альбрехт Альтдорфер - представитель эпохи Северного Возрождения.
Родился Альбрехт около 1480г. в Регенсбурге — умер в 1538 там же. Регенсбург — город в Германии, в земле Бавария. Расположен на слиянии Дуная и Регена.
Он один из самых известных представителей дунайской школы, рисовальщик, живописец, архитектор и гравёр по дереву. Один из первых немецких художников, обратившихся к пейзажу как к самостоятельному жанру изобразительного искусства. Учился Альбрехт у отца — художника Ульриха Альтдорфера.
В юности Альбрехт путешествовал по Баварии, в начале 1510-х совершил путешествие вниз по Дунаю. Он начинал как мастер миниатюрных композиций, известных своей ювелирной проработкой деталей. В 1516—1518 годах Альбрехт работал в монастыре Санкт-Флориан близ Линца. Сейчас это один из старейших и крупнейших монастырей Австрии (год постройки 1071).
В 1517 году Альбрехт Альтдорфера избран членом городского совета Регенсбурга, в 1526 году назначен главным архитектором Регенсбурга.
Альтдорфер был выдающимся гравёром, создавшим множество эстампов и около девяноста трёх гравюр на дереве.
Более точных данных его биографии найти сложно, все же 16 век, много воды утекло...
Художник разворачивает перед нами популярную историю в живописи, позволяет провести четкую грань между чистотой и коварством, между молодостью и старостью, далекой до мудрости.
Расскажу вам притчу из Ветхого Завета кратко, чтобы было легче понять сюжет картины.
Действие происходит в Вавилоне, захваченном персидским царём Киром II Великим из династии Ахменидов.
Сусанна — героиня библейской притчи, описанной в 13-й главе Книги пророка Даниила, входящей в состав Ветхого Завета. Речь идет о прекрасной, праведной и скромной жене богатого еврея Иоакима.
Двое старцев, видные члены религиозного суда и уважаемые деятели общины, воспылали к Сусанне страстью. Они тайно наблюдали за ней в саду, когда мужа не бывало дома.
Однажды, когда Сусанна решила принять ванну, старцы подошли к ней с непристойным предложением. Отвергнутые, они пообещали в отместку опорочить Сусанну в глазах мужа и людей, обвинив её в прелюбодеянии.
Судьи оклеветали Сусанну, рассказав, что видели, как она предавалась страсти с юношей в саду под деревом. Женщину приговорили к побиванию камнями. Даже её муж не смог ей помочь.
Молодой пророк Даниил сказал, что не верит в виновность женщины, и предложил доказать её невиновность. Он потребовал подвергнуть судей невиданному до того момента способу допроса, который потом в судебных системах многих стран получит название «перекрёстный».
Сначала Даниил стал спрашивать первого судью, как было дело. Когда тот
повторил свою историю, пророк поинтересовался, под каким деревом Сусанна изменила мужу. Поскольку судья ответа не знал, то быстро выпалил, что дело было под мастиковым деревом. Когда о том же спросили второго судью, тот ответил, что измена была под дубом.
Сусанну спасли, и легенда о ней стала примером верности Богу и мужу, которую проявила героиня.
Сюжет картины у Альбрехт постепенно начинается снизу в центре с целомудренного омовения прелестной Сусанны, без наготы, которую любили изображать другие художники.
Интересно, что само имя уже говорит за себя: Суса́нна (ивр. Шошана) — женское имя, в переводе означает «лилия», и исторически восходит к древнеегипетскому слову «лотос».
Лотос олицетворяет утончённость, стремление к совершенству, чистоту и духовный рост. В Древнем Египте лотосы символизировали цикл жизни и
смерти: цветок появляется из ила, а затем снова погружается в её
глубины, что служит метафорой взаимосвязанности всех вещей.
Перейдем к странным и любопытным деталям картины:
- буквы и цифры на дереве (слева от старцев). Альтдорфер подписывал монограммой свои рисунки, гравюры и картины, как и Альбрехт Дюрер. Монограмма состояла из двух, вписанных одна в другую, букв А с усеченными вершинами. А цифры - это год создания картины- 1526.
- античные ворота. Они расположены чуть выше композиции омовения; Они уже на тот момент древние.
- там же заросшие руины и рядом стол и 2 скамьи из белого мрамора, которые тоже раньше были частью античных строений; Все это говорит о более древних строениях, находящихся на территории Вавилона.
- шпили на здании; Шпиль - вертикальное и остроконечное завершение зданий в виде сильно вытянутого вверх конуса или пирамиды. Часто шпиль увенчивается шаром (кугелем), флагштоком (флагом), резным изображением, флюгером с эмблемой или скульптурой. Многообразие символики.
- фундамент террасы. Он похож на фундамент крепости звезды, либо более фундаментального строения;
- ледяные горы; Руины Вавилона находятся на окраине города Эль-Хилла в Ираке, в 90 километрах к югу от Багдада. Откуда же там такие горы? Или художник перенес действие сюжета в свою страну? Самая высокая гора в Германии - Цугшпитце, её высота — 2962 метра. Это гора с тремя ледниками.
- источник, который явно ниже уровня местности. Если его обустроили для пользования, то можно было бы сделать повыше- удобнее;
- медный таз, где омывают ноги Сусанны. Художник не просто так изобразил медный таз, так как он символизирует резкое и неожиданное пропадание, гибель или порчу чего-либо. В данном случае репутацию и жизнь Сусанны, которую едва удалось спасти.
- фигуры людей на террасе. Они значительно меньше, чем на композиции омовения, хотя находятся на одной уровне.
Выше вы видите эскиз и рисунок к картине. Я добавила его, потому что он немного отличается от самой картины, что показывает работу и размышления Альбрехта над тем, как спрятать символику. Это тоже мастерство. Чтобы внимательный и ищущий взгляд нашел и разгадал тайный смысл картины- послания.
Особо хочется отметить прорисовку деталей, посмотрите, каждый цветок и травинка выписаны четко и точно. Сам художник был главных архитектором, уважаемым человеком, такой профессионал не мог быть фантазером.
Вероятно, у него был доступ к историческим архивам и документам, оттого он и изобразил на картине все эти детали.
Напишите в комментариях свои размышления, согласны ли вы, что здесь изображены необычные/странные детали.
Я буду и дальше публиковать захватывающие находки из мира
искусства и истории. Интересно? Поставьте лайк, напишите комментарий и/
или подпишитесь на канал "Руины и руинисты".