«Моторевизия» – это наш проект, в котором мы вместе с разными экспертами будем рассматривать популярные в Беларуси бренды мотоциклов, говорить об их преимуществах и не молчать о недостатках. И если вы только присматриваетесь к мототранспорту, но есть проблема с выбором, этот цикл поможет вам разобраться.
В первой статье мы говорили о знаменитой немецкой марке BMW, затем узнали о японском бренде Kawasaki. А сегодня расскажем о крупнейшем мотопроизводителе в мире – Honda. Но, прежде чем перейти к самим мотоциклам, немного окунемся в историю их создания.
От поршневых колец до крупнейшего мотопроизводителя
История Honda началась отнюдь не с мотоциклов. В 1937 году первым продуктом компании стали поршневые кольца. Спустя 9 лет был основан Технический исследовательский институт Honda Technical Research Institute, который сосредоточился на разработке моторизованных велосипедов. Собственно, это и привело к созданию первого мотоцикла Honda Dream D-Type в 1949 году.
Однако именно выпуск Super Cub в 1958-м по-настоящему ознаменовал прорыв Honda. Доступный скутеретта с его сквозной конструкцией, автоматическим сцеплением и четырехтактным двигателем вывел мотоциклы в массы и подготовил почву для мирового успеха всей компании. Ведь после этого Honda понадобилось всего лишь 9 лет, чтобы завоевать рынок и стать крупнейшим в мире брендом мотоциклов. К слову, этот титул она сохраняет и по сей день.
В 1960-е годы компания открыла для себя новую нишу – спорт. Тогда у Honda еще не хватало опыта, но после нескольких неудач в самом начале она все же добилась успеха на Isle of Man TT в 1961 году. И этот успех на трассе перешел в коммерческий успех, сделав мотоциклы Honda еще более популярными во всем мире.
В это же время компания начала становиться на четыре колеса, занимаясь производством авто, но при этом не оставляла мир мотоциклов позади. В 1969 году был представлен CB750, который часто считают первым в мире супербайком.
Последующие десятилетия были временем инноваций и диверсификации для Honda. Представление VFR750F в 1986 году продемонстрировало мастерство Honda в создании спортивно-туристических мотоциклов, а серия Gold Wing, запущенная в 1975 году, установила новые стандарты для дальних туристических мотоциклов. Помимо этого, Honda занялась и внедорожными мотоциклами. Серия CR, начавшаяся с CR125M в 1973 году, стала синонимом успеха в мотокроссе, а выпуск культового Africa Twin в 1988 году, предназначенного для приключенческой езды, укрепил эту позицию.
В начале XXI века Honda не прекратила развитие своей линейки. Модель Honda VFR1200F, представленная в 2009 году, включала трансмиссию с двойным сцеплением. Серия CTX700, представленная в 2013 году, была предназначена для городских поездок с упором на топливную экономичность и простоту использования. А сегодня Honda позиционирует себя как пионера в области электрических двухколесных транспортных средств.
«Мотоциклы этого бренда про то, чтобы ездить долго и упорно»
Теперь перейдем к делу. Рассказать про преимущества и недостатки этого бренда мы попросили Олега Хельги, который уже много лет является экспертом в мотомире.
– Можете описать этот бренд тремя словами?
– Я обойдусь двумя. Первое – это простота. В этом плане Honda можно сравнить с автоматом Калашникова. Т.е. в целом в этих мотоциклах довольно легко разобраться самому, чтобы потом самому их и обслуживать. Но если мы будем сравнивать старые мотоциклы с аналогичными советскими, производившимися в это же время, то Honda была намного технологичнее, сложнее и прогрессивнее. Кроме того, еще несколько десятков лет назад компания уже реализовывала интересные решения, например, появилась цифровая приборная панель в Gold Wing. Но в процессе эксплуатации все это опять же оказывалось простым в использовании.
А второе слово – надежность. Доказательство тому – Honda Super Cub, который был признан самым надежным мотоциклом в мире. При этом он тоже простой, да и нечему там ломаться. С другой стороны, сейчас во многих Honda стоит комбинированная система тормозов, суть работы которой довольно сложная. И при этом эти мотоциклы очень надежные. Поэтому Honda в целом про то, чтобы ездить долго и упорно.
Например, мой мотоцикл Honda VFR 800 – это сверхнадежный мотоцикл с вечным ГРМ. Когда я его выбирал, исходил из того, что мне не нужна сверхскорость, мне нужны надежность, управляемость и при этом какой-то характер. Но как понять надежность? Можно читать много статей, форумов, смотреть рейтинги и т.д. Я пошел по другому пути: начал читать про мотоциклы, которые состоят на вооружении полиции в разных странах. Потому что все, что делается для полиции и армии, должно иметь сверхресурс.
– В чем преимущества и недостатки мотобренда Honda?
– Простоту, о которой я говорил, можно отнести как к преимуществам, так и к недостаткам. Потому что технологии-то идут вперед, порой чего-то все-таки не хватает. С другой стороны, именно Honda одна из первых начала делать мотоциклы на автомате. И если мы сравниваем современные байки, то они все плюс-минус равны между собой. К преимуществам отнесу и надежность: начиная от самих запчастей и заканчивая сборкой. При этом сама компания очень щепетильна во многих вопросах. И, грубо говоря, если выделяется большое количество средств на изучение какого-либо блока, двигателя или тормозов, то они уходят туда полностью. А про балансировку двигателя Honda вообще ходят легенды. Я сам проводил эксперимент, в котором ставил двухрублевую монету на клапанную крышку Gold Wing. Потом заводил двигатель и даже газовал. Но монета оставалась на месте. И если говорить в целом, то эти мотоциклы вас никогда не подведут, а многие из них готовы поехать в кругосветку хоть прямо сейчас.
«Honda стала заложником своих стереотипов»
– Какие «болячки» распространены у Honda?
– Тут нужно отметить, что нет плохого мотоцикла, есть его неправильное использование, не по назначению. Или у вас ожидания больше, чем этот мотоцикл вообще может выдать. Например, когда заходит речь про Honda, то многие жалуются на реле-регулятор. Или у мотоцикла 1998 года выпуска с пробегом за 200 тысяч км выгорает генератор. Но тут все очень просто. Ввиду того, что бренд ассоциируется с надежностью, все думают, что если мотоцикл работает, то его не надо трогать. При этом все забывают про регламент. А по нему иногда все-таки нужно проверять все контакты в мотоциклах, тем более в старых. Ведь с течением времени они немного окисляются, чуточку увеличивается сопротивление, соответственно, начинают больше греться провода, затем чуть-чуть больше начинает греться генератор. В итоге он просто не выдерживает. Но если бы мы все фишки почистили, смазали специальным токопроводящим составом, то все работало бы и дальше. Потом из строя вышел аккумулятор. Почему? Потому что ему уже 5 лет и вообще-то его пора менять.
И вот как получается в реальности: человек купил новый мотоцикл и через два года его продал, после этого на нем катаются еще два года и снова продают. А третий покупатель откатывает лишь сезон – и у него сгорает генератор, выходит из строя аккумулятор и прочее. После этого человек думает, что он выбрал плохой мотоцикл. А дело в том, что его никто не трогал на протяжении 5 лет. Поэтому все «болячки» связаны с тем, что Honda просто стала заложником своих стереотипов.
– Сколько стоит обслуживание мотоциклов Honda?
– Давайте возьмем цены, которые сейчас есть в магазинах. Допустим, берем три комплекта тормозных колодок по 86 рублей за каждую. Прибавляем сюда масляный фильтр за 24 рубля и 4 литра масла за 177 рублей. Это 459 рублей. А если прям по-богатому считать, то можем еще приплюсовать воздушный фильтр за 80 рублей. При этом масляный фильтр и масло обязательно меняются каждую весну. А воздушный фильтр – через весну. Колодки тоже держатся 2–3 сезона. Поэтому лично у меня эта весна встанет в 201 рубль за фильтр и масло.
Самым дорогим вложением здесь будут шины, которые нужно менять каждые 20–25 тысяч км. В среднем хороший спортивно-туристический комплект будет стоить 1000 рублей. Если же мы хотим iPhone среди покрышек, а это, как правило, Michelin Road 6, то там только одно заднее колесо будет стоить в районе $300. Если говорить про запчасти, то их стоимость плюс-минус одинаковая по рынку. При этом сейчас в целом тяжело найти оригинальные запчасти на мотоциклы. В основном они покупаются под заказ, через какие-то компании и, конечно же, дорого стоят.
«CBR600F – самый четкий пацанский мотоцикл»
– А кому подойдут мотоциклы этого бренда?
– Здесь мы снова возвращаемся к стереотипам. Когда мы говорим про Kawasaki, сразу всплывает спортивный Ninja. Если берем Yamaha, то все знают YZF-R6, который тоже про спорт. Но когда мы говорим о Honda, то все знают CBR1100XX или Super Blackbird, он же «Дрозд». А «Дрозд» – это что? Это путешествия. Как и Honda VFR. Вместе с тем эти мотоциклы для людей постарше или «выживших мальчиков», которые уже не гонятся за модой, а предпочитают комфорт.
Конечно, у Honda есть и мотоцикл для молодежи. Это CBR600F. Я бы назвал его самым четким пацанским мотоциклом.
– Исходя из своего опыта, с каких моделей посоветуете начать знакомство с брендом для тех, кто сейчас ищет себе «железного коня»?
– Я всегда задаю вопрос: для чего нужен мотоцикл? Потому что его нужно искать под конкретную цель. Если вы хотите путешествовать, то смотрите Honda Transalp. Если хочется ездить по грязи, то это Honda CRF. В основном катаетесь по трассе далеко-далеко? Смотрите «Дрозд». Если хочется комфорта, то берите Gold Wing, но до него еще нужно дорасти. А если вы хотите просто кататься по городу, то это Honda Hornet. Он на это и рассчитан.
– А какие модели Honda в целом сейчас наиболее популярны в Беларуси? Давайте назовем топ-3.
– Исходя из того, с чем чаще всего обращаются ко мне, то это Honda VFR, «Дрозды» и, естественно, Gold Wing, причем бывают даже совершенно новые.