После начала Второй мировой войны многие американки столкнулись с неожиданной проблемой: привычные атрибуты женского гардероба — нейлоновые и шёлковые чулки практически исчезли из продажи. Причиной стали не только перебои в поставках, но и массовая реквизиция этих изделий военными, которым были нужны все возможные запасы тканей для фронта.
Если в довоенные годы каждая девушка считала обязательным иметь в гардеробе несколько пар нейлоновых чулок, а шёлковые модели и вовсе были символом женственности и статуса, то в военное время подобная роскошь стала недоступной. Более того, военные власти начали активно изымать чулочные изделия у женщин по всей стране.
Но почему же армия США проявила такой интерес именно к чулкам, и для чего они были нужны солдатам и военной промышленности?
Об этом мы подробно расскажем далее.
Как нейлон покорил женские сердца?
В наше время нейлон используется повсюду: от зубных щёток и автомобильных ковриков до гитарных струн, хирургических нитей и спортивного инвентаря.
Но в конце 1930-х именно нейлоновое чулки стали главным символом моды и прогресса. Ведь в 1938 году химики корпорации DuPont создали новый синтетический материал — нейлон. Спустя год, на Всемирной выставке в Нью-Йорке, компания впервые показала первые в мире нейлоновые чулки.
Революционная новинка моментально завоевала популярность: женщины увидели в ней достойную и привлекательную альтернативу дорогому шёлку
15 мая 1940 года, когда в США стартовали официальные продажи, магазины буквально штурмовали миллионы покупательниц.
За двое суток было реализовано свыше 4 миллионов пар, а за несколько месяцев — около 64 миллионов.
Стоили чулки 1,25 доллара, то есть примерно столько же, сколько и изделия из шёлка, но покупательниц подкупала их эластичность, лёгкость, прозрачная фактура и устойчивость к моли (в отличие от шелка).
Женский спрос оказался настолько огромным, что более 30% доходов DuPont компания стала получать именно от продаж чулок, хотя раньше 90% прибыли приходилось на мужскую аудиторию (порох, краски, антифриз, автохимия и пр.).
Война перечеркнула модный ажиотаж
После нападения на Перл-Харбор и вступления США в войну в 1941 году правительство ввело «Постановление L-85», согласно которому все запасы шёлка и нейлона переходили под контроль армии. Солдаты изымали продукцию у поставщиков и даже у гражданских женщин.
Из магазинов исчезли сначала нейлоновые, а затем и шёлковые изделия. Дефицит породил ажиотажный спрос, и розничные торговцы начали вводить ограничения: одной покупательнице отпускали не больше 2–3 пар. Цены же на нейлон подскочили до 10 долларов за пару и выше.
К ноябрю 1942 года власти США запустили масштабную государственную программу по изъятию шёлковых и нейлоновых чулок по всей стране.
Женщинам предписывалось лично приносить свои чулки и колготки в ближайшие магазины одежды и передавать их для нужд фронта. Причём подобное требование носило обязательный характер и рассматривалось как гражданский долг.
Более чем в половине Штатов даже были созданы специальные армейские роты, которые должны были ходить по улицам, стучаться в двери, требовать у женщин выполнить свой гражданский долг и передать свои собственные (даже иcпoльзованные) нейлоновые и шелковые чулки в распоряжение армии.
Но для чего всё это было нужно?
Всё дело в том, что с 1930-х по 1941 год 90% всего шёлка США покупали у Японии, но после нападения на Перл-Харбор, объявления войны Японии и вступления во Вторую мировую войну, американцам стало критически не хватать шёлка и нейлона.
Сырцовый шёлк был ключевым материалом для корабельного картузного оружия, а также для пошива парашютов, а нейлон же оказался ещё универсальнее: из него делали канаты для планёров, авиационные топливные баки, бронежилеты, шнурки, москитные сетки и даже гамаки. Его главное достоинство заключалось в высокой прочности и устойчивости к плесени.
И если в 1940 году 90% всего нейлона DuPont уходило на выпуск чулок, но уже к 1942-му почти весь объём перенаправили на военные нужды. Даже старые чулки перерабатывали: из них получали нити для пороховых мешков или сырьё для изготовления парашютов.
Вскоре если же в магазинах и случайно появлялась небольшая партия редких чулок, то возле кассы мгновенно возникали так называемые «нейлоновые бунты» — в ходе которых сотни, а иногда и тысячи женщин выстраивались в очередь и устраивали драки друг с дружкой, чтобы побороться за ограниченный запас чулочно-носочных изделий, которые продавались к тому моменту по 10 долларов за пару.
Женская смекалка в условиях дефицита
Но отсутствие чулок не могло заставить американок отказаться от привычных стандартов красоты. Находчивые женщины начали имитировать модный аксессуар подручными средствами.
И вместо того чтобы покупать чулки на черном рынке за огромную стоимость, многие женщины начали карандашами для бровей рисовать на ногах «стрелки», которые выглядели как нейлоновые чулки.
Ну а чтобы было ещё сложнее догадаться, носит женщина чулки или нет, многие дамы начали красить ноги тональными кремами, чтобы создать иллюзию нейлоновых чулок. Для упрощения процесса в универмагах и салонах красоты даже были созданы специальные услуги по «макияжу ног», где профессиональные визажистки красили дамам "женские чулки" с помощью тональных основ.
А такие бренды, как L'Oreal и Max Factor, не упустили возможности заработать на женских проблемах, и начать продавать в магазинах специальные флаконы с тональными кремами, которыми можно было покрасить ноги, чтобы создать иллюзию настоящих чулок (как на фото выше).