Район Звездара, в котором мы снимаем квартиру в Белграде, получил свое название от имени Белградской астрономической обсерватории.
Звездар в вольном переводе с сербского, - это человек, наблюдающий за звездами. Ну, и, соответственно, Звездара - это место, где такой человек предается этому увлекательному занятию.
Обсерватория, порядком заброшенная в лихие Югославские 90-е, все еще частично действует. В ней работает около 40 научных сотрудников, проходят защиты диссертаций. Даже оборудование, хоть и немного устаревшее морально, находится во вполне рабочем состоянии.
Однако непосредственно небесные наблюдения там сейчас не ведутся. Они перенесены в горы около Ниша, где открыта новая обсерватория. Нишский телескоп включен в глобальную сеть астрономических наблюдений. Если он "замечает" какое-то интересное астрономическое событие, то информация об этом передается глобально в другие обсерватории, а наблюдения со всех зафиксировавших событие приборов потом обрабатывается для получения полной картины.
В Звездаре же вести крупные наблюдения не позволяет не только моральное устаревание техники, но и высокий уровень светового загрязнения, которое генерирует большой город. Это раньше Звездара была холмом на отшибе, а теперь это соседний с центром район.
Мы попали на первую экскурсию, организованную для русскоязычного сообщества, в Белградскую обсерваторию.
Инструменты Белградской обсерватории
Велики рефрактор - он реально большой. Сложно представить, что здоровая конструкция, устремленная в купол, - это подзорная труба, глядящая в бездны галактики. Сейчас он находится на профилактике и, по оптимистичным прогнозам, будет восстановлен до уровня, когда на нем можно будет проводить несложные предварительные наблюдения и удивлять экскурсантов.
С посещения большого рефрактора и началась наша экскурсия. У здания, в котором он помещен, вращающийся купол и подъемная платформа пола.
Использовался он в основном для наблюдения за двойными звездами. Проработал до 90-х годов прошлого века. В это время Югославии стало уже не до звезд. Однако, рефрактор не был испорчен или разворован, что в общем-то было бы неудивительным в то смутное время.
Аналогичный Белградскому рефрактор стоит в Пулковской обсерватории.
Малый рефрактор - использовался исключительно для наблюдений за солнцем.
Он проработал дольше, наблюдения там проводились даже в нулевых. Крыши зданий, в которых установлены телескопы, вращаются. Мы это наблюдали воочию. А еще специально для экскурсантов была запущена система гироскопов. Ничего не понятно, но очень интересно.
Вот эти два строения тоже использовались для наблюдений. Это также подвижные конструкции со сдвижными элементами:
Затем мы отправились в библиотеку Обсерватории.
Она действующая. И там нам удалось полистать не только томики по астрономии, но и страшные книжки с математическими формулами. Там хранится много астрономической литературы и на русском языке.
А также можно посмотреть интересные наблюдательные приборы прошлого. Место очень атмосферное. Хогвартс в миниатюре, но с уклоном в науку, а не в магию.
Сербский ученый Иван Живанович
Вел экскурсию астроном, научный сотрудник Белградской обсерватории Иван Живанович. Иван по национальности серб, но он не просто свободно говорит, а мыслит на трех языках: сербском, русском и английском, ставшим мировым языком науки.
Иван учился в Петербурге, а потом работал в Пулковской обсерватории в течение 8 лет. Его научные интересы - физика Солнца, а с недавних пор он еще и составляет карту светового загрязнения Сербии. Сейчас, в силу политической обстановки в стране, возникли трудности с финансированием этого проекта, но есть надежда, что он все-таки будет развиваться. Иван говорит, что сейчас астроном - это по большей части программист. А вот времени для непосредственного наблюдения за объектами осталось не так уж и много. Иван работает и в составе международных коллективов. Недавно публиковал результаты научных исследований с коллегами из Великобритании, Франции, России и Ирана. Честно, я как кандидат всего-то социологических наук, испытываю какое-то особое почтение к ученым-естественнонаучникам, которые вот так, на физическом уровне, делают настоящую науку.
Организовано мероприятие русскоязычной командой, которая устраивает в Белграде лекции и другие научные мероприятия абсолютно различной направленности.
А это спаниель Лилу - самая умная собака в Белграде:
Участвует в подобных мероприятиях на правах организатора. Русская собака, которую без спроса и ограничений - чисто по-сербски, можно гладить всю лекцию.
История Белградской астрономической обсерватории
Обсерватория - старейший научный институт Сербии. Датой основания Белградской обсерватории считается 1887 год. Сначала она находилась на холме во Врачаре, где сейчас стоит Храм святого Саввы. Там до сих пор сохранился одно из строений, которое принадлежало Обсерватории. Позднее в 1924 году научное учреждение переехало в самую высокую точку в черте города - на Звездарский холм, который был в те времена совсем лысым.
Так что Звездарский лес, оказывается, и не лес совсем, а так, посадка, в которой самосев вышел из-под контроля.
Вот эта вышка являлась самым высоким местом города, пока в его состав не была включена Авала (холм повыше на окраине).
Сначала обсерватория объединяла метеорологические и астрономические наблюдения. Затем метеорология была отделена от астрономии. А в Звездаре, помимо наблюдения за звездами, стали наблюдать за деревьями. Примерно в 30-40-е годы был засажен деревьями Звезрарский холм, который превратился в Шуму - лес. На территории обсерватории еще видно, что деревья были высажены в строгом порядке. У многих есть порядковые номера. Наблюдения велись, а, возможно, и продолжают вестись, за каждым деревом. И их жизненный цикл описывался учеными вплоть до того, какие ветки и у какого дерева были сломаны во время снегопада или другой непогоды.
Обсерватория подвергалась разграблению во время двух Мировых войн, но усилиями ее директора Милана Недельковича многие инструменты вернулись обратно, после достижения мира по репарациям. Заслуги перед наукой, кстати, не защитили его от временной отставки по политическим мотивам. Потом, правда, его в должности восстановили, но был момент, когда номинально директором научного института был другой человек, а фактически руководить исследованиями продолжал Неделькович. Традиция, что ученые в оппозиции к власти, видно, жива в Сербии до сих пор.
Что интересно, сейчас в Белграде работает больше астрономов, чем в Нише, хотя там новая аппаратура и наблюдения проводятся именно там. Сказывается автоматизация процессов, когда астроном из смотрящего за звездами превращается в ученого, организующего процесс обработки больших массивов информации.
Невероятные истории из быта обсерватории
Обсерватория развивалась по принципу научного городка, когда ученые могли жить и работать в одном месте. Планировалось, что там будет развиваться инфраструктура для научных сотрудников, включая места для отдыха, детские сады и прочую инфраструктуру.
Однако, в 90-е туда пришли "какие-то люди", как выразился Иван, заняли некоторые помещения и построили дома на ее территории. На каких основаниях это стало возможно, понятно не до конца. Кто-то просто захватил территорию, а кто-то оформил право собственности на землю и выстроил прямо на территории учреждения частные и весьма небедные дома.
Эти люди живут там до сих пор.
На территории можно увидеть даже сад-огород с импровизированной оградой из веток, детскую площадку, места для барбекю.
А возле обсерваторской башни на самом высоком месте в Звездаре можно увидеть "автосервис" или просто склад автохлама.
Вклад Белградской обсерватории в науку
Белградскими астрономами за время работы обсерватории было открыто более 200 двойных звезд и 43 астероида. Расширены знания о физике Солнца, а также проводились исследования вращения Земли и географических координат.
Самым известным ученым обсерватории стал Милутин Миланкович, известный теорией ледниковых периодов (циклов Миланковича). Он также проводил оценку климата на других планетах земной группы.
Вот такое вот интересное сосуществование. Затрудняюсь представить что-то подобное в Пулково.