Найти в Дзене
Nadiamobail

Александр Родченко

Александр Родченко (1891–1956) — российский и советский художник, фотограф, скульптор и дизайнер, один из основоположников конструктивизма и авангардного искусства в России. Его вклад в искусство многогранен и охватывает несколько ключевых областей. Кредо Родченко — «Я хочу научить людей видеть необыкновенно обыкновенные вещи» Родченко родился 5 декабря 1891 года в Санкт-Петербурге. Отец — Михаил Михайлович Родченко (1852—1907), театральный бутафор. Мать — Ольга Евдокимовна Родченко (1865—1933), прачка. В 1902 году семья переехала в Казань, где в 1905 году Родченко окончил Казанское приходское начальное училище. В 1911—1914 годах учился в Казанской художественной школе у Николая Фешина, где в 1914 году познакомился с Варварой Степановой. С 1916 года Родченко и Степанова начали совместную жизнь в Москве. В этом же году он был призван в армию и до начала 1917 года служил заведующим хозяйством санитарного поезда Московского земства. В 1917 году, сразу же после Февральской революции в Мос
Оглавление

Александр Родченко (1891–1956) — российский и советский художник, фотограф, скульптор и дизайнер, один из основоположников конструктивизма и авангардного искусства в России. Его вклад в искусство многогранен и охватывает несколько ключевых областей.

Кредо Родченко — «Я хочу научить людей видеть необыкновенно обыкновенные вещи»

Родченко родился 5 декабря 1891 года в Санкт-Петербурге. Отец — Михаил Михайлович Родченко (1852—1907), театральный бутафор. Мать — Ольга Евдокимовна Родченко (1865—1933), прачка. В 1902 году семья переехала в Казань, где в 1905 году Родченко окончил Казанское приходское начальное училище.

В 1911—1914 годах учился в Казанской художественной школе у Николая Фешина, где в 1914 году познакомился с Варварой Степановой. С 1916 года Родченко и Степанова начали совместную жизнь в Москве. В этом же году он был призван в армию и до начала 1917 года служил заведующим хозяйством санитарного поезда Московского земства.

В 1917 году, сразу же после Февральской революции в Москве был создан профсоюз художников-живописцев. Родченко стал секретарём его Молодой Федерации, и занимался, в основном, организацией нормальных условий жизни и работы для молодых художников. В это же время вместе с Георгием Якуловым, Владимиром Татлиным и другими работал над оформлением кафе «Питтореск» в Москве, открывшегося в бывшем пассаже Сан-Галли, а с 1918 по 1921 заведовал музейным бюро в отделе ИЗО Наркомпроса.

В начале 1920-х годов Родченко стал одним из ведущих представителей русского авангарда. Он активно участвовал в различных художественных группах, таких как «Ослиный хвост» и «ЛЕФ» (Левый фронт искусства).

-2

Родченко искал новые способы выражения, отказываясь от традиционных методов живописи. Он использовал нестандартные материалы и формы, создавая коллажи, объекты и фотографии. Помимо живописи и графики занимался пространственными конструкциями. Первый цикл — «Складывающиеся и разбирающиеся» (1918) — из плоских картонных элементов, второй — «Плоскости, отражающие свет» (1920—1921) — свободно висящие мобили из вырезанных из фанеры концентрических форм (круг, квадрат, эллипс, треугольник и шестиугольник), третий — «По принципу одинаковых форм» (1920—1921) — пространственные структуры из стандартных деревянных брусков, соединённые по комбинаторному принципу. В 1921 подвёл итог своих живописных поисков и объявил о переходе к «производственному искусству».

Вклад в искусство

  1. Конструктивизм: Родченко был одним из основателей конструктивизма, течения, которое акцентировало внимание на функциональности и социальной роли искусства. Он считал, что искусство должно служить обществу и быть доступным для всех.
  2. Фотография: Родченко также известен своими новаторскими фотографиями. Он экспериментировал с углами съемки, композицией и светом. Его работы в области фотографии оказали значительное влияние на развитие этой дисциплины.
  3. Графический дизайн: Родченко занимался графическим дизайном, создавая плакаты и рекламные материалы. Его работы отличались яркими цветами и динамичными композициями, что сделало его одним из первых современных графиков.
  4. Инсталляции и объекты: Он создавал трехмерные объекты и инсталляции, которые отражали его идеи о пространстве и форме. Эти работы часто включали в себя элементы архитектуры и дизайна.
  5. Влияние на современное искусство: Вклад Родченко в искусство продолжает оказывать влияние на современных художников и дизайнеров. Его идеи о функциональности, простоте и доступности искусства остаются актуальными и сегодня.

Александр Родченко — это не только имя в истории искусства, но и символ стремления к новому, экспериментальному и социально ориентированному подходу в творчестве.

-3